город Омск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2021 г. N Ф04-2177/19 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А81-3616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9263/2020) общества с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" на решение от 30.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3616/2018 (судья О.Н. Никитина), по иску общества с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" к муниципальному казённому учреждению "Управление городского хозяйства" и Администрации муниципального образования поселка Уренгой, при участии в деле в качестве третьих лиц: акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ОГРН 1118901002153), муниципального унитарного предприятия "Дорожно-строительное управление" (ОГРН 1028900859921), Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901005854), о взыскании 10 337 597 руб. 52 коп.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя общества с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" Гайнутдинова Гамиля Гумеровича по доверенности от 09.01.2021 N 127 сроком действия до 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" (далее - ООО "ТСС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ "УГХ", учреждение) о взыскании 10 337 597 руб. 52 коп. некомпенсированной части стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации, а также к Администрации муниципального образования поселка Уренгой (далее - Администрация) о понуждении последней как распорядителя бюджетных средств выделить денежные средства из бюджета муниципального образования для компенсации стоимости оказанных истцом услуг в части, некомпенсированной в рамках соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования поселок Уренгой субсидии на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации от 07.11.2017 N 65-С (с протоколом разногласий, далее - соглашение N 65-С).
Решением от 02.10.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 05.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с учреждения в пользу общества взыскана некомпенсированная часть стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации, в сумме 10 337 597 руб. 52 коп. и 74 688 руб. расходов по уплате государственной пошлины. При недостаточности у учреждения денежных средств сумма в размере 10 412 285 руб. 52 коп. подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Администрации за счет средств казны муниципального образования поселок Уренгой.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2019 решение от 02.10.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 05.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3616/2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Ямалкоммунэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Дорожно-строительное управление", Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент).
Решением от 30.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3616/2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТСС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец указывает, что ООО "ТСС" представил все возможные доказательства в подтверждение оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) в объеме 96 990,88 куб.м. за период с мая по декабрь 2017 года. Суд не учел позиции истца об отсутствии технически исправных и допустимых для определения объема холодного водоснабжения (ХВС) приборов учета в спорных домах. ООО "ТСС" в исковом заявлении, в отзывах и возражениях, а также в судебных заседаниях многократно указывал на недействительность представленных ответчиками ведомостей определения объема ХВС по данным АО "ЕРИЦ ЯНАО".
В письменных отзывах на апелляционную жалобу Администрация и Департамент просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
15.09.2020 и 15.10.2020 от Администрации поступили письменные дополнительные пояснения.
24.11.2020 от ООО "ТСС" поступило письменное заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 5 278 757 руб. 62 коп., представлен поквартирный расчет объема оказанной в период с мая по декабрь 2017 года услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации.
14.01.2021 от МКУ "УГХ" поступили письменные пояснения на заявление ООО "ТСС" об отказе от исковых требований в части, согласно которым в части квартир, указанных в расчете истца по которым объем услуги определен по нормативу, исходя из документов представленных АО "ЕРИЦ ЯНАО" в исковой период установлены индивидуальные приборы учета ХВС. Список указанных квартир учреждение привело в приложении к пояснениям.
26.01.2021 от ООО "ТСС" поступило письменное заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 5 930 629 руб. 32 коп., представлен уточненный, с учетом пояснений МКУ "УГХ" от 14.01.2021, поквартирный расчет объема оказанной в период с мая по декабрь 2017 года услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании апелляционного суда представитель ООО "ТСС" поддержал заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 5 930 629 руб. 32 коп., просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, заявление об отказе от исковых требований в части, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между обществом (получатель) и учреждением (уполномоченный орган) заключено соглашение N 65-С.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения N 65-С его предметом является предоставление субсидии из бюджета муниципального образования поселок Уренгой в 2017 году в целях компенсации стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации.
Согласно пункту 2.1 соглашения N 65-С субсидии предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными из бюджета муниципального образования поселок Уренгой, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в следующем размере: 3 522 187 руб. 79 коп. по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" подразделу 01 "Жилищное хозяйство".
Общество подписало соглашение N 65-С с протоколом разногласий в части указания общей суммы субсидии за период в размере 18 111 349 руб. 52 коп. Протокол согласования разногласий, в котором сумма субсидии указана в размере 7 773 752 руб., со стороны истца не подписан.
Дополнительным соглашением N 1 к соглашению N 65-С стороны внесли изменения в пункт 2.1 соглашения N 65-С, согласно которому субсидия установлена в размере 9 520 483 руб. 51 коп.
Дополнительное соглашение подписано истцом с протоколом разногласий в части указания суммы субсидии. Протокол согласования разногласий к дополнительному соглашению N 1, в котором согласованная сумма субсидии указана в размере 7 773 752 руб., со стороны истца не подписан.
Обществу по соглашению N 65-С выплачена часть субсидии в размере 7 773 752 руб.
Как указывает истец, субсидирование на оплату фактически оказанных услуг в объеме, рассчитанном по нормативу, составляет 18 111 349 руб. 52 коп., поскольку спорные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета.
Общество, полагая, что ему не выплачена субсидия в размере 10 337 597 руб. 52 коп., составляющая разницу между стоимостью объема оказанных услуг, рассчитанного по нормативу, и выплаченной частью субсидии, обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной для подачи обществом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Исходя из абзаца 5 статьи 69 БК РФ, предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1084-П утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях компенсации стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации (далее - Порядок N 1084-П).
Порядком N 1084-П прямо предусматривается, что выпадающие доходы организаций коммунального комплекса, осуществляющих предоставление коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, должны компенсироваться за счет средств, субсидируемых в бюджеты муниципальных образований (пункт 1.5).
На основании пункта 2.6 Порядка предоставления субсидии на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, утвержденного постановлением Администрации от 10.03.2017 N 58-ПА (далее - Порядок предоставления субсидий N 58-ПА), компенсация стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, осуществляется в случае превышения экономически обоснованной стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации.
Согласно пункту 1.2. Порядка предоставления субсидий N 58-ПА распорядитель бюджетных средств - Администрация, уполномоченный орган - МКУ "УГХ".
В соответствии с разделом 1-1 Порядка N 1084-П условием предоставления субсидии муниципальным образованиям является, в том числе, софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления при выполнении ими полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях компенсации стоимости услуг организациям, осуществляющим откачку и вывоз бытовых сточных вод из септиков, за счет средств местного бюджета в размере не менее 5% к объему субсидии из окружного бюджета; принятие органами местного самоуправления муниципальных районов правового акта, регулирующего порядок предоставления, расходования, осуществления контроля за целевым использованием субсидий, предоставляемых поселениям, входящим в состав района (в случае предоставления субсидии поселениям, входящим в состав района); согласование с уполномоченным органом экономически обоснованной стоимости организациями, оказывающими услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в порядке, установленном пунктом 1.6 настоящего Порядка.
Постановлением Администрации от 22.05.2017 N 133-ПА "Об установлении стоимости за услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации на территории муниципального образования поселок Уренгой" с 01.01.2017 стоимость услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации на территории муниципального образования поселок Уренгой, предусмотрена в размере 57 руб. 50 коп. / куб.м.
С 01.07.2017 стоимость услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации на территории муниципального образования поселок Уренгой установлена в размере 59 руб. 50 коп. / куб.м.
Согласно выписке из протокола заседания коллегии Департамента от 28.06.2017 N 13 для целей бюджетного субсидирования установлена экономически обоснованная стоимость услуг по откачке и вывозу ЖБО, оказываемых ООО "ТСС" потребителям поселка Уренгой муниципального образования Пуровский район на 2017 года, в размере 236 руб. 73 коп. за 1 куб.м.
Пунктом 1.5 Порядка N 1084-П предусмотрено, что размер субсидии организациям, осуществляющим откачку и вывоз бытовых сточных вод из септиков, определяется расчетным путем как разница между экономически обоснованной стоимостью услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков, согласованной департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, и стоимостью данных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, умноженная на фактический объем предоставленных услуг.
Под фактическим объемом предоставленных услуг в рамках настоящего Порядка понимается объем услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, подтвержденный актами выполненных работ (оказанных услуг), подписанных между организациями, осуществляющими откачку и вывоз сточных вод из септиков, и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также населением при непосредственном способе управления многоквартирным домом, проживающим в индивидуальных жилых домах, при оборудовании жилых помещений в многоквартирном доме септиками для индивидуального использования.
В случае если услугу по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, и услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме осуществляет одна и та же организация, то акты выполненных работ по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков должны быть подписаны представителем собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом фактический объем предоставленных услуг не должен превышать объем, определенный по показаниям приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а при их отсутствии - рассчитанный исходя из утвержденных в автономном округе нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению по соответствующему виду благоустройства жилищного фонда, за исключением многоквартирных и жилых домов с подвозом питьевой воды, в которых объем предоставленных услуг не должен превышать фактический предъявленный к оплате объем привозной воды.
Аналогичные требования предъявляются в пунктах 2.7-2.9 Порядка предоставления субсидий N 58-ПА.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 1111-П (далее - Постановление N 1111-П) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно указанному нормативному правовому акту в жилых домах и общежитиях с центральным ХВС, канализацией (или септиком) и душем с водонагревателями норматив составляет 5,23 куб.м. на 1 человека в месяц.
В подтверждение фактически оказанных услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, ООО "ТСС" в дело были представлены акты оказанных услуг за период с мая по декабрь 2017 года. Указанные документы подписаны представителями собственников помещений в многоквартирных домах, и объем услуг в них рассчитан исходя из норматива потребления ХВС и составляет 96 990,88 куб.м., то есть 12 123,86 куб.м. в месяц.
Между тем, в подпункте "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлено, что объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ), а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (ИПУ), либо (при отсутствии ИПУ) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по ИПУ сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям ИПУ этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354 и формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия ОДПУ коммунального ресурса.
При отсутствии ОДПУ сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам).
В связи с тем, что согласно абзацу пятому пункта 1.5 Порядка N 1084-П фактический объем предоставленных услуг не должен превышать объем, определенный по показаниям приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а при их отсутствии рассчитанный исходя из утвержденных нормативов, то в предмет доказывания и обсуждения сторон, помимо вопроса о наличии утвержденного норматива, подлежит включению вопрос наличия/отсутствия ОДПУ и ИПУ в многоквартирных домах.
Необходимость проверки расчета иска на предмет его соответствия нормам регулирующего спорные отношения законодательства, как подлежащих оценке письменных доказательств по делу, по смыслу статей 64, 71 АПК РФ входит в стандарт всестороннего и полного исследования судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит включить в предмет исследования вопросы наличия/отсутствия ОДПУ и ИПУ в многоквартирных домах, исследовать данные об объеме потребленного коммунального ресурса собственниками помещений в многоквартирных домах в целях проверки представленного истцом расчета цены иска, оценить доводы и возражения сторон; при необходимости предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что многоквартирные дома, обслуживание которых производилось ООО "ТСС", не оборудованы ОДПУ и частично не оборудованы ИПУ ХВС.
В материалы дела АО "ЕРИЦ ЯНАО" представлены: акты ввода ИПУ ХВС за период с января 2015 года по декабрь 2017 года; акты замены ИПУ ХВС за период с января 2015 года по декабрь 2017 года; акты о признании ИПУ ХВС не пригодными; ведомость установленных счетчиков пос. Уренгой по спорным многоквартирным домам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017; ведомости показаний ИПУ ХВС за спорный период с мая 2017 года по декабрь 2017 года.
Истцом при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции произведен поквартирный расчет объема оказанной услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и неподключенном к сетям централизованной системы канализации, исходя из начальных показаний ИПУ ХВС (за май 2017 года) и конечных показаний ИПУ ХВС за декабрь 2017 года, а также промежуточные показания приборов учета, при замене ИПУ в спорный период. По жилым помещениям в которых отсутствуют ИПУ ХВС, расчеты объема оказанной услуги произведен исходя из норматива 5,23 куб.м. на 1 человека в месяц, установленного Постановлением N 1111-П. В расчете также отражены объем услуги в целях содержания мест общего пользования и общего имущества и на общедомовые нужды, который в отсутствие ОДПУ, определен исходя из норматива - 0,02 куб.м. в месяц, за кв.м. общей площади, установленного Постановлением N 1111-П.
Представленный 26.01.2021 ООО "ТСС" расчет исковых требований, проверен апелляционным судом и признан обоснованным. По результатам произведенных расчетов, истец отказался от исковых требований в части взыскания 5 930 629 руб. 32 коп., просил взыскать с МКУ "УГХ", а при недостаточности доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования поселок Уренгой в лице Администрации в пользу ООО "ТСС" 4 406 968 руб. 20 коп. некомпенсированной части стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации за период с 01.05.2017 по 31.12.2017.
Апелляционный суд считает возможным принять отказ ООО "ТСС" от иска в части требований по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявление ООО "ТСС" об отказе от исковых требований в части, проверив полномочия лица, подписавшего заявление, установил, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен уполномоченным лицом - представителем истца Гайнутдиновым Г.Г. по доверенности от 09.01.2021 N 127, в связи с чем принимает его.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
С учетом изложенного производство по настоящему делу в части взыскания 5 930 629 руб. 32 коп. подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу арбитражными судами, в том числе при отказе истца от иска на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в размере 50% суммы уплаченной им государственной пошлины.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, истцом доказан факт наличия некомпенсированной части стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации оказанных ООО "ТСС" за период с 01.05.2017 по 31.12.2017 в сумме 4 406 968 руб. 20 коп..
В этой связи исковые требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены судебного акта.
Решение от 30.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3616/2018 подлежит отмене, апелляционная жалоба ООО "ТСС" - удовлетворению.
Истец также просил взыскать с ответчиков в разумных пределах расходы ООО "ТСС" на проведение независимой экспертизы и на направление представителя для участия в судебных заседаниях.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статья 106 АПК РФ относит к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Таким образом, в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
В пункте 10 Постановление N 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из анализа приведенных разъяснений следует, что право на возмещение расходов на оплату услуг представителя возникает при условии, если сторона фактически понесла соответствующие затраты.
В подтверждение обстоятельств несения предъявленных к взысканию судебных издержек на проведение независимой экспертизы и на направление представителя для участия в судебных заседаниях, ООО "ТСС" в материалы дела допустимые доказательства не представлены. При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения соответствующих требований истца о взыскании судебных расходов с ответчиков.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ).
В связи с удовлетворением исковых требований и апелляционной жалобы истца расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 45 035 руб. и расходы ООО "ТСС" по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчиков.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3616/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" от исковых требований в части требований о взыскании 5 930 629 руб. 32 коп., производство по делу N А81-3616/2018 в указанной части прекратить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального казённого учреждения "Управление городского хозяйства" (ИНН 8911010907, ОГРН 1168901054519), а при недостаточности доведенных до муниципального казённого учреждения "Управление городского хозяйства" лимитов бюджетных обязательств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования поселок Уренгой в лице Администрации муниципального образования поселок Уренгой (ИНН 8911021426, ОГРН 1058901221906) за счет казны муниципального образования поселок Уренгой, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" (ИНН 8910064716, ОГРН 1148904000134) 4 406 968 руб. 20 коп. некомпенсированной части стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации за период с 01.05.2017 по 31.12.2017, а также 48 035 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТАЗСПЕЦСЕРВИС" из федерального бюджета 14 826 руб. 50 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче иска по платежному поручению N 412 от 28.04.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3616/2018
Истец: ООО "ТазСпецСервис"
Ответчик: Администрация муниципального образования поселок Уренгой, Муниципальное казенное учреждение "Уренгойское городское хозяйство"
Третье лицо: Администрация муниципального образования поселок Уренгой, Гайнутдинов Гамиль Гумерович, Муниципальное казенное учреждение "Уренгойское городское хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2177/19
08.02.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9263/20
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3616/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3616/18
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2177/19
05.03.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14659/18
02.10.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3616/18