г. Москва |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А40-219142/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Белитон", ООО "КватроПлюс", ООО "Лардекс", ООО "Юнисел" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2020 по делу N А40-219142/19
по заявлению ООО "Белитон", ООО "КватроПлюс", ООО "Лардекс", ООО "Юнисел"
к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минкомсвязь России
третьи лица: Министерство транспорта Российской Федерации, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве, Роскомнадзор, ОАО "РЖД", ФГУП "Крымская железная дорога", АО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии"
о признании незаконным решения;
при участии: от заявителей - от ООО "Белитон" - Юшков С.В. по доверенности от 29.07.2020; от ООО "Лардекс" - Юшков С.В. по доверенности от 15.09.2020; от ООО "КватроПлюс" - Юшков С.В. по доверенности от 15.09.2020; от ООО "Юнисел" - Юшков С.В. по доверенности от 15.09.2020; от заинтересованных лиц - от Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Коситов А.В. по доверенности от 10.06.2020; от Минкомсвязь России - Коситов А.В. по доверенности от 10.12.2020; от третьих лиц - от Минтранса России - Симкина Ю.В. по доверенности от 17.12.2020; от ОАО "РЖД" - Михайлина Н.В. по доверенности от 24.12.2018; от остальных третьих лиц - не явились, извещены;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Белитон", ООО "КватроПлюс", ООО "Лардекс", ООО "Юнисел" требований о признании незаконными п. п. 1, 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" в части: выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц исключительно владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (абз. 1 п. 1); ограничения применения радиоэлектронных средств перспективных стандартов и технологий в полосе радиочастот 1785-1805 МГц исключительно технологическими сетями связи на железнодорожном транспорте (абз. 1 п. 1); наделения Министерства транспорта Российской Федерации полномочиями по представлению перечня владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и войсковой части 52686 (абз. 2 п. 1); установления условий использования полосы радиочастот 1785-1805 исключительно в отношении радиоэлектронных средств технологических сетей связи на железнодорожном транспорте (п. 3); обязать Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей посредством внесения изменений в решение Государственной комиссии по радиочастотам от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" в целях реализации права доступа заявителей к радиочастотному спектру путем выделения полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для неопределенного круга лиц, отказано.
ООО "Белитон", ООО "КватроПлюс", ООО "Лардекс", ООО "Юнисел" не согласились с выводами суда, обратились с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуютМинистерство транспорта Российской Федерации, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве, Роскомнадзор, ОАО "РЖД", ФГУП "Крымская железная дорога", АО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии".
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Группа компаний НСТТ осуществляет на территории Российской Федерации экономическую деятельность в сфере связи, включая реализацию проекта по внедрению новой радиотехнологии беспроводного широкополосного доступа 4-го поколения (проект McWill, NG-1).
Группа компаний НСТТ включает юридические лица: головное общество ООО "НИРИТ-СИНВЭЙ Телеком Технолоджи", ОГРН 1127746339808, ИНН 7725755410; дочерние общества (операторы связи), с долей участия в них ООО "НСТТ" 100 %: ООО "Белитон", ООО "КватроПлюс"; ООО "Лардекс"; ООО "Юнисел.
Операторы связи имеют лицензии для оказания услуг связи в сетях связи общего пользования, что подтверждается официальными сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
Для оказания услуг связи и реализации проекта McWill (Маквил) заявителям как операторам связи необходима возможность законного использования радиочастотного ресурса в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц.
Ранее этот ресурс выделен заявителям решениями Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ, Комиссия) от 23.10.2006 N 06-17-05-255, N 06-17-05-256, N 06-17-05-257, N 06-17-05-258 на срок до 01.10.2016 - выделана полоса радиочастот в диапазоне 1797,5 - 1802,5 МГц для радиоэлектронных средств, предназначенных для создания сетей беспроводного доступа на территории конкретных городов Российской Федерации.
01.07.2016 ГКРЧ приняты решения об отказе заявителям в продлении решений ГКРЧ о выделении полос радиочастот и о досрочном их прекращении.
Решением ГКРЧ при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц выделена неопределенному кругу лиц -владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации (п. 1).
Этим же пунктом решения ГКРЧ установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и войсковая часть 52686.
Установленные п. 3 решения ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02 условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц радиоэлектронными средствами (РЭС) ограничены только технологическими сетями связи на железнодорожном транспорте.
Указанное решение официально опубликовано на сайте Минкомсвязи России в сети Интернет по адресу (https://digital.gov.ru/ru/documents/6230/).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и осуществляется межведомственным коллегиальным органов по радиочастотам - государственной комиссией по радиочастотам, обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Положение о ГКРЧ и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336, Комиссия является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.
Согласно п. 17 Положения о ГКРЧ, Комиссия действует в составе представителей Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникации Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства обороны Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства внутренних дел Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства транспорта Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (с правом совещательного голоса), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства экономического развития Российской Федерации (с правом решающего голоса), Министерства энергетики Российской Федерации (с правом совещательного голоса), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы охраны Российской Федерации (с правом решающего голоса), Службы внешней разведки Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (с правом решающего голоса), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (с правом решающего голоса), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (с правом решающего голоса), Федеральной антимонопольной службы (с правом совещательного голоса), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (с правом совещательного голоса), Федерального агентства связи (с правом решающего голоса), Федерального агентства воздушного транспорта (с правом решающего голоса), Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (с правом решающего голоса) и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (с правом решающего голоса).
Решения ГКРЧ принимаются простым большинством голосов членов комиссии, обладающих правом решающего голоса, путем открытого голосования с учетом мнений членов ГКРЧ, представленных в письменной форме.
Решения ГКРЧ принимаются в порядке, установленном Положением о ГКРЧ, в соответствии с требованиями Закона о связи и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 4 ст. 22 Закона о связи использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии в частности с принципами: разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру; права доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и 5 безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Оспариваемое в рамках указанного дела решение ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46- 02 "О выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" принято с учетом государственных приоритетов в области транспорта, которые легли в основу предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации в ГКРЧ, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Без данного решения ГКРЧ Министерство транспорта Российской Федерации не сможет обеспечить реализацию государственных приоритетов в области транспорта, суть которых состоит в выполнении перечня мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В соответствии с подп. "в" п. 5 и абз. 6 п. 15 Положения о ГКРЧ, Комиссия вправе принимать решения, связанные с выделением полосы (полос) радиочастот, для неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о связи технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.
Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Согласно п. 4 Положения о Комиссии ГКРЧ осуществляет в том числе, обеспечение доступа пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов.
Оспариваемое в рамках данного дела решение принято с учетом государственных приоритетов в области транспорта, которые легли в основу предложений, представленных Министерством транспорта Российской Федерации в ГКРЧ, в целях внедрения перспективных радиотехнологий в среду грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Министерство транспорта Российской Федерации посредством данного решения ГКРЧ начало реализацию государственных приоритетов в области транспорта, суть которых состоит в выполнении перечня мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Согласно п. 15 Положения о Комиссии решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.
Решением ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02 (п. 1) полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц выделена неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации.
Этим же пунктом решения ГКРЧ установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и войсковая часть 52686.
В данном случае Комиссия конкретизировала неопределенный круг лиц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя из того, что в выделенной полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц будут создаваться только технологические сети связи на железнодорожном транспорте, к 6 которым предъявляются весьма серьезные и специфические требования, в том числе с точки зрения обеспечения транспортной и национальной безопасности.
Иные юридические лица (вне инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) не смогут создать такие технологические сети связи на железнодорожном транспорте, полностью удовлетворяющие жестким требованиям, предъявляемым к такого типа сетям связи, тем более эксплуатировать их и поддерживать в работоспособном состоянии.
Довод заявителей о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отклоняется, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Целью оспариваемого решения является выделение радиочастот 1785 - 1805 МГц для создания только технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
Указанные сети связи не предназначены для осуществления коммерческой деятельности, а направлены на обеспечение, в том числе, транспортной и национальной безопасности.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что диапазон радиочастот 1797,5 - 1802,5 МГц, входящий в 1785-1805 МГц и указанный заявителями, как необходимый диапазон радиочастот для реализации заявителем проекта Маквил и для оказания услуг связи на территории Российской Федерации уже выделен группе компаний НИРИТ в период с 2006 - 2016 соответствующими решениями ГКРЧ, при этом информация о действительном использовании этого ресурса отсутствует, например, о наличии выделенных реальных частотных присвоениях в этом диапазоне радиочастот в период с 2006-2016.
Роскомнадзором установлено, что пользователями не выполнены обязательства по срокам обращения в радиочастотную службу для экспертизы частотных заявок, получению разрешений на использование радиочастот и регистрации радиоэлектронных средств, фактически так и не начав использование выделенных полос радиочастот.
Из материалов дела следует, что на заседании ГКРЧ, состоявшемся 28.12.2017 (протокол 17-44), ООО "Юнисел", входящему в группу компаний "НСТТ" выделена полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц для проведения натурных испытаний электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (РЭС) стандарта NG-1 (McWiLL) с РЭС различного назначения, в том числе для разработки условий совместного использования РЭС стандарта NG-1 (McWiLL) с РЭС сухопутной подвижной службы, планируемыми к использованию в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц в технологических сетях связи на железнодорожном транспорте, с представлением в ГКРЧ не позднее II квартала 2018 результатов проведенных научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ.
Исследования компанией ООО "Юнисел" не проведены.
Результаты в части условий совместного использования с РЭС железнодорожного транспорта, планируемыми к применению в полосе 1785 - 1805 МГц, основанные на экспериментальных исследованиях, не представлены.
Таким образом, решение ГКРЧ не исполнено.
На заседании ГКРЧ, состоявшемся 24.12.2018 (протокол N 18-48) ООО "КватроПлюс" для создания сети подвижной радиосвязи широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации, за исключением территории, на которой развернута инфраструктура железнодорожного транспорта, с использованием РЭС стандарта McWill (NG-1) рекомендовано провести теоретические и экспериментальные исследования для определения величин территориальных разносов РЭС широкополосного беспроводного доступа от РЭС инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом технических характеристик, указанных в приложении N 1 к решению ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02.
В соответствии с решением ГКРЧ N 19-52-04-1 ООО "КватроПлюс" выделена полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях определения возможности использования оборудования стандарта McWill (NG-1) на территории Челябинской области и в августе 2020 в ГКРЧ поступили радиочастотные заявки от ООО "КватроПлюс" с просьбой о продлении на год срока проведения натурных испытаний аппаратуры McWiLL c РЭС технологических сетей eLTE железнодорожного транспорта на территории Челябинской области, что позволит установленным порядком инициировать заявителями, как юридическими лицами соответствующих радиочастотных заявок в ГКРЧ.
ОАО "РЖД" в период с 2010 инициированы обращения в Правительство Российской Федерации, Минкомсвязи России, Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России), ГКРЧ с целью получения поддержки инициативы по выделению полосы радиочастот для создания технологической сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в Российской Федерации на железнодорожном транспорте.
В соответствии со ст. 15 Закона о связи технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.
Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Начиная с 2012 ОАО "РЖД" инициированы обращения и исследования для внедрения в среду железнодорожных перевозок новых технологических сервисов в области радиосвязи.
В связи с обращением ОАО "РЖД" в 2012 в адрес Правительства Российской Федерации Минкомсвязью России указано о том, что в условиях крайнего дефицита радиочастотного спектра полоса радиочастот 1787,5 - 1802,5 МГц является практически последней свободной полосой радиочастот в Российской Федерации, что является исключительным фактором при создании общенациональной сети связи для целей управления железнодорожным транспортом".
Исходя из этого, в соответствием с решениями ГКРЧ, ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" совместно с ОАО "РЖД" и другими заинтересованными организациями проведена работа по практическим исследованиям и разработке условий совместного использования РЭС перспективных стандартов для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
С учетом полученных результатов ГКРЧ принято решения от 11.09.2018 N 18- 46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для построения технологических сетей связи, перспективных стандартов и радиотехнологий на железнодорожном транспорте".
При этом предусмотрено, что сети технологической радиосвязи строятся на вторичной основе и в соответствии с решением ГКРЧ от 20.12.2011 N 11-13-01 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений": не должны причинять помех РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже; не могут требовать защиты от помех со стороны РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже; могут требовать защиты от помех со стороны РЭС той же самой радиослужбы или другой вторичной радиослужбы, которым радиочастоты могут быть присвоены позже.
Основной целью Решения является обеспечение создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации.
Определение условий, на которых выделяются радиочастоты в полосе 1785 - 1805 МГц для пользователей иных типов сетей, может осуществляться отдельными решениями ГКРЧ для каждого типа сетей.
В рамках реализации перспективных проектов на железнодорожном транспорте, в том числе комплексного инновационного проекта "Цифровая железная дорога" и федерального проекта "Цифровой транспорт и логистика", в целях повышения безопасности движения поездов, внедрения инфотелекоммуникационных технологий и систем, а также для оптимизации расходов на перевозки и содержание объектов инфраструктуры и подвижного состава крайне необходимо создание цифровых высокоскоростных систем радиосвязи на железнодорожном транспорте для реализации следующих технологических сервисов: систем автоведения поездов (система автомашинист, "беспилотный локомотив"); интеллектуальных управляющих систем организации движения поездов; систем удаленной диагностики подвижного состава; систем мониторинга инфраструктуры на станциях и перегонах; систем технологических мобильных рабочих мест эксплуатационного персонала, в том числе с функцией контроля местоположения на инфраструктуре; беспроводных систем промышленного и охранного телевидения; перспективных (на базе стандарта LTE) систем технологической цифровой радиосвязи; информационных систем обеспечения станционной работы и электронного документооборота; технических решений по организации "последней мили" до объектов железнодорожной инфраструктуры.
Планами перспективного развития ОАО "РЖД" в период до 2025 предусматривается проектирование и строительство сетей связи стандарта LTE на 252 железнодорожных станциях и 10 железнодорожных участках более чем в 60 субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках реализации мероприятий "Обеспечение покрытия первоочередных объектов транспортной инфраструктуры (включая железнодорожную и автодорожную инфраструктуру) сетями связи с обеспечением широкополосной беспроводной передачи данных и голоса" федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Перечень перспективных станций и участков для проектирования и строительства инфраструктуры LTE на период до 2025 утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 19.03.2019 N 466-р.
В настоящее время в соответствии с решением получены разрешения на использование радиочастот от 20.02.2020 N 69-рчс-20-0027 (станция Челябинск), от 20.02.2020 N 69-рчс-20-0047 (станция Инская, Новосибирская область), от 20.05.2020 N 203-рчс-20-0042 (станция Кинель, Самарская область), от 08.07.2020 N 284-рчс-20- 0079 (станция имени Максима Горького, Волгоградская область), от 02.09.2020 N 377- рчс-20-0055 (Москва и Московская область), от 02.09.2020 N 377-рчс-20-0056 (станция Лужская, Ленинградская область).
Начаты строительные работы на объектах в Челябинской области, Новосибирской области, Московском центральном кольце.
Перечислено в федеральный бюджет за использование радиочастотного спектра на территории Челябинской, Новосибирской, Самарской областям по полученным от Роскомнадзора разрешениям - 5.489.424 руб.
Кроме того, решение не ограничивает использование радиочастотного спектра конкретной компанией или технологией, а только определяет условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях создания сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий.
Определение условий, на которых выделяются радиочастоты в полосе 1785 - 1805 МГц для пользователей иных типов сетей, может осуществляться отдельными решениями ГКРЧ для каждого типа сетей.
Исходя из того, что к технологическим сетям связи используемым в транспортном комплексе предъявляются повышенные требования для обеспечения транспортной и национальной безопасности, а сами технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, то в Решении уточнен характер деятельности этих организаций - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В связи с тем, что наименование и число этих организаций за время действия решения может измениться, полоса частот выделяется для неопределенного круга лиц.
Решение не ограничивает использование радиочастотного спектра конкретной компанией или технологией, а определяет условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях создания сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий.
Решение не ограничивает право третьих лиц и организаций на подачу заявки в ГКРЧ на получение установленным порядком разрешения на использование полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц.
При этом необходимость обеспечения помехозащищенности технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
Существенные риски, как для владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и для железнодорожной отрасли в целом могут возникнуть при нарушении норм частотно-территориального разноса радиоэлектронными средствами сторонних операторов, что может привести к непредсказуемым негативным последствиям, в том числе, к аварийным ситуациям на железной дороге.
Оспариваемым решением не возлагаются дополнительные полномочия на Минтранс России по установлению перечня владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с решением Минтранс России, как член ГКРЧ, осуществляет информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об организациях фактически являющихся владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности заявителями не представлено.
Вместе с тем, согласно п. 16 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336 решения Комиссии в течение 20 дней со дня их принятия публикуются на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Решение от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте".
26.09.2018 решение размещено на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Данная информация является общедоступной, расположена по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6230/.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить дату, когда заявители узнали или должны были узнать об оспариваемом решении ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02.
Между тем, заявители осуществляют на территории Российской Федерации экономическую деятельность в сфере связи, неоднократно подавали заявления в ГКРЧ о присвоении радиочастотного ресурса.
Таким образом, мониторинг официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который является официальным источником опубликования решений ГКРЧ является необходимым и заявители должны были ознакомиться с принимаемыми Комиссией решениями.
Судом установлено, что по состоянию на 20.08.2019 (дата подачи заявления) срок давности по обжалованию решения Комиссии от 11.09.2018 N 18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте" истек.
Истечение срока обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, как минимум на дату (12.02.2019) подачи настоящего заявления заявители выражали несогласие с решением ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02 в части выделения полосы радиочастот 1785-1805 МГц неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В таком случае, они вправе обжаловать указанное решение ГКРЧ в установленном порядке.
Между тем, с заявлением о признании незаконным решения ГКРЧ от 11.09.2018 N 18-46-02 заявители обратились в Арбитражный суд г. Москвы 20.08.2019, то есть со значительным пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 15 Положения о Комиссии установлены конкретные случаи выделения радиочастотного спектра не содержит какой-либо неопределенности и не нуждается в дополнительном толковании.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя препятствий для обращения с требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, не представлено.
В силу ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2020 по делу N А40-219142/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219142/2019
Истец: ООО "БЕЛИТОН", ООО "КВАТРОПЛЮС", ООО "КОММИНФОРМ", ООО "ЛАРДЕКС", ООО "ЮНИСЕЛ", ООО Завод Эталон
Ответчик: Государственная комиссия по радиочастотам при Министерсве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации