г. Красноярск |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А69-1444/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "05"февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
путем использования системы видеоконференц-связи
при участии в судебном заседании, находясь в Арбитражном суде Республики Тыва: от Службы по тарифам Республики Тыва: Бочарова Е.Н., представитель по доверенности от 01.02.2021, служебное удостоверение; Даржаа С.Ю., представитель по доверенности
от 01.02.2021, паспорт, диплом, находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда участвует: от Прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры: Кислицын Д.С., помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, служебное удостоверение ТО N 269434,.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по тарифам Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "10" декабря 2020 года по делу N А69-1444/2020
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - Транспортная прокуратура, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Республики Тыва (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным постановления от 09.06.2020 N 8 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10.12.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы, указал на то, что РКП "АК "Тува Авиа" вправе самостоятельно определять тарифы на перевозку пассажиров и багажа при наличии согласования Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 03.02.2021.
От прокуратуры в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе приложен дополнительный документ - копия экспертного заключения Службы по тарифам Республики Тыва об установлении предельных максимальных тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, для РКП "АК "Тува Авия" на 2019 - 2020 года.
При этом, представитель Службы по тарифам Республики Тыва пояснил, что не настаивает на приобщении данного документа к материалам дела.
С учетом изложенного судом в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено протокольное определение о возврате приложенного к апелляционной жалобе документа, так как он имеется в материалах дела и ходатайство о повторном его приобщении не заявлено.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Красноярской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения РКП "АК "Тува Авиа" федерального законодательства о порядке ценообразования в деятельности авиакомпании выявлены нарушения.
27.02.2020 заместителем Красноярского транспортного прокурора Маклаковым А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Республиканского казенного предприятия "Авиакомпания "Тувинские Авиационные Линии" (далее - РКП "АК "Тува Авиа" или предприятие) по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Извещением о явке от 03.06.2020 N 876 Служба уведомила предприятие о рассмотрении административного дела 09 июня 2020 в 11 час. 00 мин. по адресу: г.Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 31, кабинет 204.
09 июня 2020 и.о. руководителем Службы Бочаровой Е.Н. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в присутствии представителя предприятия Санданова А.Э., действующего на основании доверенности от 09.06.2020.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Транспортная прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела прокурор оспаривает постановление о прекращении дела об административном правонарушении, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении РКП "АК "Тува Авиа" прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 24.5 КоАП предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит вынесению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование и отменяя постановление о прекращении дела об административном правонарушении, исходил из того, что у административного органа отсутствовали основания для вывода об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что постановлением от 27.02.2020 Транспортной прокуратурой возбуждено административное дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный порядок ценообразования, объективную сторону составляют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленный действующим законодательством порядок ценообразования, в том числе в части порядка установления регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Следовательно, в рассматриваемом случае для признания действий (бездействия) РКП "АК "Тува Авиа" административным правонарушением, необходимо, чтобы они противоречили действующему законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов).
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), которым утвержден, в том числе Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем шестым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.12.2005 N 1392 N Об основах ценовой (тарифной) политики в Республике Тыва" утвержден перечень цен (тарифов), надбавок на продукцию, товары и услуги, по которым органы исполнительной власти Республики Тыва осуществляют государственное регулирование для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности (далее - Перечень).
Согласно пункту 1.2 Перечня Правительство Республики Тыва утверждает тарифы на перевозку пассажиров и багажа воздушным и речным транспортом в местном сообщении и на переправах в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, тарифы на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом подлежат государственному регулированию и устанавливаются исключительно Правительством Республики Тыва.
Как следует из материалов дела, прокуратура вменяет предприятию утверждение экономического тарифа на перевозку пассажиров и грузов по маршруту Кызыл-Кунгуртуг-Кызыл на воздушных судах типов типа Ан-2 и Ми-8, размер которого составлял 88,48 руб.
Приказом от 30.09.2019 N 82 предприятием утверждены экономические тарифы авиабилетов на рейсы РКП "АК "Тува Авиа" для выполнения перевозок пассажиров по местным воздушным линиям Республики Тыва в 2019 году.
Данным приказом по спорному направлению тариф установлен в размере 8 848 руб. и на перевозку сверхнормативного багажа и груза руб./ кг на 2019 год в размере 88 руб. 48 коп.
Из представленных документов усматривается, что постановлением от 13.09.2019 N 445 Правительством Республики Тыва утвержден льготный тариф на перевозку пассажиров воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва на 2019.
Согласно указанному постановлению следует, что утверждены льготные тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва на 2019 год и установлено право проезда по льготным тарифам на местных воздушных линиях.
Также пунктом 3 постановления предусмотрено выделение из республиканского бюджета Республики Тыва финансовых средств на возмещение убытков, полученных при выполнении авиарейсов по перевозке пассажиров воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва по регулируемым тарифам, исходя из стоимости одного летного часа (с учетом НДС 10 процентов) на самолетах Ан-2 в размере 70 782 руб., на вертолетах Ми-8, Ми-8АМТ в размере 167737,3 руб.
Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств, свидетельствующих об утверждении экономического тарифа на перевозку пассажиров и грузов по маршруту Кызыл-Кунгуртуг-Кызыл на воздушных судах типа Ан-2 и Ми-8 в размере 8 848 руб. и тарифа на перевозку одного килограмма сверхнормативного багажа в размере 88 руб. 48 коп.
С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что транспортная прокуратура правомерно вменила предприятию нарушение установленного действующим законодательством порядка ценообразования в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва.
Установление самостоятельного экономического тарифа на воздушные перевозки пассажиров и грузов без установленного тарифа, утвержденного Правительством Республики Тыва, является нарушением законодательства в сфере регулируемого ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 26.1 КоАП РФ в рамках дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Как уже было отмечено в настоящем постановлении, частью 1 статьи 24.5 КоАП предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит вынесению в случае отсутствия события административного правонарушения.
При этом, событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.
В рассматриваемом случае для признания действий (бездействия) РКП "АК "Тува Авиа" административным правонарушением по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ необходимо, чтобы они противоречили действующему законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт установления Правительством Республики Тыва экономического тарифа на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом по маршруту Кызыл-Кунгуртуг-Кызыл на воздушных судах типа Ан-2 и Ми-8 в размере 8 848 руб. и тарифа на перевозку одного килограмма сверхнормативного багажа в размере 88 руб. 48 коп., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Службой не доказано соответствие оспариваемого постановления N 8 от 09.06.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении положениям части 1 статьи 24.5 КоАП и в отсутствии правовых оснований для его вынесения удовлетворил заявленные требования прокуратуры и признал оспариваемое постановление незаконным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Проверкой, проведенной Красноярской транспортной прокуратурой, установлено, что РКП "АК "Тува Авиа" на основании пунктов 1, 2 приказа и.о. директора предприятия от 30.09.2019 N 82 самостоятельно утвердило экономический тариф на перевозку пассажиров и грузов по маршруту Кызыл - Кунгуртуг - Кызыл на воздушных судах типов типа Ан-2 и Ми-8, размер которого составлял 8 848 рублей, а также тариф на перевозку одного килограмма сверхнормативного багажа, размер которого составлял 88,48 рублей.
Данное обстоятельство является установленным.
В обоснование доводов жалобы, административный орган указал на то, что РКП "АК "Тува Авиа" вправе самостоятельно определять тарифы на перевозку пассажиров и багажа при наличии согласования Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва.
Указанная позиция административного органа является ошибочной, поскольку исключительная компетенция Правительства Республики Тыва по вопросам утверждения тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным и речным транспортом в местном сообщении и на переправах установлена статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва".
Указанный нормативный правовой акт в системе республиканского законодательства обладает большей юридической силой, чем нормативные правовые акты иных государственных органов Республики Тыва.
Установив обстоятельства, подтверждающие факт незаконного установления тарифов коммерческой организацией, административный орган не имел правовых оснований для вынесения оспариваемого постановления.
При указанных обстоятельствах, решение суда является обоснованным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "10" декабря 2020 года по делу N А69-1444/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1444/2020
Истец: ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА, ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Служба по тарифам Республики Тыва
Третье лицо: Правительство Республики Тыва, РЕСПУБЛИКАНСКОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АВИАКОМПАНИЯ "ТУВИНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ЛИНИИ", СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА