город Омск |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А81-7076/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Воронова Т.А., рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14117/2020) индивидуального предпринимателя Забанова Забана Магомедовича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2020 по делу N А81-7076/2020 (судья Курекова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН 8602196404, ОГРН 1128602024385) к индивидуальному предпринимателю Забанову Забану Магомедовичу (ИНН 890500499549, ОГРНИП 304890527400130) о взыскании 357756 руб. 04 коп.,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - ООО "Инновационные технологии", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Забанову Забану Магомедовичу (далее - ИП Забанов З.М., ответчик) о взыскании 357756 руб. 04 коп., из которых: 334920 руб. 51 коп. задолженность по договору на оказание услуг по ТКО N ИТ01КОНФ00000499 от 01.01.2019 за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март 2020 года, 22835 руб. 53 коп. пени за период с 13.01.2020 по 19.08.2020 с начислением пени по день уплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.10.2020 по делу N А81-7076/2020 исковые требования удовлетворены, с ИП Забанова З.М. в пользу ООО "Инновационные технологии" взыскано 334920 руб. 51 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март 2020 года, 22835 руб. 53 коп. пени за период с 13.01.2020 по 19.08.2020, 10155 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Всего взыскано 367911 руб. 04 коп.
Кроме того, судом первой инстанции удовлетворено требование о взыскании с ИП Забанова З.М. в пользу ООО "Инновационные технологии" пени на сумму долга в размере 334920 руб. 51 коп. (или ее соответствующую часть), за каждый день просрочки, начиная с 20.08.2020 по день фактической уплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
Указанное решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения. Мотивированное решение составлено 31.10.2020 в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы: в период рассмотрения дела с 15.09.2020 ответчик был нетрудоспособен вследствие заболевания, в связи с чем был лишен возможности отслеживать почтовую корреспонденцию, поступающую в его адрес, был лишен возможности представить суду первой инстанции мотивированный отзыв на исковое заявление, а также письменные доказательства, приложенные к апелляционной жалобе; истцом признано фактическое прекращение ответчиком деятельности на объекте магазин "Китайский танк", однако перерасчет начислений объемов не произведен, соответствующая переписка сторон суду первой инстанции не представлена, что привело к принятию судом необоснованного решения.
Определением от 09.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, установлен срок для предоставления отзыва на нее до 15.01.2021.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Как уже было указано выше, ответчик в обоснование наличия обстоятельств, препятствовавших ему представить суду первой инстанции мотивированный отзыв на исковое заявление, а также письменные доказательства, приложенные к апелляционной жалобе, ссылается на нетрудоспособность вследствие заболевания с 15.09.2020, ввиду которой ответчик был лишен возможности отслеживать почтовую корреспонденцию, поступающую в его адрес и, соответственно, не был информирован о судебном процессе.
Оценивая доводы жалобы в этой части апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, копия определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.09.2020 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства была направлена ответчику по адресу: 629800, г. Ноябрьск, ул. В. Цоя, д. 9, кв. 4, актуальность которого ответчиком не оспаривается (данный адрес указан ответчиком и в апелляционной жалобе).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62900750652880 письмо прибыло в место вручения 12.09.2020. В этот же день состоялась неудачная попытка вручения судебной корреспонденции ответчику.
На указанную дату ответчик нетрудоспособным вследствие заболевания не являлся (в апелляционной жалобе ответчик ссылается на дату 15.09.2020).
Следует отметить, что ответчиком аналогичным образом проигнорирована направленная истцом в его адрес копия искового заявления (отправление с почтовым идентификатором 62900750099678).
При этом досудебная претензия (отправление с почтовым идентификатором 62980242067279) получена ответчиком 07.03.2020.
Применительно к положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (для искового заявления) и пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (для определения суда первой инстанции) ответчик считается получившим юридически значимое сообщение и копию судебного акта, извещенным надлежащим образом.
Тем более, что из приложенного к апелляционной жалобе протокола МСКТ исследования от 13.10.2020 не следует, что начало периода нетрудоспособности ответчика определяется датой 15.09.2020, на которую ссылается ответчик.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает необоснованным ответчиком довод о неинформированности последнего о судебном процессе вследствие объективных, не зависящих от него обстоятельств.
В этой связи оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не имеется.
Таким образом, поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанного законодательного предписания дополнительные документы, поступившие от подателя апелляционной жалобы, приобщению к материалам дела не подлежат.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 416-П истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2019 года сроком на 6 лет.
18.04.2019 между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и региональным оператором (ООО "Инновационные технологии") заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 4001-19/111 (далее - Соглашение), на основании которого истец приступил к исполнению обязательств регионального оператора в пределах зоны деятельности, определенной в соответствии с Соглашением, с "01" января 2019 года.
22.12.2018 истцом во исполнение пункта 8(4) и абзаца 2 пункта 8(17) Правил N 1156, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора были размещены в печатном средстве массовой информации, в котором публикуются нормативно-правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, - газете "Красный Север" N 101 (16342), а также на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В представленном в материалы дела договоре N ИТ01КОНФ00000499 от 01.01.2019 подпись ответчика отсутствует, что, однако не препятствует квалификации отношений сторон как договорных. Более того, из представленной истцом переписки с ответчиком следует, что ответчик признавал заключение с истцом указанного договора (л.д. 155, 157).
Как следует из объяснений истца, счета на оплату услуг по обращению с ТКО за спорный период выставлялись по объектам:
- магазин Китайский танк, пос. СМП-329 (АТХ Геологии), д. 1, расположенный по адресу: 629801, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск г, АТХ Геологии п, дом N 1, площадь объекта 303,6 м2; (далее - Объект N 1)
- магазин Самострой, пос. УТДС ул. Киевская, д. 120, расположенный по адресу: 629804, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск г, Киевская ул, дом N 120, площадь объекта 332,1 м2. (далее - Объект N2).
Расчет объемов производился по нормативу из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов (площади помещений), установленных Постановлениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2018 N 259-П, от 24.12.2018 N 1349-П.
Вместе с тем, ответчиком 23 января 2020 года был представлен истцу договор N 22 от 01.01.2019 аренды контейнера - накопителя и дополнительное соглашение к нему от 16.12.2019, согласно которым на объекте N 2 имеется контейнерный бак, объемом 0,75м3.
В связи с чем истцом была произведена корректировка начислений (снятие объемов) по Объекту N 2 за период с 01.01.2019 по 31.01.2020.
Таким образом, за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март 2020 года ответчику произведены начисления за оказание услуг по обращению с ТКО на сумму 334920 руб. 51 коп. по объекту N 1. Расчет произведен по нормативу из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов (площади помещений).
Ответчику 27.03.2020 было вручено письмо от 25.03.2020, согласно которому ответчик уведомлен о перерасчете в связи со снятием объемов по объекту Маг. Самострой (Объект N 2). Кроме того, в этом же письме ответчику было разъяснено, что при несогласии с начислениями по договору по объекту Маг. Китайский танк (Объект N 1) по нормативу в связи с отсутствием контейнерных баков, необходимо обратиться за перерасчетом.
Из материалов дела не следует, что ответчик обращался к истцу с предоставлением документов, подтверждающих наличие оснований для иного расчета объема оказываемой услуги по объекту N 1. Такие документы ответчиком в материалы дела в суд первой инстанции также не представлены. Ответчиком не заявлено, что в спорный период магазин Китайский танк выбыл из его владения.
Как указывает истец, задолженность ответчика перед истцом за оказанные услуги по обращению с ТКО не погашена. Доказательства погашения долга ответчиком в материалы дела не представлены (статьи 9, 65, 70 АПК РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Как уже было отмечено выше, дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела, в том числе по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" вопрос о том, относится ли дело к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, должен быть разрешен судом одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления, заявления к производству.
Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Наличие формальных признаков для отнесения дела к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, судом при разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству установлено, дело отнесено к категории подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, что нашло свое отражение в определении о принятии искового заявления к производству.
Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства предусмотрены в части 5 статьи 227 АПК РФ.
Наличие таких оснований судом первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (часть 8 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (части 1 и 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Частью 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами образующихся на территории субъекта Российской Федерации является территориальная схема обращения с отходами, которая обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе для лиц, в деятельности которых образуются отходы, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. Описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны деятельности регионального оператора содержатся в территориальной схеме.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ целью деятельности регионального оператора является осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в границах зоны своей деятельности в соответствии с территориальной схемой и региональной программой.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156), устанавливающие порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществления накопления, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу пункта 8(4) Правил N 1156 является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адресованное потребителям, и текст типового договора в соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156 размещаются региональным оператором в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пунктом 8(18) Правил N 1156).
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.08.2016 N 101-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов (далее - Территориальная схема).
Пунктом 8.1. Территориальной схемы предусмотрено, что движение отходов на территории источников образования отходов (за исключением месторождений, эксплуатируемых предприятиями топливно-энергетического комплекса) осуществляется от мест накопления до объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных в пределах одного населенного пункта, входящего в состав территории источника образования отходов (подпункт 8.1.1. Территориальной схемы); от мест накопления до объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных на территории другого населенного пункта, входящего в состав территории другого источника образования отходов (подпункт 8.1.2. Территориальной схемы).
Согласно пункту 8.7. Территориальной схемы с учетом существующих и перспективных данных об объектах обращения с ТКО, а также исходя из возможностей транспортного потока между населенными пунктами, оптимальным вариантом по транспортно-логистическому и экономическому обоснованию является установление на территории автономного округа единой зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, представленной в таблице 9.
В таблице 9 к пункту 8.7. Территориальной схемы предусмотрено описание территорий, входящих в состав зоны деятельности регионального оператора, в числе которых указаны все муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа, с имеющимися у них местами накопления ТКО.
Таким образом, согласно положениям Территориальной схемы все ТКО, образованные на территории населенного пункта, подлежат транспортированию посредством услуг регионального оператора.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. То есть, потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления, предусмотренных схемой обращения с отходами - Территориальной схемой.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Абзац пятый пункта 2 Правил N 1156 определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Учитывая нормы Правил N 1156, порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, устанавливает, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой обращения с отходами. Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен осуществить обращение с ними не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Кроме того, статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В Территориальной схеме представлена информация о местах накопления ТКО на территории источников образования отходов, полученная от органов местного самоуправления, в том числе в городе Ноябрьске.
Таким образом, исходя из содержания пункта 9 Правил N 1156 потребители услуги по обращению с ТКО в городе Ноябрьск осуществляют складирование ТКО в места (площадки) накопления ТКО в соответствии с Территориальной схемой.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, в рамках договора публичной оферты, даже если заявка от потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не поступила до 22.01.2019 года в адрес регионального оператора, договор с каждым потребителем на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является заключенным в силу закона на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день - с 22.01.2019 года.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2019 года у собственников твердых коммунальных отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 8(18) Правил N 1156 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно статье 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьёй 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Положениями статьи 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что доказательства, подтверждающие исполнение обязательства по оплате услуг в материалы дела не представлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 334920 руб. 51 коп.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункту 1 статьи 330 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрена ответственность потребителя в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно представленному расчету, истец просит взыскать неустойку в сумме 22835 руб. 53 коп. за период с 13.01.2020 по 19.08.2020.
Произведенный истцом расчет ответчиком не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
По смыслу статьи 330 ГК РФ неустойка взыскивается с должника до момента фактического погашения долга.
Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, основания для отмены решения по данным основаниям, рассмотрения дела по общим правилам искового производства отсутствуют (статья 270 АПК РФ, пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для вывода о нарушении судом первой инстанции установленных законом правил по оценке доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также взаимной связи.
Имевшиеся в деле доказательства позволили суду первой инстанции прийти к правомерным выводам о доказанности истцом юридически значимых для применения норм материального права обстоятельств, на которых он основывает свои требования.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Следовательно, принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2020 (в виде резолютивной части принято 24.10.2020) по делу N А81-7076/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7076/2020
Истец: ООО "Инновационные технологии"
Ответчик: ИП Забанов Забан Магомедович
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд