г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2021 г. |
Дело N А56-17507/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеева Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Бойко Д.А. по доверенности от 21.11.2019
от ответчика (должника): Костерина Е.Н. по доверенности от 01.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28894/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2020 по делу N А56-17507/2020(судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (после изменения наименования - публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго")
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-2277/2020 об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (после изменения наименования - публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго") (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС, антимонопольный орган) от 10.02.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-2277/2020 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.08.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление Ленинградского УФАС от 10.02.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-2277/2020 об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 28.08.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявка ООО "РУС АН" от 09.12.2019 содержала все необходимые сведения для подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; в заявке указано наименование присоединяемого энергопринимающего устройства, приложены документы на объект недвижимости - земельный участок, в границах которого будет располагаться присоединяемое энергопринимающее устройство. При этом, податель жалобы указывает на то, что положения Правил технологического присоединения_, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не содержат обязанности заявителей производить строительство объектов, подлежащих технологическому присоединению к электрическим сетям. Таким образом, поскольку Общество не предоставило ООО "РУС АН" проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с учетом замечаний последнего, в установленные законом сроки, податель жалобы полагает, что ПАО "Ленэнерго" правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Ленинградского УФАС поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление ООО "РУС АН" (вх. N 12532 от 16.12.2019) с жалобой на действия (бездействие) АПАО "Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 09.12.2019 ООО "РУС АН" обратилось в ПАО "Ленэнерго" с заявкой N 19-54548 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя в составе строительного, технологического оборудования и узла учета электроэнергии, размещенного на земельном участке с кадастровым номером N 47:07:0719001:123 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, уч.Корабсельки, в пределах максимальной мощности 150 кВт, по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 0,4 кВ.
Общество письмом исх. N ЭСКЛ/16-01/27698 от 12.12.2019 уведомило ООО "РУС АН" о том, что необходимо конкретизировать наименование "объекта", в отношении которого необходимо осуществить технологическое присоединение.
В связи с отказом Общества рассмотреть заявку и направить заявителю для подписания проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору (со ссылкой на отсутствие в заявке необходимых сведений, а именно: конкретизировать наименование "объекта") Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 15 Правил N 861, в связи с чем определением от 30.12.2019 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ
27.01.2020 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол по делу N 047/04/9.21-2277/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 10.02.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2277/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Ленинградского УФАС от 10.02.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-2277/2020 об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 28.08.2020 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15 Правил N 861, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки (абзац 3 пункта 15 Правил N 861).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, должны быть указаны наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861 установлено, что к заявке, подаваемой в сетевую организацию прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя. Буквальное толкование данной нормы позволяет установить, что на земельном участке предполагается обязательное наличие присоединяемого объекта - энергопринимающего устройства. Таким образом, сам земельный участок не является самостоятельным объектом присоединения. Следовательно, действия сетевой организации по указанию присоединяемого объекта в проекте договора соответствуют требованиям Правил.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.12.2019 ООО "РУС АН" обратилось в ПАО "Ленэнерго" с заявкой N 19-54548 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя в составе строительного, технологического оборудования и узла учета электроэнергии, размещенного на земельном участке с кадастровым номером N 47:07:0719001:123 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, уч.Корабсельки, в пределах максимальной мощности 150 кВт, по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 0,4 кВ.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ под энергопринимающей установкой, энергопринимающим устройством понимаются аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 861 под энергопринимающим устройством потребителя понимается находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, должны быть указаны наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, данное требование Правил N 861 направлено на предоставление сетевой организации возможности сформировать конкретные технические условия, в том числе, в части определения:
- точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя;
- объема мероприятий, подлежащих выполнению в процессе исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- даты осуществления технологического присоединения;
- учета технических особенностей присоединения отдельных видов энергопринимающих устройств.
Приказ Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" определяет, что электроустановка - это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (п.1.1.3.).
Основные виды электроустановок определены в ГОСТ 19431-84 Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, в пункте 24 которого в качестве одного из видов поименована "энергоустановка" как комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
В пункте 11.1. ГОСТ 30331.1-2013 указывает на распространение требований стандарта на проектирование, монтаж и проверку электрических установок следующих объектов:
а) жилых зданий;
б) торговых предприятий;
в) общественных зданий;
г) производственных зданий;
д) сельскохозяйственных и садоводческих строений;
е) сборных зданий;
ж) жилых автофургонов, стоянок для них и аналогичных участков;
з) строительных площадок, выставок, ярмарок и других временных сооружений;
и) пристаней для малых судов, используемых на отдыхе;
к) наружного освещения и электроустановок аналогичного назначения (кроме перечисления е) в подразделе 11.3);
л) медицинских учреждений;
м) передвижных или транспортируемых средств;
н) фотоэлектрических систем;
о) низковольтных генераторных установок.
Таким образом, электрические установки классифицируются в зависимости от вида объекта, с которым эти "аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс)" составляют "комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений".
Наименование энергопринимающего устройства неразрывно связано с наименованием объекта присоединения и не может восприниматься в отрыве от него.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, сам земельный участок, указанный в заявке ООО "РУС АН", на котором расположены/будут располагаться здания, строения, сооружения, самостоятельного объекта присоединения не образует. Невозможно подключить "аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование", помещенные на земельный участок. Данное оборудование может быть создано в составе единой энергоустановки вместе с объектом присоединения - зданием, предприятием, строением, сооружением, учреждением, которые в совокупности составляют объект присоединения, имеющий целью потребление электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, и пунктом 2 типовых технических условий, утвержденных приложениями 8 - 12 к Правилам N 861, в проекте договора также подлежит указанию "наименование и место нахождения объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя".
Таким образом, является правомерным требование Общества о необходимости указания в заявке об осуществлении технологического присоединения конкретного наименования ЭПУ, предназначенного для потребления электрической энергии объектом присоединения.
Вводное распределительное устройство, указанное заявителем в качестве энергопринимающего устройства, не является энергопринимающим устройством, в связи с чем у Общества отсутствовала возможность в силу пункта 15 Правил N 861 направить заявителю подписанный и заполненный проект договора на оказание услуг по технологическому присоединению вместе техническими условиями.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что Общество не требовало у ООО "РУС АН" определить конкретное торговое название присоединяемого энергопринимающего устройства, указать его торговую марку, производителя или маркировку, а также привести иные средства индивидуализации подлежащего установке аппарата (агрегата, оборудования). Вместе с тем, в заявке об осуществлении технологического присоединения подлежит указанию конкретное наименование такого "аппарата, агрегата, оборудования...", предназначенных для потребления электрической энергии объектом присоединения.
Из заявки ООО "РУС АН" невозможно установить наименование объекта применительно к перечню объектов, указанных в пункте 11.1 ГОСТ 30331.1-2013, с которым соответствующие энергопринимающие "аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс)" составляют "комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений", а также соответствующее энергопринимающее устройство.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным и отменив постановление Ленинградского УФАС от 10.02.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-2277/2020 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 28.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 августа 2020 года по делу N А56-17507/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17507/2020
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области