г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2021 г. N Ф05-7144/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А40-167843/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-167843/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
третье лицо: 1) Правительство Москвы; 2) ООО "Атлант-туристическое агентство недвижимости"
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Полещук С.С. по дов. от 23.12.2020; |
от ответчика: |
Владимирова Е.А. по дов. от 30.12.2019 |
от третьих лиц: |
1) Полещук С.С. по дов. от 22.12.2020 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 02.07.2020 N 77/017/247/2020-2011 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 22.01.2020 N И-04-001832 в отношении земельного участка с кадастровым номером, о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды от 22.01.2020 N И-04-001832 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:16:0010105:15033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рождественская, Некрасовка, кв. 1, ГР 10.
Решением арбитражного суда от 25.11.2020 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, Департаментом представлен не полный пакет документов, необходимых для осуществления регистрационных действий.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.01.2020 между Департаментом и ООО "Атлант-Туристическое агентство недвижимости" в соответствии с результатами аукциона (протокол от 28.11.2019 N 31/2019) заключен договор аренды земельного участка N И-04-001832, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:16:0010105:15033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рождественская, Некрасовка, кв. 1, ГР 10.
С целью государственной регистрации Договора аренды Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 03.02.2020 N 77/017/247/2020-2011 об осуществлении государственной регистрации договора.
По результатам рассмотрения заявления Департамента уведомлением от 12.02.2020 N 77/017/247/2020-2011 Управление Росреестра по Москве сообщило о приостановлении государственной регистрации Договора аренды мотивированное тем, что Департаментом к заявлению не представлен отчет об оценке преданного по Договору аренды земельного участка для целей установления соответствия содержания Договора аренды в части арендной платы, что противоречит положениям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ), а также не размещена информация о проведенных торгах на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/).
В целях устранения причин приостановления регистрационных действий письмом Департамента от 05.03.2020 N ДГИ-И-16513/20 в адрес Управления Росреестра по Москве направлены дополнительные разъяснения.
Между тем, уведомлением от 02.07.2020 N 77/017/247/2020-2011 Управление Росреестра по Москве отказало в осуществлении государственной регистрации Договора аренды, в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин приостановления государственной регистрации.
Не согласившись с вышеуказанным отказом Управления, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд г.Москвы.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением не учтено, что в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом в связи с передачей в аренду, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Законом об оценочной деятельности не устанавливается.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 39.7, п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
При этом согласно п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка.
Следовательно, по смыслу приведенных нормативных положений итоговый размер ежегодной арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, право аренды, на который реализуется в рамках аукциона, устанавливается по результатам этого аукциона, при этом начальный размер годовой арендной платы может устанавливаться исходя из кадастровой стоимости участка, без проведения мероприятий по оценке стоимости передаваемого участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Порядок расчета начального размера ежегодной арендной платы за земельные участки с учетом плотности застройки и кадастровой стоимости земельного участка определен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (далее -Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП).
Переданный на регистрацию в Управление Росреестра по Москве Договор аренды заключен с победителем аукциона - ООО "Атлант-Туристическое агентство недвижимости", расчет начальной арендной платы по договору произведен в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, в связи с чем, установленные Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ мероприятия по независимой оценке стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:16:0010105:15033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рождественская, Некрасовка, кв. 1, ГР 10, не проводились.
Кроме того, вопреки доводам регистрирующего органа сведения о торгах в отношении вышеуказанного земельного участка размещены (извещение N 270919/0336103/05) на официальном интернет-сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/, вкладка "Аренда и продажа земельных участков"), что подтверждается скриншотом интернет-сайта.
Указанные разъяснения были направлены в адрес Управления Росреестра по Москве письмом Департамента от 05.03.2020 N ДГИ-И-16513/20, однако не были приняты им во внимание.
Так как при обращении с заявлением о государственной регистрации Договора аренды Департаментом представлены на регистрацию все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, что подтверждается описью документов от 03.02.2020, принятых Управлением Росреестра по Москве для оказания государственной услуги, а также разъяснения в ответ на Уведомление о приостановлении, требование регистрирующего органа о представлении отчета об оценке стоимости преданного по Договору аренды земельного участка является неправомерным, оснований для отказа в государственной регистрации Договора аренды у Управления Росреестра по Москве не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-167843/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167843/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "АТЛАНТ-ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ"