г.Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2021 г. N Ф05-11469/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А40-57371/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "УК "Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентным "Михайловский-Рентный"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.09.2020 по делу N А40-57371/20 (144-458)
по заявлению ООО "УК "Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентным "Михайловский-Рентный"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Лунина А.С. по дов. от 16.06.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентным "Михайловский-Рентный" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 25.12.2019 N 77/19-180902 об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2 по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат"; об обязании Управления Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2.
Решением суда от 02.09.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в государственном кадастровом учете соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие у ответчика оснований для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Ссылается на то, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, были устранены, недочеты межевого плана исправлены.
Представитель ответчика в судебных заседаниях возражал против доводов и требований заявителя, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Михайловский" является доверительным управляющим Закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Михайловский-Рентный", владельцам инвестиционных паев которого принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:26:0152008:2, расположенный по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат".
ООО "УК "Михайловский" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77-0-1-71/3130/2019-747 от 18.09.2019 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2, ранее образованного в составе единого землепользования как обособленный участок 50:26:152008:0002 (учетный номер части 68, Приложение 1 - кадастровый план) с просьбой уточнить местоположение границ земельного участка в сторону его уменьшения, поскольку границы участка при выносе в натуру за 15 лет стали частично проходить по береговой полосе водного объекта по причинам природного характера.
Уведомлением от 25.09.2019 N 77/19-127066 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
03.10.2019 заявитель представил в Управление Росреестра по Москве дополнительные документы.
Ввиду того, что причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, Обществом не были устранены, Управлением принято решение от 25.12.2019 N 77/19-180902 об отказе в государственном кадастровом учете.
Полагая указанный отказ не соответствующим нормам действующего законодательства, а также нарушающим законные права и интересы заявителя, ООО "УК "Михайловский" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом не устранены причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка, поскольку представленный заявителем межевой план не соответствовал п.п.70, 74 Требований к подготовке межевого плана, утв. приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее также - Требования), в представленном межевом плане в формате XML-документа не указана площадь земельного участка по сведениям Единого государственного реестра прав (ArealnGKN), а также не указана оценка расхождения площадей (DeltaArea), раздел "Схема геодезических построений" не соответствует методу, указанному в графе "3" реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" методу определения координат характерных точек границ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в п.п.7, 9, 11-21.1, 25-30 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план.
В статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п.70 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее также - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 221-ФЗ.
В соответствии с п.239 Административного регламента в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления.
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Результатом административной процедуры является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать свой отказ, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостаточности предоставленных сведений или документов.
Как указало Управление, согласно п.70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". По мнению Управления, в нарушение п.70 Требований, документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают прохождение уточненной границы земельного участка.
Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Апелляционным судом установлено, что спорный земельный участок ранее являлся обособленным участком в составе единого землепользования - земельного участка 50:26:000000:0116, принадлежавшего прежнему собственнику - ЗАО "Кузнецовский комбинат" согласно плану реорганизации совхоза-комбината имени 50-летия СССР от 28.12.1995 и учредительного договора от 26.12.1995 о создании ЗАО "Кузнецовский комбинат" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Таким образом, границы земельного участка юридически и фактически сложились уже к 1995 году.
Первичная постановка земельного участка как обособленного участка в составе единого землепользования осуществлялась еще предыдущим собственником ранее 2004 года, то есть более 15 лет назад.
Исходя из содержания ч.ч.4, 9 ст.69 Федерального закона N 218-ФЗ, ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ (до 01.03.2008).
Фактически Управление потребовало предоставить карт-основу данной территории 15-летней давности, однако нынешний собственник земельного участка данными документами не располагает. При первичной постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности предыдущего собственника все действовавшие процедуры соблюдены, и если бы карт-основа территории на тот момент требовалась для осуществления соответствующих действий, то представляется, что она должна была бы сохраниться в Управлении, как правопреемнике соответствующей кадастровой палаты.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ не предусматривает обязанность нынешнего собственника предоставлять карт-основу территории 15-летней давности, которой он не располагает.
Обществом требования к межевому плану соблюдены, пересечений с другими земельными участками не выявлено, границы земельного участка уточняются в сторону уменьшения и ничьи права при этом не нарушаются.
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Пунктом 70 Требований предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ").
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения установлены лишь в 2016 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) установлены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 N 164 "Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)", то есть намного позднее формирования и первичной постановки на кадастровый учет земельного участка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа заявителю в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по причине отсутствия у собственника земельного участка документов 15-летней давности.
По мнению Управления, в нарушение п.74 Требований раздел "Схема геодезических построений" не соответствует методу, указанному в графе "3" реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" методу определения координат характерных точек границ.
При этом ответчик в уведомлении о приостановлении не указал, в чем именно заключается данное несоответствие.
Согласно п.74 Требований раздел "Схема геодезических построений" оформляется в соответствии с материалами измерений, содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ. В разделе "Схема геодезических построений" отражается схематичное изображение объекта кадастровых работ, расположение пунктов геодезической основы, расположение точек съемочного обоснования с указанием схемы геодезических построений по их определению относительно пунктов геодезической основы, приемы определения координат характерных точек границы земельного участка относительно точек съемочного обоснования.
Таким образом, отказ регистрирующего органа по данным основаниям является необоснованным.
По мнению Управления, в представленном межевом плане в формате XML-документа не указана площадь земельного участка по сведениям ЕГРП (ArealnGKN), а также не указана оценка расхождения площадей (DeltaArea).
Между тем площадь участка по сведениям ЕГРП и расхождение указано в межевом плане после первой приостановки от 25.09.2019.
Таким образом, данное основание отказа также является необоснованным.
Кроме того, ни в уведомлениях от 25.09.2019 N 77/19-12/066 и от 25.12.2019 N 77/19-180902, ни в каком-либо последующем документе ответчик не указал конкретные причины, по которым представленные Обществом 03.10.2019 документы не устраняли нарушения, перечисленные в первоначальном уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа создает неопределенность на будущее в отношении того, какие именно действия надлежит осуществить Обществу при повторном обращении за государственным кадастровым учетом изменений земельного участка.
Согласно п.71 Административного регламента причины отказа должны быть указаны Управлением таким образом, чтобы Обществу, не обладающему специальными знаниями в области права, стало ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2 по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат" нарушает права и законные интересы Общества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению с обязанием Управления Росреестра по Москве на основании п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2 по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат" на основании ранее представленных заявителем документов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2020 по делу N А40-57371/20 отменить.
Признать недействительным отказ Управления Росреестра по Москве от 25.12.2019 N 77/19-180902, в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2 по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат".
Обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152008:2 по адресу: г.Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат" на основании ранее представленных заявителем документов.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "УК "Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентным "Михайловский-Рентный" госпошлину по заявлению в сумме 3000 рублей, госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57371/2020
Истец: ООО УК Михайловский Д.У. ЗПИФ рентным Михайловский Рентный
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11469/2021
29.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11469/2021
08.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58437/20
02.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-57371/20