г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2021 г. N Ф07-4795/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А26-1566/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Баженовой Ю.С.;
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29414/2020) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2020 по делу N А26-1566/2020, принятое по заявлению
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Герцена (Центр р-н), 13, ОГРН: 1031000016850, ИНН: 1001040110);
к Администрации Прионежского муниципального района (185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, улица Центральная, дом 5, ОГРН: 1051002321787, ИНН: 1020011676)
о признании незаконным решения об отказе в установлении вида разрешенного использования и обязании принять соответствующее решение,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Администрации Прионежского муниципального района (далее - Администрация) об отказе в установлении вида разрешенного использования земельных участков, выраженного в письме от 03.02.2020 N 736_04/1-16, а также об обязании Администрации принять решение об установлении вида разрешенного использования "энергетика" в отношении спорных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия 15.09.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, на территории Республики Карелия установление и изменение вида разрешенного использования земельного участка с внесением соответствующих сведений в ЕГРН возможно только по решению органа местного самоуправления.
Администрации направила в апелляционный суд отзыв на жалобу Министерства, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
10.10.2020 в его адрес Министерства поступило обращение ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" об установлении основного вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0082404:506, площадью 676 кв. м., 10:20:0082404:507, площадью 194 кв. м., 10:20:0100904:425, площадью 6 961 кв. м., 10:20:0100904:426, площадью 172 кв. м 10:20:0100904:427, площадью 777 кв. м., 10:20:0090304:51, соответствующего дальнейшему использованию (для целей размещения (строительства) объекта федерального значения "ВЛ 330 кВ Петрозаводская-Тихвин-Литейный"), направления соответствующих сведений в Управление Росреестра по Республике Карелия, а также дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков..
13.01.2020 Министерство обратилось в Администрацию с заявлением об установлении в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами 10:20:0082404:506, площадью 676 кв. м., 10:20:0082404:507, площадью 194 кв. м., 10:20:0100904:425, площадью 6 961 кв. м., 10:20:0100904:426, площадью 172 кв. м 10:20:0100904:427, площадью 777 кв. м., 10:20:0090304:514, площадью 338 кв.м., расположенных на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, вида разрешенного использования "энергетика", предусмотренного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Письмом от 03.02.2020 N 736_04/1-16 Администрация отказала в принятии решения об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков, в связи с тем, что на территорию, в границах которой расположены земельные участки, не утверждены правила землепользования застройки, содержащие градостроительные регламенты. По мнению Администрации, при отсутствии специального федерального закона или закона Республики Карелия, регламентирующего изменение вида разрешенного использования земельных участков, на которые не распространяются градостроительные регламенты, принятие соответствующего решения Администрацией будет являться превышением должностных полномочий.
Министерство, ссылаясь на то, что отказ Администрации, изложенный в письме от 03.02.2020, не основан на положениях действующего законодательства и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Министерства, указав на то, что Министерство не обосновало нормами действующего законодательства обязанность именно Администрации устанавливать в отношении спорных земельных участков конкретные виды разрешенного использования.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН от 14.02.2020 спорные земельные участки отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Сведения о виде разрешенного использования данных земельных участков в ЕГРН отсутствуют.
Согласно п.2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Как указывает Администрация, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Деревянского, Ладва-Веткинского, Пайского сельских поселений Прионежского муниципального района в отношении спорных земельных участков не были установлены градостроительные регламенты, поскольку территория указанных земельных участков была отнесена к землям лесного фонда, в отношении которых в силу п.6 ст. ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются.
Документы, подтверждающие перевод в установленном законом порядке участков из земель лесного фонда в земли промышленности, Министерство в материалы дела не представило.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из предоставленных Министерству указанным законом полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Министерство при предоставлении земельных участков вправе самостоятельно определять виды разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания изложенного в письме от 03.02.2020 отказа Администрации в установлении вида разрешенного использования незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2020 по делу N А26-1566/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1566/2020
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Ответчик: Администрация Прионежского муниципального района