г. Киров |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А17-2639/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.12.2020 по делу N А17-2639/2020
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН 1033700074671, ИНН 3729007176)
о взыскании убытков в сумме 2 610 830 рублей,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - ответчик, заявитель, Департамент) о взыскании 2 610 830 рублей 00 копеек убытков в виде недополученного дохода.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.12.2020 иск удовлетворен.
Ответчик с принятым судебным актом не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.12.2020 по делу N А17-2639/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в обжалуемом решении не дано правовой оценки доводу о том, что истец по своей организационно-правовой форме является Федеральным государственным бюджетным учреждением, в связи с чем субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлениями Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п и от 25.03.2016 N 73-п ему предоставлены быть не могут. Решения Департамента об отказе в присвоении Учреждению статуса получателя субсидии в 2018 году фактически обусловлены действиями истца, который обратился к ответчику с пакетом заявочных документов на получение субсидии в нарушение требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что убытки, возникшие у Учреждения, обусловлены противоправными действиями Департамента, как главного распорядителя бюджетных средств, поскольку согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент обязан осуществлять проверку порядка предоставления субсидии их получателями. Следовательно, как такового наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Департамента и наступившими неблагоприятными последствиями также не могло быть установлено, поскольку неблагоприятные последствия в виде возникших убытков возникли исключительно по вине истца.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с июля 2018 года по декабрь 2018 года Учреждение на основании договоров N 01-06-37-02-006 от 25.05.2017, N 01-06-37-01-006 от 25.05.2017, N 01-06-37-02-013 от 27.10.2017, N 01-06-37-02-013 от 27.10.2017, N 3УЖФ/ЗВО-1 от 02.10.2017 оказывало населению услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, отоплению и горячему водоснабжению на территории поселка Лесное в городе Наволоки Кинешемского района, городе Шуя Ивановской области, города Иванова.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-т/8 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на территории Ивановской области на 2018-2020 годы" (далее по тексту - Постановление N 177-т/8) на 2018-2020 годы установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на территории Ивановской области.
Пунктом 5 Постановления N 177-т/8 предусмотрено, что возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, поставляемые потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, поставляемую населению, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с Законами Ивановской области от 09.12.2014 N 103- ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области".
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-гв/20 "О производственных программах в сфере горячего водоснабжения, тарифах на горячую воду, поставляемую потребителям города ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на территории Ивановской области с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, на 2018 год" (далее по тексту - Постановление N 177-гв/20) на 2018 год установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.
Пунктом 3 Постановления N 177-гв/20 предусмотрено, что возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на горячую воду, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на горячую воду, поставляемую населению, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с Законами Ивановской области от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области", от 05.06.2015 N52-ОЗ "О льготных тарифах на водоснабжение и водоотведение на территории Ивановской области".
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13.12.2017 N 173-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, оказывающего услуги потребителям Ивановской области", с учетом изменений внесенных Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 16.02.2018 N 189-к/1, (далее по тексту - Постановление N 173-к/3) установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, оказывающего услуги потребителям Ивановской области, с календарной разбивкой согласно приложению 1.
Пунктом 2 Постановления N 173-к/3 предусмотрено, что возмещение выпадающих доходов от разницы между тарифами для бюджетных и прочих потребителей и льготными тарифами для населения осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Ивановской области.
В период с июля 2018 года по декабрь 2018 года истец производил начисление платы за поставляемые населению коммунальные услуги с учетом утвержденных тарифов на тепловую энергию, горячую воду, тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения,
Учреждение обратилось в Департамент о выделении в установленном порядке из областного бюджета субсидий на возмещение в 2018 году недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, тарифами в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и утвержденными льготными тарифами.
Согласно справке-расчету, согласованной Департаментом энергетики и тарифом Ивановской области, планового размера недополученных доходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, образующихся в результате применения льготных тарифов на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение определен по Учреждению на 2018 год в сумме 2 364 302 рубля.
Согласно справке-расчету, согласованной Департаментом энергетики и тарифом Ивановской области, плановый размер недополученных доходов, возникающих вследствие осуществления государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома определен по Учреждению на 2018 год в сумме 4 016 676 рублей.
23.07.2019 письмом N 02-37/385 ответчик уведомил истца об отказе в выделении субсидии по причине того, что получателем субсидий могут являться юридические лица любой организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), расположенных на территории Ивановской области.
Общая сумма недополученного Учреждением дохода за период с июля по декабрь 2018 года согласно реестрам потребителей по холодному и горячему водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению составила 2 610 830 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23 (далее - Постановление N 23) разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В рассматриваемом случае истцом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В силу статей 3-5, 32, 33 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в частности, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 87) разъяснено, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 29.03.2011 N 2-П), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По Закону Ивановской области от 09.12.2014 N 103-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (далее - Закон N 103-03) возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготным тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 Закона N 103-03.
Статьей 6 Закона N 103-03 (в редакции от 03.07.2015) установлено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета.
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и теплоснабжающими организациями (часть 3 статьи 6 Закона N 103-03).
Во исполнение Закона N 103-03 принято постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома", которым утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления финансовое обеспечение предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, является расходным обязательством Ивановской области.
Истец в спорный период при осуществлении деятельности по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению населения нес убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты населения за коммунальные услуги производились по установленным тарифам, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулирующим органом. Убытки в виде разницы в тарифах истцу не были возмещены.
Факт оказания населению коммунальных услуг подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Поскольку истец обеспечивал теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение населения и нес расходы в связи с этой деятельностью, то он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует ресурсоснабжающим и управляющим организациям компенсацию выпадающих доходов.
Согласно расчету истца размер недополученных доходов (убытков) составил 2 610 830 рублей.
Методика расчета заявителем не оспорена.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 разъяснено, что надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец по своей организационно-правовой форме является Федеральным государственным бюджетным учреждением, в связи с чем субсидии ему предоставлены быть не могут, не влияют на оценку судом спорной ситуации.
Устанавливая порядок предоставления субсидий, Правительство Ивановской области не предусмотрело каких-либо исключений для государственных (муниципальных) учреждений, доказательств наличия иного порядка возмещения таким учреждениям недополученных доходов не представлено.
При этом следует отметить, что гражданское и бюджетное законодательство не содержит запрета на возмещение бюджетному учреждению убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, горячее водоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
Учитывая изложенное, исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере к ответчику.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.12.2020 по делу N А17-2639/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2639/2020
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента ЖКХ Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд