Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2021 г. N 18АП-16692/20
г. Челябинск |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А07-3745/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2020 по делу N А07-3745/2020.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Борисенко Андрей Владимирович (доверенность от 26.01.2021 срок действия по 24.11.2023).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - общество "РН-Транс", ответчик, податель жалобы) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 593 145 руб.
60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35 726 руб. 25 коп. за период с 25.02.2019 по 26.12.2019 с продолжением начисления процентов на сумму основной задолженности с 27.12.2019 по день фактической оплаты (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2020 исковые требования общества "РЖД" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "РН-Транс" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Апеллянт указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции не учтено, что вагоны, указанные в актах общей формы ГУ-23ВЦ N 1/1037, 1/1036, 1/1035, 1/1038, 1/1039, 1/1042, 1/1043, 1/1044, 1/1045, 1/1046, 1/1046, 1/1047, 1/1048, 1/1049, 1/1050, 1/1051, 1/1052, 1/1053, 1/1054, 1/1055, 1/1056, 1/1058, 1/1059, 1/1040, 1/1041, 1/1057 от 25.02.2019, N1/1105, 1/1106, 1/1107, 1/1108, 1/1109, 1/1110, 1/1111, 1/1112, 1/1113, 1/1115. 1/1116, 1/1117, 1/1118, 1/1119, 1/1120, 1/1121, 1/1122, 1/1123, 1/1124, 1/1125, 1/1126 от 28.02.2019 простаивали на путях общего пользования по не зависящим от общества "РН-Транс" причинам в связи с неприемом перевозчиком готовых к уборке вагонов. Грузополучатель готов был принять вагоны на пути необщего пользования. В спорный период общество "РЖД" задерживало уборку груженых вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, в связи, с чем произошло скопление вновь прибывших вагонов на путях.
Указывает, что 14.02.2019 на промежуточной станции Тавтиманово Кбш ж.д. задержан поезд N 2842 индекс 6500-590-6549. Ответчиком 19.02.2019 начальнику железнодорожной станции Бензин Башкирского центра организации работы железнодорожных станций Куйбышевской дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" направлено письменное обращение N ЧА-0846-У о необходимости подъема "брошенного" поезда N 2842 индекс 6500-590-6549, однако поезд поднят лишь 24.02.2019.
Также указывает, что 14.02.2019 на промежуточной станции Тавтиманово Кбш ж.д. задержан поезд N 2094 индекс 6500-591-6549. Ответчиком 19.02.2019 начальнику железнодорожной станции Бензин Башкирского центра организации работы железнодорожных станций Куйбышевской дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" направлено письменное обращение N ЧА-0846-У о необходимости подъема "брошенного" поезда N 2094 индекс 6500-591-6549, однако поезд был поднят лишь 28.02.2019.
Согласно проведенному анализу занятости пути необщего пользования "Башнефть-УНПЗ" проведенного на основании памяток приемосдатчика на подачу/уборку ГУ-45 ВЦ за период с 12.02.2019 по 28.02.2019 выявлено, что при наличии освобожденных мест погрузки/выгрузки перевозчиком (истцом) производилась несвоевременная подача вагонов, а также имелись нарушения в части уборки готовых вагонов более 5 часов, после получения письменного уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке ГУ-2бВЦ. Взятое на себя обязательство по уборке готовых к уборке вагонов в течение 5 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке ГУ-2бВЦ за период с 12.02.2019 по 28.02.2019 надлежащим образом не исполнено.
Ответчик также ссылается на то, что при наличии освобождения мест погрузки/выгрузки имелись факты несвоевременной подачи перевозчиком вагонов, простаивающих на путях общего пользования. Например, согласно памятке уборки ГУ-45 ВЦ N 988 в 01ч.50 мин. 15.02.2019 с 3 пути произведена уборка 29 вагонов с грузом мазут топочный, при этом следующая подача вагонов под мазут топочный перевозчиком произведена только 15.02.2020 в 05 час. 25 мин., что подтверждается памяткой подачи ГУ-45 ВЦ N 991 (фронт свободен 03 час. 35 мин.).
От общества "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить судебный акт в силе, указывая, что довод ответчика о том, что что вагоны простаивали на путях общего пользования по не зависящим от общества "РН- Транс" причинам, в связи с неприёмом перевозчиком готовых к уборке вагонов, несостоятелен и опровергается материалами дела.
Ссылка ответчика на письмо начальника станции Бензин от 20.02.2019 N 315 несостоятельна, поскольку данное письмо к рассматриваемому делу не относится. Согласно Распоряжению и.о. Д Титаренко С.Н. на отправление ранее задержанных вагонов от 24.02.2019 N 461, основанием для отправления вагонов со станции Тавтиманово, послужило обращение начальника станции Бензин от 21.02.2019 N 317, в котором начальник станции просит поднять 24.02.2019 ранее отставленный от движения поезд 6500-590-6549.
Ссылка ответчика на письмо начальника станции Бензин от 20.02.2019 N 313 несостоятельна, поскольку данное письмо к рассматриваемому делу не относится. Согласно Распоряжению и.о. Д Титаренко С.Н. на отправление ранее задержанных вагонов от 28.02.2019 N 487, основанием для отправления вагонов со станции Тавтиманово, послужило обращение начальника станции Бензин от 27.02.2019 N 340, в котором начальник станции просит поднять 28.02.2019 ранее отставленный от движения поезд 6500-591-6549.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал позиции, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик своего представителя не направил, в связи с чем заседание проведено в его отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчик), обществом "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1 (далее также - договор) на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций общества "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД", согласно которому пользователь предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Согласно пункту 12.2 договора грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную ст. 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по ставкам Тарифного руководства.
На промежуточной станции Тавтиманово Куйбышевской ж. д. 14.02.2019 по приказу N 366 от 14.02.2019 отставлен от движения поезд N 2842 (6500-590-6549) в количестве 45 вагонов по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятости путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение от 14.02.2019 N 35 о задержке поезда N 2842 (6500-590-6549) получено представителем общества "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У.
На промежуточной станции Тавтиманово 14.02.2019 оформлен акт общей формы N 26, согласно которому поезд N 2842 (6500-590-6549) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2842 (6500-590-6549) 24.02.2019 по Приказу N 461 поднят с промежуточной станции Тавтиманово и отправлен на станцию назначения.
На промежуточной станции Тавтиманово 24.02.2019 оформлен акт общей формы N 30, согласно которому поезд 2842 (6500-590-6549) отправлен на станцию назначения. Окончание задержки вагонов в пути следования 24.02.2019.
Извещение от 24.02.2019 N 48 об отправлении поезда N 2842 (6500-590-6549) получено представителем общества "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У.
Факт нарушения срока доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭД911515, ЭЕ029263, ЭД934496, ЭД911451, ЭД632237, ЭД704792, ЭД971497, ЭД937619, ЭГ753942. ЭД997754, ЭД788317, 43616358, ЭД788317, ЭЕ029263, ЭД911512, ЭД971497, ЭД788317, ЭД700577, ЭД632237, ЭД700597, ЭД829086, ЭД934496, ЭД911514, ЭД700597, ЭД788317, 43616408, ЭД829976, ЭД632237, ЭД704727, ЭД632237, 43616374, ЭГ753944, ЭД188317, ЭД209280, ЭД535334, ЭЕ029263, ЭД441382, ЭД700577, 1Д997801, ЭЕ029263.
Расчёт платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) произведён в накопительных ведомостях N 000542-000566 и составил 224 083 руб. 20 коп.
Кроме того, 14.02.2019 на промежуточной станции Тавтиманово Куйбышевской ж.д. по приказу от 14.02.2019 N 369 отставлен от движения поезд N 2094 (6500-591-6549) в количестве 56 вагонов по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятости путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение N 36 от 14.02.2019 о задержке поезда N 2094 (6500-591-6549) получено представителем общества "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У.
На промежуточной станции Тавтиманово 14.02.2019 оформлен акт общей формы N 28, согласно которому поезд N 2094 (6500-591-6549) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2094 (6500-591-6549) 28.02.2019 по приказу N 487 поднят с промежуточной станции Тавтиманово и отправлен на станцию назначения
На промежуточной станции Тавтиманово 28.02.2019 оформлен акт общей формы N 32, согласно которому поезд N 2094 (6500-591-6549) отправлен на станцию назначения. Окончание задержки вагонов в пути следования 28.02.2019.
Извещение от 28.02.2019 N 51 об отправлении поезда N 2094 (6500-591-6549) получено представителем общества "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У.
Факт нарушения срока доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭД893786, ЭД849371, ЭД878623, ЭД820270, ЭД873089, ЭД873090, ЭД820268, ЭД849384, ЭД820268, ЭД653168, ЭД849371, ЭД893839, ЭД893786, ЭД748006, ЭД873089, ЭД873092, ЭД732366, ЭД668841, Э820270, ЭД849371, ЭД820268, ЭД849370, ЭД849382, ЭД799756, ЭД849384, ЭД732406, ЭД999733, ЭД873094.
Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) произведён в накопительных ведомостях N 000501-000520 и составил 369 062 руб. 40 коп.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, общество "РЖД" обратилось с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем начисление обществом "РЖД" обществу "РН-Транс" размере 593 145 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным.
Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Приходя к указанным выводам, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 45 на станции назначения акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 12.2 заключенного между сторонами договора грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава.
Судом также установлено, что на станции назначения допущена задержка вагонов, что подтверждается представленными актами общей формы.
В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь общего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов, и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов. В актах причиной их составления указано: вагоны простаивают на выставочных путях общего пользования в ожидании приема грузополучателем обществом "РН-Транс".
В связи с указанным истцом правомерно к взысканию с ответчика за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена плата в общей сумме 593 145 руб. 60 коп.
Расчет платы произведен согласно тарифному руководству, ответчиком расчет не оспорен, доказательств уплаты указанной суммы в добровольном порядке не представлено.
С учетом изложенного, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на путях общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности исковых требований общества "РЖД".
Возражения ответчика против исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов мотивированно отклонен судом первой инстанции, так как уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
Так, при направлении 13.02.2019 уведомления о завершении грузовой операции N 4321 на вагон N 50498005 не был оформлен перевозочный документ, что подтверждается записью в самом уведомлении в графе Примечание: "требуется предъявление накладной на бланке".
Уведомление о завершении грузовой операции N 4223 подано в нарушение требований статьи 25 УЖТ РФ и пункта 6 договора от 21.12.2018 N 4/41/1 до оформления перевозочных документов, что подтверждается записью в графе Примечание: требуется предъявление вагонного листа.
Согласно пункту 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утверждённой Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р., вагонный лист составляется на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем.
При направлении 15.02.2019 уведомления о завершении грузовой операции N 4562 на вагоны не были оформлены перевозочные документы, что подтверждается записью в самом уведомлении в графе Примечание: "требуется предъявление накладной на бланке".
Аналогичная ситуация сохранялась по всем уведомлениям о завершении грузовых операций.
Таким образом, уборка вагонов с место погрузки - выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов.
Ссылка ответчика на свободность грузовых фронтов несостоятельна и опровергается представленными документами.
Пунктом 5 договора установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Пунктом 9 договора определён технологический срок на грузовые операции, в соответствии с разделом II Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждённых Приказом МПС России от 10.11.2003 N 70 (данный документ в соответствии с письмом Минюста России от 06.04.2004 N 07/3561-ЮД не нуждается в регистрации), который составляет 2 часа.
Из анализа занятости пути необщего пользования, составленного на основании памяток приемосдатчика следует, что данное требование ответчиком на станции Бензин не выполняется, при этом нарушается технологический срок, установленный договором.
Так, по памятке приемосдатчика N 956 14.02.19 было подано на места погрузки-выгрузки 4 вагона, ответчиком было подано уведомление о завершении грузовой операции N 4363 на 1 вагон, отклонение составляет 3 вагона.
По памятке приемосдатчика N 955 14.02.2019 в 04:20 подано 28 вагонов, вагоны убраны 14.02.2019 в 16:40 по памятке приемосдатчика N 984, превышение технологического срока - 10:20.
По памятке приемосдатчика N 957 14.02.2019 г. в 05:20 подано 29 вагонов, вагоны убраны 14.02.2019 в 22:01 по памятке приемосдатчика N 987, превышение технологического срока - 14:41.
По памятке приемосдатчика N 958 14.02.2019 г. в 05:25 подано 6 вагонов, убрано 29 вагонов 15.02.2019 в 00:12 по памятке приемосдатчика N 988, отклонение составляет 23 вагона, превышение технологического срока - 19:37.
По памятке приемосдатчика N 1052 17.02.2019 в 17:30 подано 29 вагонов, убрано 23 вагона 18.02.2019 в 05:00 по памятке приемосдатчика N 1061, отклонение составляет 6 вагонов, превышение технологического срока -11:30.
Аналогичная ситуация сохранялась во весь период нахождения вагонов в составе поездов N 2842 и N 2094 на промежуточной станции.
Кроме того, из представленного ответчиком анализа занятости путей необщего пользования следует, что пути не бывают свободными.
Так, на 3 путь в период с 12 по 28 февраля 2019 года было подано 682 вагона, убрано по уведомлениям о завершении грузовой операции 637 вагонов.
На 6 путь в период с 12 по 28 февраля 2019 года было подано 792 вагона, убрано по уведомлениям о завершении грузовой операции 749 вагонов.
Аналогичная ситуация и по остальным путям.
Обращение от 19.02.2019 N ЧА-0846-У не может служить доказательством отсутствия его вины, поскольку носит формальный характер и опровергается анализом занятости путей необщего пользования, из которого следует, что ответчиком систематически нарушается технологический срок оборота вагонов, что приводит к скоплению подвижного состава на станции назначения и как следствие исключает возможность подъёма ранее отставленных от движения поездов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленными актами общей формы подтверждено, что основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является: нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятости путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс", неприем станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
В данном случае данные обстоятельства присутствуют и подтверждены первичными документами.
Ответчик в свою очередь не представил доказательств, подтверждающих отсутствие факта простоя вагонов сверх установленных сроков. Надлежащих доказательств того, что задержка вагонов произошла по вине истца, в материалы дела также не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 593 145 руб. 60 коп.
Истцом также заявлялось о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35 726 руб. 25 коп. за период с 25.02.2019 по 26.12.2019 с продолжением начисления процентов на сумму основной задолженности с 27.12.2019 по день фактической оплаты, из них по поезду N 2842 заявлено о взыскании 13 615 руб. 36 коп. процентов за период с 25.02.2019 по 26.12.2019, по поезду N 2094 - 22 110 руб. 89 коп. процентов за период с 01.03.2019 по 26.12.2019.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Нарушение ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования подтверждено материалами дела, контррасчет подателем жалобы не представлен, в связи с чем исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2020 по делу N А07-3745/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3745/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"