г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А26-4912/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца: Матыцына Т.В. по доверенности от 11.01.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31410/2020) ООО "Северпродукт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2020 г. по делу N А26-4912/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Северпродукт"
к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом-интернат для ветеранов"
3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Диетгрупп", общество с ограниченной ответственностью "Каудаль"
о признании недействительным конкурса,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северпродукт" (далее - истец, Общество, ООО "Северпродукт") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом - интернат для ветеранов" (далее - ответчик, Учреждение) о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на право заключения гражданско - правового договора на оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом - интернат для ветеранов", а также сотрудников учреждения в 2020 - 2021 годах (извещение N 32009131129 от 04.05.2020 года).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Диетгрупп" и общество с ограниченной ответственностью "Каудаль".
Решением суда от 21.09.2020 г. в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО "Северпродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.09.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, не принято во внимание, что заказчиком избран ненадлежащий способ закупки, в дополнении к апелляционной жалобе истец указал, что квалификационные требования заказчика не позволили выявить лучшие условия исполнения контракта в части опыта и профессионализма, что противоречит целям обеспечения закупки, а именно принципам гласности и прозрачности.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал с учетом представленных дополнений.
Ответчик и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04 мая 2020 года Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом - интернат для ветеранов" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении закупки в форме электронного конкурса. изменения. Номер извещения: 32009131129.
Предметом закупки является оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом - интернат для ветеранов", а также сотрудников учреждения в 2020 - 2021 годах.
Дата начала срока подачи заявок - 04.05.2020 года.
Дата и время окончания подачи заявок 04.06.2020 года в 09 час. 00 мин.
Начальная (максимальная) цена контракта: 18 637 151 руб. 85 коп.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 05.06.2020 года в адрес Заказчика поступило 3 заявки, все заявки допущены к участию в конкурсе, в том числе заявка ООО "Северпродукт".
20 мая 2020 года ООО "Северпродукт" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия с жалобой была подана жалоба на конкурсную документацию.
По результатам рассмотрения жалобы решением Комиссии УФАС от 08.06.2020 года N 010/07/3-343/2020 жалоба ООО "Северпродукт" на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме (извещение N 32009131129) признана необоснованной.
Закупка в форме открытого конкурса в электронной форме завершена.
На основании протокола подведения итогов конкурса от 08.06.2020 года победителем закупки признано ООО "Диетгрупп" (97,45 баллов). Заявке ООО "Северпродукт" присвоен второй номер с итоговым баллом 65,8; заявке ООО "Каудаль" присвоен третий номер с итоговым баллом - 51,99.
Полагая, что конкурс проведен с нарушением норм действующего законодательства, Общество обратилось в суд с рассматриваемым иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав доводы истца, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Рассматриваемая закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ).
Целями регулирования настоящего Федерального закона, исходя из содержания части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу подпункта "в" пункта 4 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ названный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупке (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Принцип информационной открытости закупки определен в части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которой в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу императивного запрета, закрепленного в части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В рассматриваемом случае истец полагает, что установленные заказчиком квалификационные требования были избыточны, ограничивали количество участников закупки и не позволили выявить лучшее предложение и правильно определить победителя.
При этом, количество начисленных баллов истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 главы 5 Положения о закупках при проведении закупок заказчик вправе установить следующие квалификационные требования к участникам закупки:
1) наличие финансовых, материальных средств, трудовых ресурсов, а также иных возможностей (ресурсов) необходимых для выполнения условий договора;
2) наличие опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг, товаров);
3) другие квалификационные требования по усмотрению заказчика.
Требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупочных процедур.
Согласно пункту 3.4 раздела 3 главы 5 Положения о закупках параметры, по которым будут определятся аналогичность работ (услуг, товаров), закупаемых заказчиком, определяются в документации о закупке.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величина значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок установлены в пункте 28 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме.
Оценка осуществляется на основании двух критериев:
- цена контракта, значимость критерия - 40%;
- квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, на праве собственности или иным законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; значимость критерия - 60%.
Рейтинг, присуждаемый каждой заявке по критерию "Квалификация участников закупки", определяется следующим образом: Общий объем оказанных услуг (опыт участника закупки), выраженный в человеко-днях, по результатам исполненных без пеней, штрафов государственных, муниципальных контрактов, договоров с учреждениями здравоохранения, социального обслуживания на оказание услуг по организации питания, заключенных по результатам конкурентных способов закупки (открытых конкурсов (в том числе в электронной форме), конкурсов с ограниченным участием (в том числе в электронной форме), аукционов в электронной форме, запросов котировок (в том числе электронной форме), запросов предложений (в том числе в электронной форме)) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В качестве подтверждающих документов представляются копии всех страниц соответствующего контракта (договора) и копиями документов, подтверждающих исполнение соответствующего контракта (договора) (акты об оказании услуг, утвержденные обеими сторонами), с указанием стоимости услуг на одного человека в день по каждому соответствующему контракту (договору), а также объем оказанных услуг в человеко-днях по каждому контракту (договору).
В указанном разделе также приведена формула расчета присуждаемых баллов по каждому критерию
Оценив вышеназванные квалификационные требования заказчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждением в Конкурсной документации о закупке сформулированы требования, которые основаны на представлении заказчика о потребности в услугах определенного качества и количества, о потенциальном исполнителе с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д. Спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.
Вопреки доводам жалобы, требования заказчика о представлении в качестве подтверждающих квалификацию договоров с учреждениями здравоохранения, социального обслуживания на оказание услуг по организации питания, заключенных по результатам конкурентных способов закупки, не может рассматриваться в качестве дискриминационных или ограничивающих конкуренцию, учитывая предмет закупки и специфику деятельности заказчика, как организации, осуществляющей именно социальное обслуживание, и рассчитывающей, что лицо, ставшее победителем конкурса, будет иметь опыт обслуживания (организация питания) организаций социальной направленности.
При этом допуск к участию в конкурсных процедурах установлением таких требований не ограничивается, а лицо, не имеющее возможность подтвердить наличие достаточного требуемого опыта работы, может сделать лучшее предложение по иным критериям оценки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Как справедливо указал суд первой инстанции, установленные учреждением требования, связанные с наличием опыта и квалификации, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Судом также дана оценка доводом истца о неправомерном отклонении при подведении итогов закупки 5 договоров, которые были представлены при проведении конкурса.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, участники закупки при формировании вторых частей заявок на участие в конкурсе должны сформировать таблицу "Форма N 1 "Сведения о нестоимостном критерии". В случае не заполнения или не полного заполнения Формы N 1, наличия в указанной форме недостоверной информация, отсутствия документов или сведений в соответствии с пунктами 1 - 4 (подпункта 2 пункта 28 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме), количество человеко-дней по такому контракту (договору) не учитывается при оценке.
Истцом не оспаривается, что при формировании второй части заявки на участие в конкурсе Обществом с ограниченной ответственностью "Северпродукт" были представлены контракты (договоры) 3100104069618000014, 3100103971818000005, 2101300093017000004, 2100104172418000141, 3100104069619000009, однако сведения из указанных договоров не были отражены в Форме N 1 "Квалификация участников конкурса", следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что с учетом требований конкурсной документации у заказчика отсутствовали основания для учета указанных контрактов (договоров) при оценке квалификации (опыта) участника закупки.
Более того, при рассмотрении апелляционной жалобы истцу было предложено представить указанные контракты и расчет баллов, который свидетельствовал бы о том, что в случае принятия этих документов заказчиком результат конкурса был бы иным. Однако, определение суда истцом не исполнено, надлежащих доказательств, подтверждающих, что при учете вышеуказанных контрактов ООО "Северпродукт" стал бы победителем, не представлено.
Также не может быть признан обоснованным довод Общества о ненадлежащей форме проведения закупки, так как положения Федерального закона N 223-ФЗ в полной мере распространяются на бюджетные учреждения при осуществлении закупок ими товаров, работ, услуг за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности.
Как установлено судом и не опровергнуто подателем жалобы, согласно плану финансово - хозяйственной деятельности учреждения на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 годов, представленному в материалы дела, Учреждение имеет достаточное количество денежных средств в целях финансового обеспечения заключаемого контракта за счет денежных средств, поступающих от осуществления основной уставной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим.
Требуя признания торгов недействительными, заявитель должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости.
Обращаясь с подобным иском, истец должен доказать, что торги проведены с существенным нарушением законодательства, вследствие чего победитель определен неверно, что привело к нарушению прав истца.
В рассматриваемом случае истцом не представлено надлежащих доказательств, что установленные заказчиком в документации критерии оценки не соответствуют закону и привели к неправильному определению победителя, в связи с чем в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано правомерно.
Судом дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и представленным доказательства, не допущено нарушений нор материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 сентября 2020 года по делу N А26-4912/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северпродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4912/2020
Истец: ООО "СЕВЕРПРОДУКТ"
Ответчик: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия "Петрозаводский дом-интернат для ветеранов"
Третье лицо: ООО "ДИЕТГРУПП", ООО "Каудаль"