г. Москва |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А40-106885/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2020 г. по делу N А40-106885/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) от 26.03.2020 N 77-0-1-71/3121/2020-2426 о приостановлении внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленном на основании распоряжения Департамента от 29.10.2019 N 43036 сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ул. Синичкина 1-я д. 3 корп. 1/1А с кадастровым номером 77:04:0001001:52.
Решением суда от 13.11.2020 в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель Департамента, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.10.2018 N 1233-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы" предусмотрено строительство объекта метрополитена "Северо - Восточный участок третьего пересадочного контура, станция "Нижняя Масловка" - станция метро "Авиамоторная" (далее - Объект).
В границах строительства Объекта расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:52 по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Синичкина 1-я, вл. 3, корп. 1/1А, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ".
В связи с тем, что часть указанного земельного участка необходима для временного занятия без возведения капитальных объектов метрополитена, 29.10.2019 Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент), в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральными законами от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43), Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 25.02.2014 N 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы", было издано распоряжение N 43036.
В соответствии с указанным распоряжением на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001001:52 в целях обеспечения строительства линейного объекта "Северо-Восточный участок третьего пересадочного контура, станция метро "Нижняя Масловка" - станция метро "Авиамоторная" (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" установлен сервитут сроком на 2 года, утверждены границы зоны действия сервитута площадью 992 кв.м. Обладателями сервитута являются АО "МОСИНЖПРОЕКТ" и ГУП "Московский метрополитен".
Указанное распоряжение вместе с заявлением N 77-0-1-71/3121/2020-2426 20.03.2020 в установленном порядке было направлено в Управление Росреестра по Москве, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленном сервитуте.
Управление Росреестра по Москве 26.03.2020 вынесло решение о приостановлении внесения в ЕГРН сведений об установленном сервитуте, мотивировав это тем, что:
- в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо. Согласно указанной норме, с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости вправе обратиться только его собственник;
- в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, устанавливаемый сроком менее трех лет на основании соглашения об установлении сервитута, не подлежит государственной регистрации и государственному кадастровому учету;
- к заявлению не приложен межевой план части земельного участка в отношении которого установлен сервитут.
Полагая решение Управления о приостановлении регистрационных действий неправомерным, Департамент обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа.
В апелляционной жалобе Департамент выражает несогласие с принятым решением, указывая, что им были представлены на регистрацию все документы необходимые для осуществления государственной регистрации.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как усматривается из материалов дела, в целях осуществления учетных действий заявителем представлено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29.10.2019 N 43036, в соответствии с которым в отношении земельного участка с местоположением: г. Москва, ул. Синичкина 1-я, д. 3, корп. 1/1А сроком на 2 (два) года устанавливается сервитут.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Проанализировав нормы действующего земельного законодательства, Закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов") суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель разделяет понятия "сервитут" и "публичный сервитут".
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, с учетом положений п. 2 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации спор возник о публичном сервитуте.
Поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации не установлено иное, публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН, часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН.
В этой связи пункт 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению.
Пунктом 8 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Аналогичная норма содержится ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ) сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой 4 Закона N 43-ФЗ), считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 218- ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте: 1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения); 2) описание местоположения границ публичного сервитута; 3) цель установления публичного сервитута; 4) срок публичного сервитута; 5) обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае, если публичный сервитут установлен для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации; 6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
При этом согласно пункту 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута, которым, как предусмотрено пунктом 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждаются такие границы публичного сервитута, направить копию такого решения в орган регистрации прав.
В силу прямого указания ч. 8 и 14 ст. 17 Закона N 43-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, не требуется. Сервитут, установленный в соответствии с главой 4 Закона N 43-ФЗ, не подлежит государственной регистрации в ЕГРН.
На основании пункта 21 части 1, части 15.1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
Сведения о местоположении границ публичного сервитута для внесения в реестр сведений о границах публичного сервитута в адрес, оформленные с учетом Требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541 (далее - Требования) в Управления не поступали.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 218-ФЗ в межевом плане указываются сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка.
Однако, межевой план на часть земельного участка общей площадью 992 кв. м, подготовленный в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, Депаратментом в Управление Росрееста по Москве не представлен.
В соответствии со ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого уведомления.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения отсутствуют, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 г. по делу N А40-106885/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106885/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ