г. Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-32359/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "КРАСНОГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.08.2020 по делу N А41-32359/20, по иску АО "НАТЭК ИНВЕСТ-ЭНЕРГО" к АО "КРАСНОГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
АО "НАТЭК ИНВЕСТ-ЭНЕРГО" (далее - истец) обратилось в суд с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к АО "Красногорская теплосеть" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии от 29.1.12019 (далее - договор) за январь 2020 в размере 4508176,20 руб., неустойку за период с 13.03.2020 по 18.08.2020 в размере 206223,57 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.08.2020 исковые требования частично удовлетворены. С АО "КРАСНОГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" в пользу АО "НАТЭК ИНВЕСТ-ЭНЕРГО" взыскана сумма основного долга в размере 4508176,20 руб., неустойка в соответствии с п. 9.3. Федерального закона от 27.июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за январь 2020 г. начиная с 13.03.2020 по 18.08.2020 в размере 173824,87 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 46140 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции в части размера.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора истец в спорный период произвел поставку ответчику тепловой энергии, что подтверждается актами, счетами.
Поскольку надлежащей оплаты не последовало, истец обратился к ответчику с претензией, а затем в суд с иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон о теплоснабжении), договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается между единой теплоснабжающей организацией и теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона о теплоснабжении, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
АО "Красногорская теплосеть" обладает статусом единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Красногорск (постановление Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от 28.10.2013 N 1859 "О присвоении теплоснабжающей организации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области статуса "Единой теплоснабжающей организации", Закон Московской области N 186/2016-03 "Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района". Закон Московской области от 24.04.2017 N 60/2017-03 "О границе городского округа Красногорск").
Как указано в акте N 1 приема-передачи тепловой энергии по договору, счете на оплату, в расчет истца включено наименование "нарушение режима потребления тепловой энергии" - повышающий коэффициент 0,01 - согласно ч.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, п.6 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, п.144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-Э.
Таким образом, согласно п. 1 Акта от 29.11.2019 N 2 приема-передачи тепловой энергии по договору АО "Красногорская теплосеть", по утверждению истца, следует уплатить повышающий коэффициент 0,01 за нарушение режима потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу п. 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 далее - Правила), повышающий коэффициент применяется в расчетах по договорам теплоснабжения, заключенным между теплоснабжающей организацией и потребителем, в случае нарушения последним режима потребления тепловой энергии.
Предметом Договора сторон является поставка тепловой энергии, в связи с чем он содержит существенные условия, предусмотренные п. 51 Правил для договоров поставки, в то время, как п. 23 Правил относится к договорам теплоснабжения, заключаемым теплоснабжающей организацией с конечными потребителями тепловой энергии - физическими лицами, управляющими и иными организациями, осуществляющими деятельность по управлению жилыми домами согласно нормам жилищного законодательства Российской Федерации.
Следуя п. 6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения повышающий коэффициент во исполнение упомянутого в Акте от 29.02.2020 N 2 п. 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, должен быть утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в размере 1,01).
Между тем, нормативными правовыми актами Московской области в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения повышающий коэффициент, применяемый к тарифам на тепловую энергию, установленным на территории данного субъекта Российской Федерации, не утвержден.
Доказательств обратного суду не представлено истцом.
Согласно пункту 51 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -сокращенно Правил) договор поставки с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 51(1) Правил, определяет:
объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренный для поставки поставщиком и приобретения покупателем;
параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы); уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
ответственность поставщика за несоблюдение требований к параметрам качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, ответственность покупателя за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
ответственность покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
порядок расчетов по договору;
порядок осуществления учета поставляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
К договору в обязательном порядке прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и иных организаций.
Согласно пункту 51 (1) Правил в ценовых зонах теплоснабжения договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключаемый единой теплоснабжающей организацией с теплоснабжающими организациями, определяет, в том числе обязательства теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, по строительству, реконструкции (модернизации) указанных объектов теплоснабжения и осуществлению иных мероприятий, указанных в схеме теплоснабжения и соглашении о реализации схемы теплоснабжения, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств.
Надлежащих доказательств во исполнение доказывания данного положения истцом не представлено.
Пунктом 92 Правил, предусматривается, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с п. 23 Правил применение в расчетах за тепловую энергию повышающего коэффициента допускается, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из разъяснений ФСТ России (письма от 02.04.2014 N СЗ-3707/5 и от 07.07.2014 N СЗ-7269/5), жилищным законодательством Российской Федерации, включая Жилищный кодекс Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу отопления с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен.
Согласно расчету, представленному ответчиком, с учетом произведенных оплат, без учета повышающего коэффициента, размер задолженности за спорный период составляет 4 463 540,80 руб.
Следовательно, применение АО "НАТЭК Инвест-Энерго" к АО "Красногорская теплосеть" санкций в виде выставления к оплате повышающего коэффициента противоречит как положениям Договора, так и нормам законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения., в связи с чем требования истца о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии за январь 2020 года подлежат удовлетворению частично, без учета повышающего коэффициента в размере 4 463 540,80 руб.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 13.03.2020 по 22.05.2020 в размере 69 50 870,95 руб., начисленную с применением дифференцированной ставки в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190 - ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно пункту 2 статьи 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Согласно пункту 8.2 Договора за нарушение исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Покупатель выплачивает Поставщику пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей на день начисления неустойки (пени) за каждый день просрочки до момента надлежащего исполнения Покупателем обязательства по настоящему Договору.
Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
При таких обстоятельствах, поскольку условия пункта 8.2 Договора поставки тепловой энергии от 29.11.2019 противоречат действующему законодательству, основания для применения договорной неустойки и отказа во взыскании неустойки, предусмотренной законом, отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что подлежит применению договорная неустойка в размере меньшем, чем установлено в п. 9.3. ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
Согласно пункту 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено. Например, не допускается увеличение размера неустоек, установленных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременное и/или неполное внесение лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, в соответствии с п. 9.3. ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии установлена законная неустойка, которая не может быть уменьшена по соглашению сторон, договором же размер неустойки уменьшен, следовательно, в данном случае подлежит применению неустойка предусмотренная законом.
В Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г года указано, что ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35- ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Таким образом, размер неустойки в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190 - ФЗ "О теплоснабжении", рассчитанной без применения повышающего коэффициента к сумме основного долга составляет 172 103,84 руб.
С учетом вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания суммы основного долга, неустойки и расходов по уплате государственной пошлины.
В связи с частичным удовлетворением требований, с ответчика в доход федерального бюджета в силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию расходы по государственной пошлине пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 265, статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области 25 августа 2020 года по делу N А41-35359/20 изменить.
Резолютивную часть решения суда первой инстанции изложить в следующей редакции.
Взыскать с Акционерного общества "Красногорская теплосеть" (ИНН: 5024047494; ОГРН: 1025002864457) в пользу Акционерного общества "НАТЭК Инвест-Энерго" (ИНН: 7724554013; ОГРН: 1025002864457) сумму основного долга в размере 4463540, 80 руб., неустойку в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за январь 2020 года с 13.03.20 по 18.08.20 в размере 172103,84 руб., расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 45 794 руб.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32359/2020
Истец: АО "НАТЭК ИНВЕСТ-ЭНЕРГО"
Ответчик: АО "КРАСНОГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"