город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2021 г. |
дело N А32-40417/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Штурм"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.11.2020 по делу N А32-40417/2020
по заявлению общества ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Штурм" (ИНН 2320102615, ОГРН 1022302955311)
к Отделу лицензионно-разрешительной работы (по г. Сочи) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю, Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю
(ИНН 2310195530, ОГРН 1162375046536)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Штурм" (далее - заявитель, ООО "ЧОП "Штурм", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Сочи) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю от 07.09.2020 N 23ЛРР004070920000870 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 365 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 постановление Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю (Отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сочи) от 07.09.2020 N 23ЛРР004070920000870 по делу об административном правонарушении признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания. Обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Штурм" назначено административное наказание по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Штурм" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество просит решение суда отменить, административный штраф в размере 300 000 руб. заменить на предупреждение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что назначенная судом сумма штрафа в размере 300 000 руб. является для ООО "ЧОП "Штурм" значительной суммой, штраф составляет половину от размера фонда заработной платы сотрудников общества, а также общество является субъектом малого бизнеса. Ранее ООО ЧОП "Штурм" к административной ответственности не привлекалось, имеет репутацию добросовестного предприятия, и стремится к полному соблюдению действующего законодательства в повседневной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.08.2020 старшим инспектором Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Сочи) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю Сиротенко В.В. проведена проверка места хранения оружия и патронов к нему, находящегося в собственности ООО "Частное охранное предприятие "Штурм" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Курортный проспект 50, на предмет соблюдения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему.
В ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения требований Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.
По указанному факту 07.09.2020 старшим инспектором Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Сочи) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю Сиротенко В.В. в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении N 23ЛРР004070920000870 и вынесено постановление от 07.09.2020 N 23ЛРР004070920000870 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 365 000 рублей.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа в части назначения административного штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии, и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием" Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за сохранностью и техническим состоянием боевого оружия в организациях и их территориальных подразделениях, за соблюдением ими федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих учет, хранение, выдачу, использование, перераспределение, транспортировку, ремонт, техническое обслуживание, а также сдачу в органы внутренних дел выведенного из эксплуатации по техническому состоянию боевого оружия.
Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 178 Инструкции N 288 в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица.
В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства.
Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.
Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, установлено, что юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Из материалов дела следует, что 11.08.2020 старшим инспектором Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Сочи) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю Сиротенко В.В. проведена проверка места хранения оружия и патронов к нему, находящегося в собственности ООО "Частное охранное предприятие "Штурм" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Курортный проспект 50, на предмет соблюдения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему.
В ходе проверки установлено, что обществом допущено нарушение условий хранения 2-х комплектов ключей от места хранения оружия и патронов к нему, а именно, оба комплекта ключей находились у постороннего лица - инспектора охраны ООО "ЧОП "Штурм" Баженова С.А., который вскрыл комнату хранения оружия патронов при проверке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения общества к административной ответственности контролирующим органом соблюдена, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности контролирующим органом не пропущен.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции указал, что отсутствует в действиях заявителя малозначительность рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
В данном случае доказательства исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалах дела отсутствуют.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Апелляционная коллегия, оценивая характер совершенного правонарушения и возможные негативные последствия его совершения не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку существует вероятность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания.
Частью 3 статьи 4.3 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что при назначении наказания административным органом отягчающие обстоятельства не установлены.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Минимальная санкция по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях определена законодателем для юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей. Документальных доказательств, на основании которых контролирующим органом сделан вывод о необходимости применения к заявителю повышенной санкции в размере 365 000 рублей, ответчиком не представлено.
Учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, руководствуясь статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым изменить обжалуемое постановление в части применения санкции и установить административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 по делу N А32-40417/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40417/2020
Истец: ООО "Частное охранное предприятие "Штурм", ООО ЧОП "Штурм"
Ответчик: ГУ ОЛРР по г. Сочи Росгвардии по КК, отдел лицензионно-разрешительной работы по городу Сочи Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, отдел лицензионно-разрешительной работы по городу Сочи Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю