город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2021 г. |
дело N А32-2790/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Акстар": представитель Ермолаев В.И., по доверенности от 01.12.2019, паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.10.2020 по делу N А32-2790/2020
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Акстар"
(ИНН 2370000337, ОГРН 1112370000566)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным действия таможни по отказу во внесении корректировок в ДТ и возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость; об обязании внести соответствующие корректировки в ДТ, обязании возвратить из бюджета уплаченную сумму налога,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Акстар" (далее - заявитель, ООО "Акстар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным действия Краснодарской таможни (далее -таможенный орган) по отказу ООО "АКСТАР" во внесении корректировок в ДТ N 10309150/090419/0000710 от 09.04.19 и возврате излишне уплаченного ООО "Акстар" при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по декларации на товары N 10309150/090419/0000710 от 09.04.19 налога на добавленную стоимость в размере 4 625 370 рублей, обязании Краснодарскую таможню внести соответствующие корректировки в ДТ N 10309150/090419/0000710 от 09.04.2019 согласно заявлению ООО "Акстар" N91 от 04.10.2019, обязании Краснодарской таможни возвратить ООО "Акстар" из бюджета уплаченную сумму налога в размере 4 625 370 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 признаны незаконными действия Краснодарской таможни по отказу ООО "Акстар" в внесении корректировок в ДТ N 10309150/090419/0000710 от 09.04.19 и возврате излишне уплаченного ООО "Акстар" при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по декларации на товары N 10309150/090419/0000710 от 090419 налога на добавленную стоимость в размере 4 625 370 рублей. Суд обязал Краснодарскую таможню внести соответствующие корректировки в ДТ N 10309150/090419/0000710 и 09.04.19, согласно заявления ООО "Акстар" N91 от 04.10.2019. Суд обязал Краснодарскую таможню возвратить ООО "Акстар" из бюджета уплаченную сумму налога в размере 4 625 370 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент обращения декларанта в Краснодарскую таможню с указанным заявлением, соответствующие изменения в рассматриваемую ДТ таможенным органом не вносились. Оставление без рассмотрения заявления общества от 08.07.2019 без номера Краснодарской таможней осуществлен в срок, установленный частью 4 статьи 147 Закона N 311. Согласно представленной обществом справке ИФНС от 26.09.2019 N 08-31/14686 декларанту сообщено об отсутствии утвержденной Минфином России справки, подтверждающей восстановление (исчисление) НДС и восстановлении сумм налога по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года. Данная справка не содержит информации о том, что обществом уплачен НДС в отношении товара, вывезенного по ДТ N 10309150/040219/0000186, и уплаченные им суммы НДС ему не возвращены в связи с экспортом товара.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Акстар" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От ООО "Акстар" поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя ООО "Акстар" в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Акстар" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Краснодарская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении ходатайства Краснодарской таможни об отложении судебного разбирательства по следующим основаниям.
Суд протокольным определением отклонил заявленное ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой представителя.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, должны быть ими обоснованы.
Судом установлено, что ходатайство не обосновано заявителем. В ходатайстве не приведены обстоятельства, связанные с необходимостью личного участия представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, специальный порядок представления которых установлен частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство не содержит указаний на необходимость представления новых доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.02.2019 ООО "Акстар" поставило "Aksoylar GIDA SAN. TIC. LTD.STI." рис-сырец в количестве 2500,2 тонн на сумму 46 253 700 рублей отправленный из порта Темрюк на т\х "GALISA". Впоследствии между сторонами заключено дополнительное соглашение к контракту, согласно которого, в связи с несоответствием качества товара, указанного в настоящем Контракте, "Aksoylar GIDA SAN. TIC. LTD.STI." возвращает, а ООО "Акстар" принимает товар рис-сырец в количестве 2500,2 тонн.
08.04.2019 при реимпорте не подошедшего покупателю риса-сырца по ДТ N 110309150/090419/0000710 заявителем по требованию таможенного органа уплачен НДС в размере 4 625 370 рублей, что подтверждается платежным поручением N136 от 08.04.2019.
ООО "Акстар" 08.07.2019 обратилось в Краснодарскую Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, поскольку данная таможенная процедура не предполагает уплату таможенных платежей, однако, Краснодарская таможня оставила заявление без рассмотрения, что подтверждается письмом Краснодарской таможни от 19.07.2019, в связи с тем, что необходимо внести корректировки в таможенную декларацию.
04.10.2019 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении корректировок в декларацию на товары 10309150/090419/0000710, заявителю 23.10.2019 письмом Краснодарской таможни N 214-09/23347 также отказано во внесении изменений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением в суд.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного Кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Евразийского экономического союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 235 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта.
В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:
1) помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
2) сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
3) возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Согласно ч. 1 статьи 237 в отношении указанных в пункте 2 статьи 236 настоящего Кодекса товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, осуществляется возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин при условии, что указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.
На основании пункта 1 статьи 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом данная организация от других обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не освобождается.
Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом суммы НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в режиме реимпорта по ДТ N 10309150/090419/0000710 в размере 4 625 370 рублей (в материалах дела содержится платежное поручение от 08.04.2019 N 136, свидетельствующее об уплате таможенных платежей декларантом в бюджет).
При этом при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось освобождение от уплаты НДС в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, исключение данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, либо возврат налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
В соответствии с частью 3 статьи 67 ТК ЕЭС возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется при подтверждении таможенному органу в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов, наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Таким образом, с учетом соблюдения обществом вышеназванных условий для возврата излишне уплаченных платежей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что денежные средства в сумме 4 625 370 руб., внесенные заявителем на счет таможенного органа, подлежат возврату ООО "Акстар".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 05.10.2020 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 по делу N А32-2790/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2790/2020
Истец: ООО "Акстар"
Ответчик: Краснодарская таможня