г. Воронеж |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А08-2806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Степной": Демиденко Е.А., представитель по доверенности от 01.03.2020, сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного жилищного надзора Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2020 по делу N А08-2806/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Степной" (ИНН 3128095322, ОГРН1133128004261) к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771) о признании незаконным предписания N165 от 21.02.2020,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Степной" (далее - ООО "Управляющая организация "Степной", управляющая организация, Общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - УГЖН Белгородской области, управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 165 от 21.02.2020 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2020 по делу N А08-2806/2020 (с учетом дополнительного решения от 26.11.2020) заявленные требования удовлетворены.
Предписание Управления государственного жилищного надзора Белгородской области от 21.02.2020 N 165 признано недействительным.
Суд взыскал с Управления государственного жилищного надзора Белгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Степной" 3000 руб. государственной пошлины.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, УГЖН Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что ООО "Управляющая организация "Степной" неправомерно был проиндексирован размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 9,2 %, поскольку в договоре управления многоквартирным домом предусмотрено, что размер платы за содержание жилого (нежилого) помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ООО "Управляющая организация "Степной" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
УГЖН Белгородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника судебного процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123,156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителя Общества, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Управления от 30.01.2020 N 165-р в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что размер платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома N 30 изменен на индекс потребительских цен на жилые услуги и составляет 109,2%, что не соответствует условиям договора управления, так как дополнительным соглашением принято условие об изменении размера платы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Применение индекса потребительских цен на жилищные услуги по многоквартирному дому N 30 микрорайон Степной г.Старый Оскол произведено неправомерно и не соответствует условиям договора управления (дополнительному соглашению к договору управления от 31.07.2019), поскольку согласно официальной справке территориального органа Федеральной государственной статистики Белгородской области (Белгородстат) отсутствует такой показатель уровня потребительских цен за 2018 год.
Управлением также установлено нарушение периода начисления размера платы по содержанию жилья, который по многоквартирному дому N 30 исчисляется с 01.08.2017 по 31.07.2018, c 01.08.2018 по 31.07.2019, c 01.08.2019 по 31.07.2020.
По итогам проверки уполномоченным лицом Управления 21.02.2020 был составлен акт проверки N 165, в котором отражены выявленные нарушения, а также выдано предписание N 165,согласно которому Обществу предписано:
- прекратить начисление услуги содержание жилого помещения по многоквартирному дому N 30 по микрорайону Степной в г.Cтарый Оскол с 01.03.2020 в размере установленном с учетом индекса инфляции 109,2% в связи с отсутствием условий в договоре управления права индексации на уровень потребительских цен на жилищные услуги Белгородской области и отсутствием предложений об экономически обоснованном размере платы по содержанию жилья. Сроки выполнения - 15.04.2020.
- соблюдать сроки действия установленного размера платы по содержанию жилого помещения по многоквартирному жилому дому N 30 мкр-н Степной в г.Cтарый Оскол (не менее одного года) с 01.08.2019 по 31.07.2020. Сроки выполнения - в течении срока действия размера платы с 01.08.2019 - по 31.07.2020.
Полагая, что указанное предписание заинтересованного лица не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ собственники и пользователи помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Положениями части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из материалов дела усматривается, что 26.10.2017 межу собственниками МКД, расположенного по адресу: г. Старый Оскол, мкр. Степной, дом N 30 и ООО "Управляющая организация "Степной" на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол N 1 от 26.10.2017) был заключен договор управления многоквартирным домом.
В пункте 4.6 договора стороны установили, что размер платы за содержание жилого (нежилого) помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом обоснованных предложений (сметы) управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не приняло решение об определении стоимости работ и услуг за содержание жилого помещения, то управляющая организация вправе начислить плату за содержание жилого помещения исходя из тарифов, утвержденных органом местного самоуправления на соответствующий период.
Согласно протоколу от 31.07.2019 N 1, было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений жилого многоквартирного дома N 30 микрорайона "Степной" в форме очно-заочного голосования, в том числе по вопросу о внесении изменений в договор управления многоквартирным домом, а именно изложить пункт 4.6 договора управления многоквартирным домом в следующей редакции: "Размер платы за содержание жилого (нежилого) помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом обоснованных предложений (сметы) управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не приняло решение об определении стоимости работ и услуг за содержание жилого помещения, то управляющая организация вправе проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс роста цен, сложившийся в предыдущем году в Белгородской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства по данным Росстата Белгородской области".
По данному вопросу большинством голосов собственников утверждены указанные изменения и подписаны дополнительные соглашения к договору управления многоквартирным домом, содержание которых включает в себя данную формулировку.
Решение общего собрания об изменении условий договора управления, в том числе условие об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом уровня инфляции собственниками многоквартирного дома N 30 микрорайона "Степной" обжалованы не были.
Как указал суд области, собственники помещений многоквартирного дома, приняв данные решения и заключив договоры управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома.
Индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, на который управляющая компания применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата в порядке, установленном действующем законодательством.
Следовательно, каждый собственник помещений в спорных многоквартирных домах имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с учетом процента темпа роста инфляции.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, при наличии в договоре управления домом положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений дома ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 301-КГ18-22044.
Из Акта проверки усматривается, что в ходе проверки Управлению была представлена копия протокола собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.12.2019 N 2, которым, как указывает Управление, утверждены изменения, в том числе в условия договора управления (п.4.6).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.12.2019 N 2 в период с 06.12.2019 по 15.12.2019 было проведено общее собрание собственников помещения в МКД.
На повестку дня были вынесены вопросы, в том числе:
- утверждение предлагаемого ООО "Управляющая организация "Степной" размера платы за содержание жилого помещения в МКД N 30 мкр. Степной г. Старый Оскол в размере 19,39 за кв. м общей площади помещения на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (вопрос 3).
Вместе с тем, как указано в протоколе N 2 от 24.12.2019, кворум для проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме отсутствует. Общее собрание не правомочно принимать решение по всем вопросам повестки дня.
Количество голосов собственников, принявших участие в данном собрании, составило 1281,4 - 23,54 % от общего числа голосов собственников.
Таким образом, как верно отметил суд области, поскольку кворум для проведения общего собрания собственников помещений отсутствовал, общее собрание не было правомочно принимать решение по вопросам, указанным в повестке дня.
Учитывая данное обстоятельство и принятое в июле 2019 года решение собственников об индексации размера платы в случае не принятия общим собранием решения об определении стоимости работ и услуг за содержание и ремонт жилого помещения, ООО "Управляющая организация "Степной" проиндексирован действующий тариф 18 руб. 29 коп. на 9,2 %.
Данный индекс применен на основании предоставленной статистической информации Белгородстат (письмо от 31.05.2019 N ТБ-34-07/263-МС).
Содержание жилого помещения является жилищной услугой, следовательно, применение вышеуказанного индекса законно.
При этом в справке, представленной Белгородстат, содержится такой показатель и составляет 105,5 %.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что применяемый Общество расчет платы является правильным, четким и ясным.
Увеличение Обществом размера платы за содержание и ремонт на основании пункта 4.6 договора управления (с учетом дополнительного соглашения) при отсутствии решения общего собрания собственников помещений об изменении такой платы не нарушает требований действующего законодательства.
Кроме того, наличие в договоре управления многоквартирным домом условия об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не лишает собственников помещений права утвердить размер платы за содержание жилых помещений на последующий период с учетом предложений управляющей организации.
Признавая несостоятельным довод Управления о том, что с 01.01.2020 уместно применять индекс потребительских цен за 2019 год, поскольку из утвержденного общим собранием пункта 4.6 договора управления следует следующее: "Если общее собрание собственников помещений в МКД не приняло решения об определении стоимости работ и услуг за содержание жилого помещения, то управляющая организация вправе проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс роста цен, сложившийся в предыдущем году в Белгородской области в сфере ЖКХ по данным Росстата Белгородской области", суд области правомерно исходил из следующего.
Применение индекса потребительских цен за 2018 год обосновано тем, что собственники помещений в МКД N 30 мкр. "Степной" не приняли решение об утверждении размера платы в декабре 2019 года. С учетом данного обстоятельства у управляющей организации возникает право произвести увеличение платы на индекс потребительских цен за предыдущий год, то есть за 2018 год.
Кроме того, согласно пп. б) пункта 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" уведомление об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги должно быть размещено не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере.
Оспариваемым предписании от 21.02.2020, в связи с выявлением управлением нарушения периодичности изменения размера платы по содержанию жилья, предписано соблюдать сроки действия установленного размера платы по содержанию жилого помещения по спорному многоквартирному жилому дому (не менее одного года) с 01.08.2019 по 31.07.2020.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений принимались следующие решения по утверждению размера платы за содержание жилого помещения:
- с 26.10.2017 - 18 руб. 82 коп. за кв.м (протокол от 26.10.2017 г.);
- с 01.08.2018 по 31.07.2019 - 18 руб. 29 коп. за кв.м (протокол от 03.08.2018).
С 01.08.2019 собственниками помещений не принималось решения об изменении размера платы за содержание жилого помещения, то есть продолжал действовать тариф, утвержденный на период с 01.08.2018 по 31.07.2019.
Таким образом, ООО "Управляющая организация "Степной", предложив на утверждение общему собранию размер платы на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в декабре 2019 года, не нарушило периодичность изменения размера платы, установленную законодательством, поскольку на момент вынесения такого предложения срок действия размера платы 18 руб. 29 коп составил 1 год 5 месяцев.
С учетом изложенного суд области пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае у Управления отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, в связи с чем, требования Общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Управления, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2020 по делу N А08-2806/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2806/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТЕПНОЙ"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Белгородской области