г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2021 г. |
Дело N А56-48650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Панкратова О.Н. - доверенность от 21.01.2020
от заинтересованного лица: предст. Муштаев Д.В. - доверенность от 31.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29188/2020) товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2020 по делу N А56-48650/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания от 20.03.2020 N 10/154
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Оптиков 38-1" (далее - заявитель, Товарищество. ТСЖ "Оптиков 38-1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.03.2020 N 10/154.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2020 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ТСЖ "Оптиков 38-1" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что проверка в отношении Товарищества проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в отсутствие распоряжения о проведении проверки, с нарушением сроков проведения проверки. Податель жалобы также не согласен с выводами Инспекции о наличии перечисленных в оспариваемом предписании нарушении требований части 3 статьи 146 и части 3 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Инспекции поступили заявления Прошенковой Е.Д, от 29.10.2019 (вх. N ОБ-16509-3/19-0-0, N ОБ-16509-4/19-0-0, ОБ-16509-5/19-0-0), содержащее сведения о возможных нарушениях, допущенных при проведении общего собрания членов ТСЖ "Оптиков 38-1" в период с 03.06.2019 по 28.06.2019, результаты которого оформлены протоколом от 29.06.2019 N 10.
По результатам рассмотрения указанных обращений, а также представленных Товариществом по запросу Инспекции от 28.11.2019 N 08-15-18192/19-0-0 документов (сопроводительное письмо от 17.12.2019) Инспекцией составлен акт проверки от 20.03.2020 N 10/154, в котором отражено следующее:
- по результатам исследования представленных решений - бюллетеней голосования членов ТСЖ установлено, что в голосовании приняли участие члены ТСЖ, обладающие 48,1% (14977,1 кв.м) от общего числа голосов членов ТСЖ, таким образом кворум, установленный частью 3 статьи 146 ЖК РФ отсутствует, собрание неправомочно;
- в нарушении части 3 статьи 147 ЖК РФ Знобин П.Б. избран председателем правления ТСЖ "Оптиков 38-1" из числа членов правления, которые были избраны на общем собрании членов ТСЖ (протокол от 29.06.2019 N 10), не имевшем кворума, установленного частью 3 статьи 146 ЖК РФ, следовательно, Знобин П.Б. избран председателем правления ТСЖ "Оптиков 38-1" неправомерно.
Инспекцией вынесено предписание от 20.03.2020 N 10/154, которым Товариществу предписано устранить вышеуказанные нарушения части 3 статьи 146, части 3 статьи 147 ЖК РФ.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избрание членов правления ТСЖ "Оптиков 38-1" произведено с нарушением требований части 3 статьи 146, части 3 статьи 147 ЖК РФ, а также посчитал, что предписание от 20.03.2020 N 10/154 выдано должностным лицом Инспекции в пределах предоставленных ему полномочий при выявлении нарушений обязательных требований в рамках осуществления регионального жилищного надзора и лицензионного контроля.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе выдавать предписания только в случаях и в порядке установленных законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ поверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в котором указываются сведения, перечисленные в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (статья 13 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 294-ФЗ осуществление государственного жилищного надзора в случае поступления обращения граждан проводится в форме проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей проведения проверки, установленных частями 4.1 и 4.2 ЖК РФ.
В данном случае, как следует из материалов дела, в адрес Инспекции поступили заявления Прошенковой Е.Д, от 29.10.2019 (вх. N ОБ-16509-3/19-0-0, N ОБ-16509-4/19-0-0, ОБ-16509-5/19-0-0), содержащее сведения о возможных нарушениях, допущенных при проведении общего собрания членов ТСД "Оптиков 38-1" в период с 03.06.2019 по 28.06.2019, результаты которого оформлены протоколом от 29.06.2019 N 10.
По результатам рассмотрения указанных обращений, а также представленных Товариществом по запросу Инспекции от 28.11.2019 N 08-15-18192/19-0-0 документов (сопроводительное письмо от 17.12.2019) Инспекцией составлен акт проверки от 20.03.2020 N 10/154 и вынесено оспариваемое предписание от 20.03.2020 N 10/154.
При этом, в нарушение требований статьи 14 Закона N 294-ФЗ распоряжение о проведении внеплановой проверки с целью проверки фактов, изложенных в обращениях Прошенковой Е.Д., Инспекцией не выносилось, что свидетельствует о грубом нарушении порядка проведения проверки (пункт 4 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ), влекущим недействительность результатов такой проверки.
Инспекция ссылается на то, что рассмотрение обращений Прошенковой Е.Д, от 29.10.2019 (вх. N ОБ-16509-3/19-0-0, N ОБ-16509-4/19-0-0, ОБ-16509-5/19-0-0) осуществлялось в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Вместе с тем, в силу вышеприведенных положений части 4.2 статьи 20 ЖК РФ и статьи 10 Закона N 294-ФЗ поступление в орган государственного жилищного надзора обращения гражданина, содержащего сведения о нарушениях жилищного законодательства, является основанием для проведения внеплановой проверки с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, положениями Закона N 59-ФЗ не предусмотрена возможность выдачи государственными органами обязательных для исполнения предписаний по результатам рассмотрения обращений граждан. Такие полномочия предоставлены должностным лицам государственного жилищного надзора по результатам проведения проверки в соответствии с требованиями частей 4.1, 4.2 статьи 20 ЖК РФ и положений Закона N 294-ФЗ, который подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора.
Выдача предписания вне процедуры проведения проверки является грубым нарушением действующего законодательства и влечет признание выданного предписания недействительным (данная правовая позиция поддержана в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461, от 05.08.2015 N 302-КГ15-10128, от 31.08.2015 N 302-КГ15-10948, от 01.10.2015 N 302-КГ15-11889, от 25.10.2016 N 309-КГ16-14094).
Таким образом, предписание Инспекции от 20.03.2020 N 10/154, выданное вне рамок проверки, проводимой в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ и частей 4.1, 4.2 статьи 20 ЖК РФ, подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Товарищества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 10.09.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Товариществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Товарищества подлежат взысканию судебных расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ,
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 сентября 2020 года по делу N А56-48650/2020 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.03.2020 N 10/154.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1" 4500 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить товариществу собственников жилья "Оптиков 38-1" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 22.09.2020 N 500.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48650/2020
Истец: ТСЖ "ОПТИКОВ 38-1"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА