г. Вологда |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-2624/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А13-12919/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2020 года по делу N А13-12919/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Услуги ЖКХ" (ОГРН 1073528014108, ИНН 3528131857; место нахождения: Вологодская область, город Череповец, улица Красная, дом 3 "б", офис 10; далее - общество, ООО "Услуги ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания мэрии города Череповца (ОГРН 1023501268053; ИНН 3528009720; место нахождения: Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 2; далее - мэрия) от 10.08.2020 N 2987/01-22-53.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Мэрия с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что к порядку осуществления муниципального контроля за установленными органами местного самоуправления правилами благоустройства положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не применяются. В связи с этим считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания предписания от 10.08.2020 N 2987/01-22-53 недействительным.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу мэрии - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 30.07.2020 мэрией осмотра территории города Череповца в период с 13 час 54 мин до 13 час 56 мин выявлено, что на придомовой территории дома N 10 по улице Чкалова в городе Череповце выявлено нарушение Правил благоустройства территории города Череповца, утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 N 185 (далее - Правила благоустройства, Правила N 185), выразившее в организации площадки для парковки автотранспорта с нарушением схемы планировочной организации земельного участка.
По данному факту составлен акт от 30.07.2020.
В связи с выявленным нарушением обществу мэрией выдано предписание от 10.08.2020 N 2987/01-22-53 об устранении в срок не позднее 14.09.2020 нарушения пункта 7.5.1 Правил благоустройства.
Не согласившись с этим предписанием, ООО "Услуги ЖКХ" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем двадцать первым части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Из положений пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ следует, что правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие Правил благоустройства, отнесено к вопросам местного значения.
Согласно пункту 17 части 2 статьи 45.1 этого же Закона вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Частью 1 статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ органы местного самоуправления уполномочены осуществлять контроль за соблюдением муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ названный закон распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В связи с этим позиция подателя жалобы о том, что при осуществлении контроля за Правилами благоустройства не подлежит применению Закон N 294-ФЗ является ошибочной.
Статьей 40 Устава города Череповца (принят постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 N 84) установлено, что мэрия города организует благоустройство территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа, осуществляет контроль за соблюдением указанных правил.
Согласно пункту 13.2 Правил благоустройства проведение контроля за их соблюдением осуществляется в форме: мониторинга территории городского округа; составления акта, фиксирующего нарушение, с фотофиксацией места нарушения Правил, установленных в ходе такого мониторинга; выдачи предписаний об устранении нарушений Правил; составления протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Вологодской области от 08.12. 2010 N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области".
Постановлением мэрии города Череповца от 23.03.2016 N 1135 утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением физическими, юридическими, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями Правил благоустройства территории города Череповца (далее - Порядок).
Из положений пунктов 4, 11, 12 вышеназванного Порядка следует, что проведение контроля за соблюдением Правил благоустройства осуществляется путем проведения мониторинга (проверки) территории, по результатам которого составляется акт и в случаях выявления нарушений этих Правил выдается предписание об устранении выявленного нарушения.
Вместе с тем, в силу действующей с 01.01.2017 части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, среди прочего плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (пункт 1) и другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (пункт 8).
Частью 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
Частью 5 статьи 8.3 этого же Закона определено, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Суд первой инстанции верно отметил, что в силу пункта 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Следовательно, исходя из системного анализа положений пункта 1 части 1 статьи 8.3, пункта 2 части 2 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только по результатам плановой или внеплановой проверки.
Поскольку в рассматриваемом случае проверка в понимании Закона N 294-ФЗ мэрией не проводилась и предписание от 10.08.2020 N 2987/01-22-53 вынесено исключительно по результатам визуального осмотра спорной территории в ходе непосредственного обнаружение данного факта, то суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
Выводы суда, изложенные в решении от 19.11.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2020 года по делу N А13-12919/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12919/2020
Истец: ООО "Услуги ЖКХ"
Ответчик: Мэрия г. Череповца