г. Киров |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 мая 2021 г. N Ф01-2121/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А28-8268/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Общества - Давыдовой Е.Е., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
представителя Инспекции - Соковнина Р.Ю., действующего на основании доверенности от 15.06.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.11.2020 по делу N А28-8268/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" (ИНН: 4318004484, ОГРН: 1154350004181)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кировской области (ИНН: 4329002305, ОГРН: 1044315520039),
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" (далее - ООО "Мурашинский фанерный завод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.03.2020 N 53 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.11.2020 заявленные требования ООО "Мурашинский фанерный завод" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Кировской области с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 16.11.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения статей 88 и 172 НК РФ, Инспекция считает, что при выявлении противоречий, либо несоответствия сведений в представленной налогоплательщиком декларации по НДС налоговый орган вправе истребовать документы, в том числе оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие правомерность применения заявленных вычетов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО "Мурашинский фанерный завод" указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.10.2019 ООО "Мурашинский фанерный завод" представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета, в размере 108 160 349 рублей.
29.10.2019 в рамках камеральной проверки налоговой декларации Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 28.10.2019 N 2413 о представлении документов (информации), в котором истребованы договоры и дополнительные соглашения к ним с контрагентами Общества, счета-фактуры (УПД), полученные и выданные, товарно-транспортные накладные, товарные накладные, акты о приемке выполненных работ, акты о приемке-передаче основных средств, справки о выполненных работах по форме КС-2, КС-3 за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 60,62,76 в разрезе контрагентов, по счетам 08,01,02 - по объектам основных средств, счет 10 в разрезе субсчетов, расшифровку строки 080 раздела 3 налоговой декларации, расшифровку строки 170 раздела 3 налоговой декларации, для подтверждения налоговых вычетов по строке 130 раздела 3 налоговой декларации - договоры, счета-фактуры, документы, подтверждающие право на вычеты (строка 180 раздела 3 декларации): расшифровку суммы в разрезе организаций и контрагентов, акты о приемке выполненных работ и другие.
19.11.2019 в установленный срок Общество представило в налоговый орган истребованные документы частично, не представив оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 08 "Вложения во внеоборотные активы",10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Налоговым органом в адрес Общества направлено требование от 12.01.2020 N 78 о предоставлении пояснений, в том числе повторно предложено предоставить оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в размере 7 000 000 рублей по приобретению оборудования у ООО "СевЛесПил".
В ответ на указанное требование Обществом предоставлены пояснения от 21.01.2020 о применении налоговых вычетов, в том числе, по сделке с ООО "СевЛесПил" представлен договор купли-продажи оборудования от 27.09.2019, указано, что счет-фактура от 30.09.2019 и товарная накладная от 30.09.2019 представлены в налоговый орган ранее.
Также Обществом даны пояснения о том, что в ходе осмотра территории 17.12.2019 налоговым органом установлен факт наличия указанного оборудования на территории Общества. Кроме того, Общество сообщило, что счет 61 не используются после 2000 года согласно действующему плану счетов бухгалтерского учета, в отношении представления оборотно-сальдовых ведомостей по остальным счетам Общество указало на неправомерность их требования налоговым органом.
В акте от 10.02.2020 налоговым органом установлен факт непредставления Обществом оборотно-сальдовых ведомостей по счетам: 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 08 "Вложения во внеоборотные активы",10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
27.03.2020 заместителем руководителя Инспекции принято решение N 53 о привлечении ООО "Мурашинский фанерный завод" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 01, 02, 08, 10, 60, 62, 76 (7 документов) в виде штрафа в размере 350 рублей (штраф уменьшен в 4 раза).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 01.06.2020 N 06-15/08385 решение Инспекции от 27.03.2020 N 53 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции от 27.03.2020 N 53 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ Общество, обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьями 31, 87, 88, 93, 126, 172 НК РФ пришел к выводу об отсутствии основания для привлечения Общества к ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В силу пункта 4 статьи 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Положения указанной статьи являются общими по отношению к проверкам, проводимым налоговыми органами. Специальной нормой, регламентирующей порядок проведения, сроки, а также полномочия должностных лиц при осуществлении камеральной налоговой проверки, является статья 88 НК РФ. Положения указанной статьи предусматривают случаи, когда налоговый орган вправе запрашивать сведения и/или документы у проверяемого лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При этом пункт 8 статьи 88 НК РФ предусматривает, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применении налоговых вычетов.
Пункт 8.1 статьи 88 НК РФ также указывает, что при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Пункт 1 статьи 172 НК РФ предусматривает, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных положениями статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9-129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки декларации по НДС за 3 квартал 2019 года налоговым органом у Общества были истребованы, в том числе оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01, 02, 08, 10,60, 62, 76, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в размере 7 000 000 рублей по приобретению оборудования у ООО "СевЛесПил".
В ответ на требования налогового органа Обществом своевременно представлены счет-фактура от 30.09.2019 и товарная накладная от 30.09.2019, а также договор купли-продажи оборудования от 27.09.2019. Указанные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Судом первой инстанции установлено, что решением от 04.02.2020 N 4 Обществу возмещен НДС за 3 квартал 2019 года в размере 108 159 994 рубля (отказано в применении налоговых вычетов за 3 квартал 2019 года в размере 355 рублей 05 копеек по сделкам с ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии".
При этом апелляционный суд учитывает следующее.
Как указывалось выше, из содержания пункта 8 статьи 88 НК РФ следует, что право налогового органа на истребование документов в ходе камеральной проверки ограничено определенным кругом документов.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика лишь те документы, которые поименованы в статье 172 НК РФ, как основания налоговых вычетов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Оборотно-сальдовые ведомости в силу Закона N 402-ФЗ относятся к регистрам бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, поэтому сама по себе оборотно-сальдовая ведомость, являющаяся внутренним документом организации, при отсутствии соответствующих первичных документов не может являться безусловным доказательством, подтверждающим факт совершения хозяйственных операций.
В соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из требований от 28.10.2019 N 2413 и от 12.01.2020 N 78 следует, что документы, указанные в требованиях (за исключением полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, и такие документы не указаны в качестве таковых в статье 172 НК РФ; истребованные Инспекцией оборотно-сальдовые ведомости не являются документами налогового учета.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Мурашинский фанерный завод" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ввиду отсутствия в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительным решение налогового органа от 27.03.2020 N 53 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 16.11.2020 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.11.2020 по делу N А28-8268/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8268/2020
Истец: ООО "Мурашинский фанерный завод"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Кировской области