г. Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А40-199312/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АВИЦЕННА ФАРМА N 2"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-199312/20
по заявлению: Бабушкинская Межрайонная прокуратура СВАО
к ООО "АВИЦЕННА ФАРМА N 2"
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
Бердашкевич С.А. по удостоверению N 305504; |
от заинтересованного лица: |
Григорьев О.И. по дов. от 29.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Бабушкинская Межрайонная прокуратура СВАО (заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "АВИЦЕННА ФАРМА N 2" (ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в связи с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2020 ООО "АВИЦЕННА ФАРМА N 2" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы 10.09.2020 в период времени с 17 часов 00 минут до 17 часов 20 минут на основании поручения прокуратуры г. Москвы от 31.08.2020 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств, в аптечном пункте ООО "Авиценна Фарма N 2", юридический адрес: г. Москва, ул. Енисейская, д. 5 (ОГРН 1117746896300, ИНН 7719794517, КПП 771901001, лицензия на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-77-02-007303).
В ходе проверки данного аптечного пункта выявлены нарушения условий хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий, а именно:
-нарушен температурный режим хранения лекарственного препарата "Карнилад" (должен храниться при температуре от 12 до 25 градусов по Цельсию, однако хранится при температуре 10 градусов по Цельсию);
-нарушен температурный режим хранения лекарственного препарата "Капли Зеленина" (должен храниться при температуре от 12 до 25 градусов по Цельсию, однако хранится при температуре 10 градусов по Цельсию).
23.09.2020 Первым Заместителем Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы вынесено постановление о возбуждении производств об административных правонарушениях в отношении должностного лица и юридического ООО "Авиценна Фарма N 2", в деяниях которых усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что постановление о возбуждении производств об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры вынесения в отношении общества постановления о возбуждении производств об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 87 Закона контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе в форме внутреннего контроля. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 90 Закона органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 706н от 23.08.2010 утверждены правила хранения лекарственных средств (далее Правила), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются в том числе на аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств" (ФЗ N 61) фармацевтическая деятельность осуществляется аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
На основании п. 1 ст. 55 ФЗ N 61 розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Руководствуясь п. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с подп. 47 п. 1 ст. 12 ФЗ N 99 лицензированию подлежит, в том числе, фармацевтическая деятельность.
Согласно п. 11 ст. 19 ФЗ N 99 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Так, подп. "г" п. 5 предусмотрено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения.
На основании ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность. Правила хранения лекарственных средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (Приказ N 706н).
Материалами дела подтверждено, что выявленные административным органом нарушения являются недопустимыми и требуют незамедлительного устранения, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обществом своих обязанностей.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено судом в пределах санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы о назначении наказания в виде предупреждения не принимаются судом.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные АП при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, ООО "Авиценна Фарма N 2", не исполнив требования законодательства в указанной сфере и допустив нарушение правил хранения лекарственных средств, создало угрозу ухудшения состояния здоровья граждан, принимающих приобретенные в аптечном пункте лекарственные препараты.
Таким образом, административное наказание в виде предупреждения в настоящем случае не может быть применен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 г. по делу N А40-199312/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199312/2020
Истец: Бабушкинская Межрайонная прокуратура СВАО
Ответчик: ООО "АВИЦЕННА ФАРМА N2"