г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-11388/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-55039/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
протокол судебного заседания ведет Скоморохова Д.Е.
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя ООО "РРК" - Никифорова И.Л. представитель по доверенности от 01.07.2020 года (онлайн),
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РРК" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 по делу N А41-55039/20 по заявлению ООО "РРК" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РРК" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) с требованиями признать Постановление о назначении административного наказания N 02-22/681 от 04.08.2020 в отношении ООО "РРК" незаконным, отменить Постановление о назначении административного наказания N 02-22/681 от 04.08.2020 и прекратить производство по делу в отношении ООО "РРК" по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "РРК" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "РРК" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в рамках выполнения Государственного задания на 2019 год, 16.12.2019 в 14 часов 40 минут старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Медведевым М.А., в присутствии специалиста по отбору проб АНО "Российская система качества" Сорокованова А.Ф. в ООО "Деликатеска РУ", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 51, стр. А, 13, была отобрана проба продукции - Икра Зернистая Осетровых Рыб Аквакультуры (Осетр 100 гр.), производства ООО "РРК" (Тверская область, г. Ржев, п. Восточный), дата изготовления 25.11.2019, срок годности 6 месяцев, и направлена в ФГБУ "ЦНМВЛ" для проведения исследований.
По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний N 9007МВ от 17.01.2020, выданный ФГБУ "ЦНМВЛ", аттестат аккредитации от 03.07.2017 N RA.RU/21MK09) в пробе вышеуказанной продукции выявлено несоответствие Требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, по показателю количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) (выявлено 3*105 КОЕ/г, при нормативе не более 1*10П КОЕ/г).
КМАФАнМ является санитарно - показательной микрофлорой, по количеству которой косвенно можно судить о безопасности продуктов и о санитарном состоянии предприятия. Большое количество КМАФАнМ чаще всего свидетельствует о нарушениях санитарных правил и технологического режима приготовления. Высокое содержание КМАФАнМ в продуктах питания может вызвать пищевое отравление с признаками диареи и гастроэнтерита.
Таким образом, ООО "РРК" произведена и выпущена в обращение пищевая продукция (Икра Зернистая Осетровых Рыб Аквакультуры), не соответствующая требованиям безопасности, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
27.05.2020 по факту установления наличий в действиях Общества достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества - генерального директора Афонина И.Ю., в отношении ООО "РРК" составлен протокол N 02-22/08 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
04.08.2020 по результатам рассмотрения административных материалов, уполномоченным должностным лицом, в отсутствии представителей Общества, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в отношении ООО "РРК." вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 878, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении ООО "РРК", в рамках возложенных на него полномочий.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Данные действия (бездействия) ООО "РРК" квалифицируются как административное правонарушение и предусматривают административную ответственность на основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ч. 1, 2 ст. 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к указанному техническому регламенту.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно ст. 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
В силу ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
В соответствии со ст. 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
- проведения научных исследований в области питания населения, профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработки технологий производства пищевых продуктов, материалов и изделий, направленных на повышение их качества;
- определения физико-химических, органолептических, микробиологических и иных показателей, характеризующих свойства пищевых продуктов, а также установления критериев их идентификации;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок, включающего лабораторные исследования (испытания) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применения систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе с применением системы критических контрольных точек при анализе опасных факторов;
- маркировки отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации;
- развития мер в сфере стандартизации в целях повышения качества пищевых продуктов, материалов и изделий, процессов и технологий их производства;
- стимулирования производителей к изготовлению пищевых продуктов, отвечающих критериям качества и принципам здорового питания;
- нормирования обеспечения питанием в зависимости от возрастной категории лиц, их физиологических потребностей, состояния здоровья, показателей качества пищевых продуктов;
- установления санитарно-эпидемиологических требований к организации питания и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
- организации информационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания;
- поддержки производства пищевых продуктов для здорового питания.
Статьей 15 Закона N 29-ФЗ установлено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Объектом правонарушения, установленного ст. 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТР ТС 021/2011 Технический регламент устанавливает, в том числе объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ТР ТС 021/2011 о безопасности пищевой продукции при применении настоящего Технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, дополняющие и (или) уточняющие требования настоящего Технического регламента.
Пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что объектами технического регулирования настоящего Технического регламента являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Статьей 4 ТР ТС 021/2011 установлено, что под безопасностью пищевой продукции понимается состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения; под изготовителем пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущая ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ следует, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктами 1, 2 статьи 15 указанного закона предусмотрено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Частью 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Частью 2 статьи 22 Закона N 29-ФЗ установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
На основании статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия надлежащих мер для соблюдения требований к производству продукции.
Таким образом, правонарушение совершено юридическим лицом виновно, поскольку им не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением требований законодательства, к производству пищевой продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
КМАФАнМ является санитарно - показательной микрофлорой, по количеству которой косвенно можно судить о безопасности продуктов и о санитарном состоянии предприятия. Большое количество КМАФАнМ чаще всего свидетельствует о нарушениях санитарных правил и технологического режима приготовления. Высокое содержание КМАФАнМ в продуктах питания может вызвать пищевое отравление с признаками диареи и гастроэнтерита.
Таким образом, ООО "РРК" произведена и выпущена в обращение пищевая продукция (Икра Зернистая Осетровых Рыб Аквакультуры), не соответствующая требованиям безопасности, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Общество является производителем спорной продукции и на него возлагается установленная законом обязанность по проверке качества производимой продукции, а также соблюдения условий производства пищевой продукции.
Общество, как профессиональный участник рынка, обязано принимать исчерпывающие меры для того, чтобы производимая им продукция соответствовала требованиям технических регламентов и ГОСТов, не ограничиваясь при этом проверкой представленных поставщиком продукции документов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанной вине общества, выразившейся в осуществлении деятельности с нарушением требований подлежащих применению технических регламентов, и отмечает, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей общество могло выявить нарушения и принять своевременные меры по их устранению, но им не проведены мероприятия по контролю за качеством производимых товаров, что свидетельствует о непринятии обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Состав данного правонарушения для квалификации по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает достаточным установить факт наличия угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть наступления самих негативных последствий в данном случае не требуется.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание угрозу причинения вреда жизни или здоровью неограниченному кругу лиц присутствием в пищевых продуктах, производимых и реализуемых обществом, высокого содержания КМАФАнМ (которые являются возбудителями инфекционных заболеваний, могут вызвать пищевое отравление с признаками диареи и гастроэнтерита), и приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена указанной нормой.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе протоколами испытаний и протоколом об административном правонарушении.
Доводы заявителя и представленные документы, обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В заявлении общество ссылается на нарушение должностными лицами административного органа процессуальных норм при отборе проб производимой обществом продукции для проведении лабораторных исследований.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что отбор проб проведен в рамках исполнения государственного задания на 2019 год в соответствии с Приказом Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2019 год".
Данным приказом утвержден план государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2019 году. Обязанность по отбору проб подконтрольной продукции указанным приказом возложена на инспекторов территориальных управлений Россельхознадзора.
Отбор проб осуществлялся до возбуждения производства по делу об административном правонарушении, то положения КоАП РФ при проведении данной процедуры не подлежат применению.
При этом, аргументы, заявленные обществом о нарушении его прав тем, отбор проб осуществлялся в отсутствие его представителей, судом не принимаются.
Присутствие изготовителя продукции при отборе проб, уведомление об отборе проб изготовителя продукции, законодательством РФ не предусмотрено
Кроме того, в части 2 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проведение лабораторных исследований продукции в рамках выполнения государственного задания с предварительным уведомлением хозяйствующих субъектов, Закон N 294-ФЗ не предусматривает.
Таким образом, нарушений порядка и условий отбора проб Управлением не допущено. Актом отбора проб N 1766943 от 10.06.2020 и протоколом испытаний N 749/1-69-ГР2Д от 23.06.2020 подтверждено несоответствие продукции Общества техническим регламентам. Одновременно также отмечается, что на отобранные образцы продукции был составлены акт отбора проб. Пробы пронумерованы и опечатаны в сейф-пакеты, помещены в термоконтейнер и доставлены автотранспортом в ФГБУ "ЦНМВЛ" для исследования на показатели качества и безопасности. ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" является аккредитованной лабораторией (Аттестат аккредитации N RA.RU.21MK09).
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 20.6.1 указанного Кодекса, проводится административное расследование.
В рассматриваемом случае после выявления административного правонарушения экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, Управлением не назначались, соответственно, административное расследование не проводилось.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 указанного Кодекса).
В целях оперативного реагирования, сбора, передачи и анализа информации по принимаемым мерам фактов выявления некачественных и опасных в ветеринарно-санитарном отношении товаров и недопущения их дальнейшего распространения на территории Российской Федерации Россельхознадзором создана информационная система "Веста".
В целях систематизации деятельности территориальных управлений Россельхознадзора и подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений по отбору проб подконтрольных товаров, произведенных на территории стран - участниц ЕврАзЭс, и проведению лабораторных исследований по государственным работам "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов", "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", а также в режиме усиленного лабораторного контроля обязываю осуществлять указанную деятельность в соответствии с схемой, установленной письмом Россельхознадзора от 31.12.2014 N ФС-ЕН-2/26348 "О Схеме отбора проб подконтрольных товаров".
Проведение лабораторных исследований по государственным работам "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов" (далее - Мониторинг), "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, и Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883.
15.01.2020 Управлением посредством ИС "Веста" получена информация от ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" получен срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм N 1004 от 20.12.2019.
Согласно протоколу испытаний от 17.01.2020 N 9007МВ исследование спорной продукции осуществлялось по требованиям ГОСТ 31339-2006. "Межгосударственный стандарт. Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб", введенных в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 501-ст.
При рассмотрении настоящего дела заявителем было заявлено ходатайство об исключении из материалов дела доказательств, в котором общество просило признать акт отбора проб N 1565678 от 16.12.2019 и протокол испытаний от 17.01.2020 N 9007МВ недопустимыми и неотносимыми доказательствами и исключить их из числа доказательств по рассматриваемому делу.
Выслушав представителя заявителя, позицию административного органа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательства нарушения требований относимости и допустимости доказательств, равно как и нарушения требований к письменным доказательствам стороной заявителя не представлено. При таких обстоятельствах, ходатайство заявителя об исключении из материалов дела доказательств удовлетворению не подлежит.
Положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Назначение учреждению наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. - минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Ошибочным является довод заявителя о том, что суд первой инстанции при принятии решения незаконно ссылается на нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в то время как проверка в отношении Общества не проводилась.
Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Россельхознадзор, в том числе его территориальные органы осуществляют федеральный государственный ветеринарный надзор, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Государственный надзор включает в себя не только деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений посредством организации и проведения проверок, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований (статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утвержден порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
С целью обеспечения исполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" и в целях формирования и утверждения государственных заданий подведомственным Россельхознадзору федеральным государственным бюджетным учреждениям на очередной финансовый год и на плановый период Приказом Россельхознадзора от 01.10.2019 N 1025 утвержден Порядок формирования и утверждения государственных заданий, выполняемых подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями, на очередной финансовый год и на плановый период и контроля за их выполнением Россельхознадзором.
Отбор проб спорной продукции осуществлялся на основании Приказа Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2019 год" в рамках пищевого мониторинга.
Указанным приказом утвержден план государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2019 году. Данным приказом обязанность по отбору проб подконтрольной продукции возложена на инспекторов территориальных управлений Россельхознадзора.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 29-ФЗ органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 (далее - Положение о мониторинге).
В целях систематизации деятельности территориальных управлений Россельхознадзора и подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений по отбору проб подконтрольных товаров, произведенных на территории стран - участниц ЕврАзЭс, и проведению лабораторных исследований по государственным работам "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов", "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", а также в режиме усиленного лабораторного контроля разработана схема отбора проб подконтрольных товаров (Письмо Россельхознадзора от 31.12.2014 N ФС-ЕН-2/26348 "О Схеме отбора проб подконтрольных товаров").
Проведение лабораторных исследований по государственным работам Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов
(далее - Мониторинг),
Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов
осуществляется в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014
94, и Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000
883.
Таким образом, судом правомерно применены нормы законодательства и обоснованно сделан вывод о том, что нарушений порядка и условий отбора проб Управлением не допущено (стр. 9 решения).
Не соответствует действительности довод заявителя о том, что судом первой инстанции нарушены процессуальные нормы, что не рассмотрено ходатайство Общества об исключении из материалов дела доказательств.
Указанное ходатайство судом рассмотрено и признано неподлежащим удовлетворению. Суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что доказательства нарушения требований относимости и допустимости доказательств, равно как и нарушения требований к письменным доказательствам Обществом не представлено (стр. 10 решении).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2020 года по делу N А41-55039/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55039/2020
Истец: ООО "РЖЕВСКИЙ РЫБОВОДНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области