г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-9629/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А40-204783/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Автотур"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2020 по делу N А40-204783/20
по заявлению ООО "Автотур"
к Центральному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене Постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автотур" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.10.2020 N 014637 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ..
Решением от 10.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебных акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на отсутствие состава правонарушения.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не поступали.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Центрального МУГАДН по делу об административном правонарушении от 07.10.2020 N 014637 ООО "Автотур" привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 11.33 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 11.08.2020 в 15 час. 57 мин. в соответствии с распоряжением заместителя начальника Центрального МУГАДН С.Г. Романова от 29.07.2020 N 10-1/34-19 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу г. Тверь, ул. Шишкова, д. 97А, было проверено транспортное средство ЛУИДОР 223700 регистрационный знак К083РН 69 (эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью "Автотур" согласно путевому листу от 11-12 августа 2020 года N 3678) под управлением водителя Троицкого Евгения Николаевича, осуществлявшего перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в междугородном сообщении "Тверь-Лесное". По результатам проверки был составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства ЛУИДОР 223700 регистрационный знак К083РН 69 от 11.08.2020 N М2/0296 с приложениями.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru и yandex.ru, размещено расписание движение автобусов по маршруту "Тверь-Лесное" (время отправления 15:30).
Публичная продажа билетов, "договор фрахтования" на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс" (г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 47/102 (у гостиницы Турист); г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 24 (на Речном вокзале, слева от здания ТвГТУ)), также бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU и www.e-traffic.ru, yandex.ru.
В материалы дела представлены копия заказ-наряда N 1015765 от 11.08.2020 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа на рейс "Тверь-Лесное" дата и время отправления 11.08.2020 в 15:30; копия "договор фрахтования" (билетов) на рейс "Тверь-Лесное" дата и время отправления 11.08.2020 в 15:30.
Время отправления из пункта отправления "Тверь", указанное в копии заказнаряда, совпадает со временем отправления, указанным на информационном сайте TVERTAS.RU, yandex.ru, www.e-traffic.ru.
Кроме того, о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайтах агрегаторов по продаже билетов TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства)
Анализируя способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru, Заявителем и пассажирами, можно сделать вывод, что Заявитель осуществлял регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Таким образом, Заявитель осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Тверь - Лесное".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (ст. 1).
Межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 3).
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (п. 19 ч. 1 ст. 3).
Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п. 20 ч. 1 ст. 3).
В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок (ч. 10 ст. 4).
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (ч. 3 ст. 35).
Согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://vmw.mintrans.tver.ru/transportnaya-olrasl/avtomobilnyy-transport/ маршрут N 527 "Лесное-Тверь", в обратном направлении "Тверь-Лесное", включен в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, перевозчик на данном маршруте по состоянию на 11.08.2020 отсутствует.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что под видом перевозок пассажиров по заказу, фактически водитель ООО "Автотур" 11.08.2020 осуществлял регулярные перевозки пассажиров, дублируя при этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 527 "Лесное-Тверь", в обратном направлении "Тверь-Лесное", включённый в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области".
В соответствии реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области по состоянию на 11.08.2020 у ООО "Автотур" отсутствовало свидетельство и карта маршрута об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок, а значит водитель транспортного средства ЛУИДОР 223700 регистрационный знак К083РН 69 Троицкий Евгений Николаевич, используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 11.33 КоАП РФ, использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута, как легального в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и не легального.
Суд первой инстанции правильно отметил, что несмотря на то, что перевозка пассажиров ООО "Автотур" оформлена договорами фрахтования, регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день.
Факты использования ООО "Автотур" указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту "Тверь-Лесное" подтверждены материалами дела.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки в автобус и т.д.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное ООО "Автотур". Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, т.е. расписании.
Согласно пункту 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Поскольку маршрут "Тверь-Лесное" включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, то в силу ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "Автотур" обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Факт использования Заявителем указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту усматривается из информации сайтов агрегаторов по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/ на которых установлено расписание движения автобусов по маршруту "Тверь-Лесное". Публичная продажа "билетов", договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/.
Учитывая изложенные обстоятельства, при сравнительном анализе пути следования транспортного средства ООО "Автотур" на основании "договора фрахтовании" и пути следования транспортного средства по маршруту N 527 являются идентичными.
Учитывая тот факт, что перевозка в соответствии с договором фрахтования осуществляется ООО "Автотур" ежедневно при определенной периодичности, а также факт того, что путь следования транспортных средств ООО "Автотур" на основании указанного договора является фактически идентичным официальному маршрутам N 527, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Автотур" осуществляется регулярная перевозка пассажиров, а следовательно, в силу вышеназванных норм, у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку по маршруту идентичному по пути следования и по месту назначения официальному маршруту N 527, в обязательном порядке должна находиться карта маршрута регулярных перевозок.
Списки пассажиров Заявитель составляет сам по себе, выдавая их за договоры фрахтования.
Составленные договоры фрахтования по сути являются лишь намерением, а не формой договорных отношений поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным, в связи с тем, что невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке. Документы, подтверждающие получение услуги по перевозке, отсутствуют.
Таким образом, фактическое исполнение договоров фрахтования ничем не подтверждено.
Согласно статье 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Договор фрахтования не содержит приведенных выше условий в части места подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно, договор по содержанию договором фрахтования не является.
ООО "Автотур" осуществляет свою деятельность без договора с организатором перевозок и, как следствие, без карты маршрута регулярных перевозок, а в силу ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "Автотур" обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Учитывая, что материалы дела подтверждают факт отсутствия свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в реестре муниципальных маршрутов Тверской области маршрута "Лесное-Тверь" опровергается сведениями с сайта Министерства транспорта Тверской области, данный маршрут содержится в реестре за порядковым номером 180, регистрационным номером маршрута N 527.
Иные доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 по делу N А40-204783/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204783/2020
Истец: ООО "АВТОТУР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА