г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2021 г. N Ф07-5844/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А21-3391/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36537/2020) общества с ограниченной ответственностью "Западрефтранс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2020 по делу N А21-3391/2020, принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Западрефтранс"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - Предприятие) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной "Западрефтранс" (далее - Общество) о взыскании 74 465 руб. 23 коп. основного долга за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019, 8007 руб. 86 коп. неустойки по состоянию на 11.02.2020.
Решением от 14.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт в части частичного удовлетворения иска в размере фактически оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 на сумму 31 888 руб. 08 коп., в остальной части в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. Договор фактически не заключен, поэтому вся сумма предъявленной задолженности не может считаться взысканием по договорным обязательствам. Договор был направлен только в октябре 2019, истец скрыл ранее направленный договор в октябре 2019 г. Расчет задолженности должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), установленных в местах накопления ТКО. ПО контррасчету ответчика размер задолженности составляет 31 888 руб. 08 коп. Исходя из публичного характера договора, правового положения истца как регионального оператора, ответственность за просрочку исполнения обязательства должна быть рассчитана исходя из годовой ключевой ставки ЦБ РФ на дату предъявления.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать. Также истец направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприятие действует на основании лицензии N (39) - 4360 - СТУРБ от 08.09.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является строительство жилых и нежилых зданий.
17.01.2020 ответчик подало заявку N 1814 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным предприятием.
Предприятие подготовило проект договора N 231101392 на оказание услуг по обращению с ТКО на основании представленных Обществом с заявкой документов перечня объектов отходобразователя, формы расчета норматива накопления ТКО свидетельств о государственной регистрации права от 06.05.2005 серии 39-АА N 239075, от 05.08.2004 серии 29-АА N 236833, от 06.05.2005 серии 39-АА N 299075, от 20.07.2004 серии 39-АА N 236835.
В приложении N 1 к договору указаны следующие сведения: наименование объекта ООО "Западрефтранс", адрес объекта: Гурьевский р-н, пос. Васильково, ул. Шатурская, д.1Б, ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) 73310002725, наименование отхода: мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный, объем принимаемых ТКО:15,036667 куб.м/мес., место накопления: Гурьевский р-н, пос. Васильково, ул. Шатурская, периодичность вывоза: согласно СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Общество договор получило, что подтверждается распиской от 19.03.2019.
Ответчиком договор не подписан в связи с несогласием с порядком определения объема принимаемых ТКО.
Предприятие, указав, что в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 оказало Обществу услуги по приему, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, а Общество оплату услуг не произвел, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В связи с этим довод подателя апелляционной жалобы о том, что договор от 01.01.2019 N 231101392 сторонами не заключен, является необоснованным.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.05.2018 N N 203" (далее - Приказ N 218).
Согласно методике расчета объема принимаемых ТКО в месяц расчетная единица x норматив накопления: 12 месяwев = объем оказанных услуг в месяц.
Расчет объема ТКО Общества произведен на основании документов, представленных ответчиком, и норматива накопления ТКО согласно приложению N 2 Приказа N 218 по категории объекта "оптовые базы, склады промышленных товаров" 902,2 кв.м общей площади х 0,2 куб. м/год : 12 = 15,036667 куб.м/месс., что и указано в приложении N 1 к договору.
Учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Правилами N 1156 и Постановлением N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Положениями пункта 6 Постановления N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть, расчетным путем по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Постановления N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения Обществом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
С 01.01.2019 по 31.05.2019 определение количества и объема контейнеров производилось на основании Постановления Правительства Калининградской области от 28.09.2017 N 519, утверждающим порядок сбора ТКО на территории Калининградской области. Согласно пункту 24 указанного порядка необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определялось исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области. В пункте 26 указанного порядка указывалось, что количество контейнеров, необходимых для сбора ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343, вступившим в законную силу 01.06.2019, утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области. Согласно пункту 5 данного порядка на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
Количество и объем контейнеров в любом случае должны быть рассчитаны исходя из действующих нормативов накопления ТКО.
При этом, допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенных исходя из нормативов накопления ТКО, в случае осуществления раздельного накопления ТКО.
Понятие "Фактическое образование ТКО" действующее законодательство не содержит.
В соответствии с пунктом 6 Договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-04кк/18" установлен единый тариф на услуги регионального оператора на следующие периоды: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425 руб. 63 коп./куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407 руб. 17 коп./куб.м (без НДС) НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги у ответчика образовалась задолженность за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в сумме 74 465 руб. 23 коп.
Расчет задолженности судом проверен и признан правильным.
Сумма неустойки рассчитана истцом в соответствии с пунктом 24 договора от 01.01.2019 N 231101392. Судом повторно проверен расчет неустойки, признан арифметически верным, соответствующим нормам договора и действующего законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах следует признать, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи, с чем у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2020 по делу N А21-3391/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3391/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "ЗАПАДРЕФТРАНС"