город Воронеж |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А14-3464/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2020 по делу N А14-3464/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (ОГРН1103668002998, ИНН 3663080655) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН1033600084968, ИНН 3664032439) от 05.12.2019 N 02-07/738,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области - Теперик А.А., представитель по доверенности от 23.01.2021 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" - Кобзева Ю.Р., представитель по доверенности от 12.05.2020 сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (далее - ООО "РЭК Центральный", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция, уполномоченный орган) от 05.12.2019 N 02-07/738.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2020 заявленные требования удовлетворены, предписание от 05.12.2019 N 02-07/738 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Считает выданное предписание законным, обоснованным и исполнимым, поскольку именно в обязанности управляющей компании входит обеспечение надлежащего содержания жилого дома и, соответственно, устранение всех недостатков в рамках текущего ремонта и осуществления коммерческой деятельности по управлению многоквартирным домом (МКД).
От ООО "РЭК Центральный" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылается на то, что указанные в предписании виды работ относятся к капитальному ремонту, у управляющей компании отсутствует право на самостоятельное распоряжение собранными денежными средствами и осуществление работ по капитальному ремонту, а решения о проведении капитального ремонта собственниками не принималось.
В судебном заседании представитель ГЖИ Воронежской области в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "РЭК Центральный" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 8/5 по пер. Советский г. Воронежа на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2012.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 29.11.2019 N 4514 в отношении ООО "РЭК Центральный" была проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с целью рассмотрения обращений от 11.11.2019 N 13762, от 13.11.2019 N 7125н.
В ходе проверки МКД по пер. Советский, д. 8/5 г. Воронежа выявлены:
деформация слухового окна (одна сторона слухового окна значительно опустилась относительно другой, окно перекошено), частично отсутствует решетка;
на потолке второго этажа подъезда на стенах (внутренних и внешних) имеются многочисленные следы залития от протечек кровли, трещины по отделочному покрытию, что может являться причиной обрушения отделочного штукатурного слоя;
в квартире N 7 (2 этаж) отсутствует часть деревянного перекрытия между квартирой и помещением чердака (дыра);
в квартире N 6 в жилой комнате частично обрушился отделочный слой перекрытия (потолка);
имеется угроза дельнейшего развития разрушения деревянного перекрытия.
Проверка проведена с учетом ранее выданного предписания от 09.10.2019 N 02-07/561 о необходимости восстановления герметичности кровли в МКД по адресу г. Воронеж, пер. Советский, д.8/5, а также замены в указанном доме деревянной балки прогона и поврежденных стропильных ног кровли в срок до 20.12.2019.
Результаты проверки закреплены в акте от 05.12.2019 N 02-05/3968.
По результатам проверки Инспекцией в адрес ООО "РЭК Центральный" было вынесено предписание от 05.12.2019 N 02-7/738, согласно которому в срок до 27.03.2020 управляющей компании следует:
1) привести слуховое окно на лестничной клеткой подъезда дома 8/5 по пер. Советский г. Воронежа в исправное состояние, обеспечивающее безопасный выход на кровлю, оборудовать слуховое окно над лестничной клеткой жалюзийной решеткой;
2) произвести восстановление окрасочного и штукатурного слоев стен, потолка, лестничных маршей в помещении общего пользования подъезда с первого по второй этаж в местах трещин, нарушения отделочного слоя относительно несущих конструкций, а также в местах залития;
3) разработать план восстановительных работ отсутствующей части деревянного перекрытия между квартирой N 7 дома 8/5 по пер. Советский г. Воронежа и проведение восстановительных работ; провести обследование перекрытия в жилой комнате квартиры N 6, в случае необходимости разработать план восстановительных работ и обеспечить проведение восстановительных работ;
4) обеспечить недопущение дальнейшего повреждения перекрытия на квартирами N 6, N 7.
Полагая выданное предписание незаконным, необоснованным и неисполнимым, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При этом в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в материалы дела было представлено заключение эксперта ООО "ГлавЭкспертЦентр" от 27.01.2020 N 45-УК/2020 в отношении технического состояния спорного МКД на предмет наличия дефектов и соответствия действующим нормативно-техническим документам.
По результатам осмотра экспертом сделаны следующие выводы:
- конструкции крыши и кровельное покрытие обследуемого многоквартирного жилого дома находятся в аварийном состоянии. Износ составляет 75%;
- несущие кирпичные стены, фасады обследуемого многоквартирного жилого дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Износ составляет 70%;
- фундаменты обследуемого многоквартирного жилого дома находятся в ограниченном работоспособном состоянии. Износ составляет 70%;
- коммуникации обследуемого многоквартирного жилого дома находятся в ограниченном работоспособном состоянии.
Также эксперт указал, что техническое состояние несущих строительных конструкций здания оценивается как аварийное. Учитывая выявленные дефекты и повреждение, проведение капитального ремонта конструктивных элементов здания нецелесообразно ввиду наличия значительного износа. В установленном техническом состоянии конструктивных элементов здание не пригодно к постоянному проживанию. Требуется проведение срочных противоаварийных мероприятий и иных мероприятий, направленных на предотвращение возможного обрушения.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В свою очередь, приведенная обязанность государственного органа не освобождает стороны от доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются в качестве основания для своих требований, в порядке ст.65 АПК РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание должно быть исполнимым. Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Статья 36 ЖК РФ предусматривает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, (пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491):
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, шахты, коридоры, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование _;
б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции)_
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 NN 170).
В силу пункта 4.6.1.1 ПиН N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2 ПиН N 170).
Несущие конструкции крыши, устройства и оборудование, в том числе расположенные на крыше, карниз и водоотводящие элементы крыши, ограждения, гильзы, анкеры, устройства молниезащиты должны быть до ремонта кровельного покрытия приведены в технически исправное состояние (пункт 4.6.1.9 ПиН N 170).
При этом неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2, согласно которому: для неисправности конструктивных элементов и оборудования (кровля) в отношении протечки в отдельных местах кровли - предельный срок выполнения ремонта 1 сутки; для неисправности конструктивных элементов и оборудования (кровля) в отношении повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) - предельный срок выполнения ремонта 5 суток.
Указанные сроки так же свидетельствуют о необходимости устранения данных недостатков в ходе текущего ремонта.
В соответствии с пунктом 2.1.1 ПиН N 170 плановые осмотры жилых зданий следует проводить:
- общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
- частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в приложении N 1.
После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (внеплановые) осмотры.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 ПиН N 170).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо (пункт 2.1.3 ПиН N 170).
В силу пункта 2.1.4 ПиН NN 170 результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях.
На основании пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя также осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Пунктом 2.3.1 ПиН N 170 установлено, что организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Согласно приложению N 7 ПиН N 170 к работам, относящимся к текущему ремонту, относятся, в том числе:
- стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов;
- крыши: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 также утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ), и порядке их оказания и выполнения, согласно пункту 7 которого работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе:
- выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
- осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий;
- при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Из смысла вышеуказанных норм и правил в сфере жилищного законодательства следует, что в круг непосредственных обязанностей управляющей организации входит соблюдение общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом первоначальной мерой устранения выявленных недостатков является текущий ремонт.
Управляющей организацией не были разработаны меры (план) восстановления стен и перекрытий до состояния, исключающего обрушение, то есть безопасного для жизни.
Никаких мер, со ссылкой на нецелесообразность, управляющей компанией принято не было, хотя сам по себе факт аварийного состояния всего дома, ответственности за обеспечение комфортного и безопасного проживания в доме людей - не исключает. Не снимает и обязанности по принятию всех возможных мер, в том числе, для которых установлены короткие сроки, в ходе текущего ремонта.
При этом в соответствии с п.2.1 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области, утвержденного Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 09.08.2017 N 179, основанием для рассмотрения Комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является заявление (приложение N 1 к настоящему Порядку), в том числе, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела не следует, что управляющей компанией проводились соответствующие осмотры общего имущества МКД, предпринимались действия, направленные на организацию капитального ремонта соответствующих конструкций (осмотры, экспертизы, созыв собраний собственников имущества МКД либо обращения с соответствующим заявлением в установленном Порядке и пр.). При этом факт их повреждения до аварийного состояния, опасного для жизни и здоровья жильцов, подтверждается заключением эксперта ООО "ГлавЭкспертЦентр" от 27.01.2020 N 45-УК/2020 и ООО "РЭК Центральный" не опровергнут.
Капитальный ремонт дома в ближайшее время не запланирован.
Следовательно, устранение повреждений общего имущества многоквартирного жилого дома, представляющих угрозу жизни людей, производиться в текущем порядке вплоть до реализации решения собственников о проведении капитального ремонта и Плана капитального ремонта в соответствии с требованиями Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановление Правительства Воронежской обл. от 06.03.2014 N 183, и Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области, утвержденного приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 09.08.2017 N 179.
При этом управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит отклонению довод Общества о невозможности распоряжения полученными от граждан денежными средствами и нецелесообразности выполнения предписанных работ.
Как указано в экспертном заключении, "требуется проведение срочных противоаварийных мероприятий и иных мероприятий, направленных на предотвращение возможного обрушения".
Срочные, по своему характеру и последствиям их невыполнения, работы не могут быть отнесены к плановым капитальным ремонтам. Меры по обеспечению безопасного и комфортного проживания должны приниматься постоянно.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что возложение на управляющую организацию обязанности по устранению выявленных дефектов в той мере, в которой в аварийном или текущем порядке (в зависимости от характера дефектов) возможно снижение угрозы безопасному проживанию, в рассматриваемой ситуации обоснованно и законно.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Таким образом, апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Воронежской области подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2020 по делу N А14-3464/2020 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2020 по делу N А14-3464/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3464/2020
Истец: ООО "РЭК Центральный"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области