05 февраля 2021 г. |
Дело N А84-4048/2020 |
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2021 г. N Ф10-1440/21 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя индивидуального предпринимателя Шаркова С.Г., индивидуального предпринимателя Шавриева Ф.И., индивидуального предпринимателя Шавриева Г.Д. - Дульцевой Галины Владимировны, доверенность от 11.04.2019 N 92/7-н/92-2019-1-1153, N 92/7-н/92-2019-1-1154, N 92/7-н/92-2019-1-1155,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года по делу N А84-4048/2020 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шаркова Степана Георгиевича, индивидуального предпринимателя Шавриева Федора Ивановича, индивидуального предпринимателя Шавриева Георгия Дмитриевича, индивидуального предпринимателя Кузнецова Валерия Васильевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьего лица - Дульцевой Галины Владимировны, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шарков Степан Георгиевич, индивидуальный предприниматель Шавриев Федор Иванович, индивидуальный предприниматель Шавриев Георгий Дмитриевич, индивидуальный предприниматель Кузнецов Валерий Васильевич обратились в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 08.07.2020 N ГУ-исх-5732/20 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406, в собственность без проведения торгов за плату; возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 площадью 281 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 1-а, в собственность без проведения торгов за плату.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2020, решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 08.07.2020 N ГУ-исх-5732/20 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406, в собственность без проведения торгов за плату, было признано незаконным. Этим же решением на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Шаркова Степана Георгиевича, индивидуального предпринимателя Шавриева Федора Ивановича, индивидуального предпринимателя Шавриева Георгия Дмитриевича, индивидуального предпринимателя Кузнецова Валерия Васильевича, Дульцевой Галины Владимировны путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 площадью 281 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 1-а, в собственность без проведения торгов за плату.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 была произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Градову О.Г., судьи Кузняковой С.Ю. на судью Яковлева А.С., в составе суда.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что вывод суда первой инстанции относительно отсутствия основания для отказа в предоставлении государственной услуги, является безосновательным учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка относится к одной из наиболее важных юридических характеристик земельного участка, с одной стороны, позволяющей совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, влияющей на расчет кадастровой стоимости земельного участка. Также указывает на то, что пока в ГКН не внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка, такой участок не может быть предоставлен на каком-либо праве третьим лицам.
Представитель индивидуального предпринимателя Шаркова С.Г., индивидуального предпринимателя Шавриева Ф.И., индивидуального предпринимателя Шавриева Г.Д. возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при правильном применении норм материального права; выводы, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание ИП Кузнецов Валерий Васильевич и представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие указанных участников судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения от 05 октября 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Решением Севастопольского городского Совета от 24.05.2002 N 48, земельный участок площадью 0,0281 га по ул. Фадеева, 1а был передан сроком до 01.03.2027, для реконструкции и обслуживания торгового комплекса с отнесением земель к категории жилой и общественной застройки в совместное долевое пользование Шаркову С.Г., Шавриеву Ф.И., Шавриеву Г.Д., Кузнецову В.В. на основании договоров аренды земли от 01.04.2003, зарегистрированных 28.10.2003 за N 96/1, 96/2, 96/3, 96/4 Главным управлении земельных ресурсов г. Севастополя.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке из ЕГРН от 12.09.2017 на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001014:406 расположено нежилое здание с кадастровым номером 91:02:001014:5965.
В настоящее время, согласно выписке из ЕГРН от 31.07.2020 о характеристиках объекта недвижимости, в нежилом здании с кадастровым номером 91:02:001014:5965 общей площадью 980,7 кв. м образовано 16 помещений.
Право собственности на помещения, согласно выписок из ЕГРН от 04.06.2019 зарегистрировано: помещения N 1,9,10,11,12,13,14,15 на праве общей долевой собственности по 1/4 за Шарковым С.Г., Шавриевым Ф.И., Шавриевым Г.Д., Дульцевой Г.В.; помещения N 2,3,4,5,6,7 на праве собственности за Кузнецовым В.В.; помещение N 8 на праве общей долевой собственности по 1/8 за Шарковым С.Г., Шавриевым Ф.И., Шавриевым Г.Д., Дульцевой Г.В. и за Кузнецовым В.В., помещение N 9 на праве общей долевой собственности по 1/5 за Шарковым С.Г., Шавриевым Ф.И., Шавриевым Г.Д., Дульцевой Г.В., Кузнецовым В.В.
15.06.2020 Заявители обратились в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без торгов за плату в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 площадью 281 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 1а, в связи с расположением на данном участке объекта недвижимости - нежилого здания (кадастровый номер 91:02:001014:5965).
Рассмотрев обращение Заявителей, Департамент Письмом от 08.07.2020 за исх. N ГУ-исх-5732/20 отказал в предоставлении государственной услуги на основании п. п. 20 п. 2.9 Административного регламента утвержденного Распоряжением от 19.01.2017 N 523-РДЗ, указав, что Департаментом издано Распоряжение от 11.02.2020 N 966-РДЗ "Об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406", однако соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка не внесены. Также в письме Департамент уведомил Заявителей, что отсутствие надлежащим образом подтвержденной информации о перечне помещений в здании, лишает Департамент возможности установить отсутствие нарушения прав третьих лиц при предоставлении государственной услуги.
Не согласившись с вышеназванным решением, Заявители обратились в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, которое было обоснованно удовлетворено судом, учитывая факт наличия документально подтвержденного права Заявителей на выкуп земельного участка, находящегося под строением, находящимся у них в собственности.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части, касающейся способа восстановления прав Заявителей, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ).
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату" утвержден распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 523-РДЗ (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.9 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Согласно п. п. 20 п. 2.9 Административного регламента, в качестве основания для отказа указано то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (далее - Порядок N 228-ПП).
Согласно пункту 4 Порядка N 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Как верно отметил суд первой инстанции, полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП.
Из материалов дела следует, что Департаментом 11.02.2020 было принято Распоряжение N 966-РДЗ, которым в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 установлен вид разрешенного использования: "магазины (код 4.4). Более того, Распоряжением Департамента от 25.05.2020 N 2869-РДЗ были внесены изменения в Распоряжение от 11.02.2020 N 966-РДЗ и установлены два вида разрешенного использования: "магазины" (код 4.4) и "общественное питание" (код 4.6).
Кроме того, из Акта обследования Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента N ГУ-2006144/20 от 17.06.2020 N 523-РДЗ (далее - Акт обследования), следует, что Распоряжения о виде разрешенного использования земельного участка исследовались при проверке документов Департаментом, о чем сделана запись в п. 4 Акта обследования N ГУ-2006144/20 от 17.06.2020 N 523-РДЗ, которым установлено: "Разрешенное использование ЗУ: - по документу (Распоряжение Департамента): магазины и общественное питание - по факту: магазины и общественное питание".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, сведения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка должны направляться органами государственной власти или органами местного самоуправления в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия и вноситься в ЕГРН без участия правообладателя.
В свою очередь, следует признать, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования.
Более того, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату.
Кроме того, коллегия судей апелляционной инстанции отмечает, что ссылка Департамента на то, что Заявителями не была предоставлена надлежащим образом подтвержденная информация о перечне помещений в здании, что лишило Департамент возможности установить отсутствие нарушений прав третьих лиц, является безосновательной, исходя из следующего.
В материалах дела имеется "Расписка в получении документов на предоставление услуги..." от 15.06.2020, в пункте 6 расписки указано, что заявителем подана "информация о строениях на земельном участке на 1 л., данное "сообщение заявителя" содержит перечень объектов расположенных на земельном участке и их кадастровых номеров.
В пункте 8 указанной Расписки указано, что заявителем подан документ "Пояснительная записка". В "Пояснительной записке по зем. Участку" - также содержится перечень объектов, адресный ориентир, площадь помещений. В Расписке указано, что заявителями предоставлены выписки из ЕГРН 16 шт. Выписки из ЕГРН на 16 помещений содержат информацию, которая подтверждает информацию изложенную в "сообщении", и в пояснительной записке поданной заявителями.
Более того, в п. 6 Акта обследования N ГУ-2006144/20 от 17.06.2020 N 523-РДЗ установлено следующее: "Здания и строения, не указанные заявителем: не установлены. Вывод: нарушение прав третьих лиц - не установлено".
Таким образом, Департаментом была проведена проверка и должностным лицом было установлено и зафиксировано в Акте обследования от 17.06.2020 отсутствие несоответствий помещений и нарушений прав третьих лиц.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Департамента отсутствовали законные основания для отказа Заявителям в предоставлении им земельного участка в собственность без торгов за плату. Соответственно, оспоренный отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, обоснованно был признан судом первой инстанции незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд при вынесении решения обязан указать способ устранения нарушения прав и законных интересов Заявителя. Заявленный способ восстановления нарушенного права должен быть соразмерным и разумным.
Кроме того, судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения этих органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, и решая вопрос о выборе способа восстановления нарушенных прав суд не вправе подменять административную процедуру судебной.
Предметом исследования по настоящему делу также является соответствие (несоответствие) закону, иным нормативным актам, оспариваемого отказа Департамента по представлению Заявителям государственной услуги по заявлению вх. N ГУ 6144/20 от 15.06.2020 по предоставлению в собственность без проведения торгов за плату земельного участка.
Придя к выводу о том, отказ Департамента по представлению Заявителям государственной услуги по заявлению вх. N ГУ 6144/20 от 15.06.2020 по предоставлению в собственность без проведения торгов за плату земельного участка, является незаконным, суд, выполняя требования статьи 201 АПК РФ, считает возможным и необходимым, не подменяя под собой административный орган, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть поданное 15.06.2020 за входящим N РУ 6144/20 индивидуальным предпринимателем Шарковым Степаном Георгиевичем, индивидуальным предпринимателем Шавриевым Федором Ивановичем, индивидуальным предпринимателем Шавриевым Георгием Дмитриевичем, индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Валерием Васильевичем, Дульцевой Галиной Владимировной, заявление о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 площадью 281 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 1-а, в собственность без проведения торгов за плату, без учета оснований для отказа, приведенных в решении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенном в Письме от 08.07.2020 N ГУ-исх. 57332/20.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, касающейся способа восстановления прав и законных интересов Заявителей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмене обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года по делу N А84-4048/2020 изменить в части, касающейся способа восстановления прав Заявителей, изложив его в следующей редакции:
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть поданное 15.06.2020 за входящим N РУ 6144/20 индивидуальным предпринимателем Шарковым Степаном Георгиевичем, индивидуальным предпринимателем Шавриевым Федором Ивановичем, индивидуальным предпринимателем Шавриевым Георгием Дмитриевичем, индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Валерием Васильевичем, Дульцевой Галиной Владимировной заявление о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером 91:02:001014:406 площадью 281 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 1-а, в собственность без проведения торгов за плату, без учета оснований для отказа, приведенных в решении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенном в письме от 08.07.2020 N ГУ-исх. 57332/20.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года по делу N А84-4048/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу индивидуального предпринимателя Шаркова Степана Георгиевича, уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4048/2020
Истец: Кузнецов Валерий Васильевич, Шавриев Георгий Дмитриевич, Шавриев Федор Иванович, Шарков Степан Георгиевич
Третье лицо: Дульцева Галина Владимировна, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя