г. Пермь |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А60-28979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Думы городского округа, Ивасюк И.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021 N 4,
от заявителя - Администрации Верхнесалдинского городского округа: Сметанина Д.А., паспорт, доверенность от 30.12.2020 N 53,
от третьего лица - прокуратуры Свердловской области: Корякина В.Г., служебное удостоверение, поручение от 25.01.2021,
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителей публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма", Думы городского округа, Администрации Верхнесалдинского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2020 года по делу N А60-28979/2020
по заявлениям публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011), Думы Верхнесалдинского городского округа (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011), Администрации Верхнесалдинского городского округа (ИНН 6607002585, ОГРН 1026600787047)
к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области
третьи лица: Прокуратура Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Счетная палата Верхнесалдинского городского округа, МБУ "Служба городского хозяйства", ГАУ СО "Управление государственной экспертизы", ООО ТАМП "Тагилархпроект", Еловикова Яна Владимировна, Водолазский Валерий Федорович, Бузунов Хельге Вадимович, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Корпорация ВСМПО-Ависма", Дума Верхнесалдинского городского округа, Администрация Верхнесалдинского городского округа обратились в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области с требованиями о признании недействительным решения от 13.03.2020 по делу N 07-07/7/2019 (с учетом объединения дел N А60-29734/2020, N А60-28979/2020, N А60-29059/2020 в одно производство для их совместного рассмотрения).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области от 13.03.2020 по делу N 07-07/7/2019 незаконным.
Согласно доводам жалобы, ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, также судом сделаны выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела; действия Корпорации оценены с точки зрения применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", несмотря на то, что Корпорация не являлась участником отбора или получателем бюджетных средств; выводы суда об обстоятельствах подготовки им утверждения технического задания на проектирование, о косвенном доказательстве в виде статьи в СМИ, о причинах возврата субсидии в городской бюджет основаны на субъективном мнении УФАС, в судебном заседании указанные факты не исследовались, выводы судом сделаны на основании решения административного органа; Корпорация не являлась стороной/участником по делу N А60-51044/2019, решение по указанному делу не может являться преюдициальным для рассмотрения настоящего спора; судом не дана оценка доводам Корпорации о том, что субсидии предоставлены в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории Верхнесалдинского городского округа, в момент предоставления указанных субсидий и при наличии признаков нарушения законодательства о защите конкуренции органами прокуратуры/УФАС не принято надлежащих мер к опротестованию/признанию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий, незаконными в судебном порядке.
Дума городского округа также обжалует решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В жалобе Дума выражает несогласие с выводами комиссии УФАС о нарушении антимонопольного законодательства, изложенными в части пунктов 1 (страница 112 решения), 2 (страница 122 решения), 3 (страница 112 решения); считает, что сама по себе смена кодов вида расходов бюджетной классификации не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; предоставление субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ предусматривает проведение отбора получателей субсидий; Дума городского округа не принимала решение об определении конкретного подрядчика; Дума городского округа не принимает участие в принятие правовых актов администрации, не согласовывает их предварительно, это не входит в компетенцию представительного органа, следовательно, Порядок предоставления субсидий Думой не разрабатывался, не согласовывался и не утверждался, у Думы не было оснований не принимать решение N 94 от 19.06.2018; данное решение никем не оспаривалось, незаконным в установленном действующим законодательством порядке не признано; согласно протоколу очередного заседания Думы городского округа N 14 от 19.06.2018 на заседании Думы присутствовали 15 депутатов, из фракции Всероссийской политической партии "Единая России" в данном заседании участвовали 10 депутатов и только 5 из них являлись работниками ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", таким образом, никакого лоббирования депутатами интересов ВСМПО и администрации не могло произойти, тем более, что решение об утверждении проекта решения Думы о внесении изменений в бюджет было принято депутатами единогласно.
Администрация Верхнесалдинского городского округа с решением суда первой инстанции также не согласна, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области от 13.03.2020 по делу N 07-07/7/2019 в части пунктов 1 (страница 102 решения), 2 (страница 107 решения), 3 (страница 107 решения), 4 (страница 108 решения), 5 (страница 111 решения) в отношении Администрации Верхнесалдинского городского округа; в части пунктов 1 (страница 112 решения), 2 (страница 112 решения), 3 (страница 112 решения) в отношения Думы городского округа; в части пунктов 1 (страница 117 решения), 2 (страница 118 решения), 3 (страница 118 решения), 4 (страница 119 решения), 5 (страница 119 решения) в отношении ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма".
Согласно доводам апелляционной жалобы, администрация считает, что подача заявки администрацией без проведения общественных обсуждений общественных территорий не нарушала действующего в момент подачи заявки законодательства, по этой причине выводы Комиссии о формальности голосования, что является доказательством согласованности действий администрации с указанными в решении Комиссии лицами, являются незаконными; администрация считает незаконным утверждение Комиссии о том, что абзацем 13 пп. д (2) Порядка N 169 предусмотрено утверждение не позднее 31.03.2018 изменений, которые вносятся в государственную программу субъекта РФ на 2018-2022 годы по результатам такого голосования, отмечает при этом, что в данном пункте Порядка N 169 не содержится указаний в отношении действий, которые должно было совершить муниципальное образование после подведения итогов голосования, проводившегося во исполнение муниципальных правовых актов, кроме того, в ходе рассмотрения дела в УФАС Министерство ЖКХ неоднократно подтверждало, что внесение изменений в объект, в отношении которого муниципальными образованиями изначально подавалась заявка на предоставление субсидии, Порядком 805-ПП не предусмотрено; вывод Комиссии УФАС в отношении администрации о наличии соглашения между Думой городского округа и администрацией безоснователен; решение Думы о смене кодов никем не оспаривалось, незаконным не признано, поэтому о неправомерности действий Думы говорить нельзя; кого-либо влияния Думы на Администрацию при внесении проекта решения в Думу не установлено, напротив, Комиссией УФАС установлено, что процедура принятия решения Думы была полностью соблюдена; вывод Комиссии УФАС о том, что Администрация заранее предопределила хозяйствующий субъект, которому будет предоставлена субсидия, не обоснован; при проведении первого отбора, когда не требовалось разрешение на использование земельного участка, у неограниченного количества лиц имелась возможность подать заявку в Администрацию, однако никто, кроме ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)", этого не сделал; вывод комиссии УФАС о том, что Администрация не осуществляла действий по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не соответствует действительности, поскольку Администрация обращалась в ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" с целью выяснения необходимости предоставления положительного заключения государственной экспертизы; само по себе участие Администрации в разработке Технического задания на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018 не может являться доказательством согласованности действий, влекущих ограничение конкуренции; доказательств участия в выборе территории для подачи заявки в Министерство ЖКХ кого-либо, кроме Администрации, нет; основной вывод из решения Комиссии о том, что группа лиц достигла соглашения с целью гарантированного получения бюджетных средств на реконструкцию выбранного ими объекта в виде субсидии в обход конкурентных процедур, является незаконным; указание на нарушение Администрацией порядка расходования средств Областной субсидии не может являться доказательством согласованности действий указанных лиц; Администрация приняла решение о расходовании средств путем предоставления субсидий самостоятельно, издав соответствующие постановления, которые были опубликованы в Салдииской газете и размешены на официальном сайге Верхнесалдииского городского округа; постановления никем не оспаривались, незаконными не признавались, сомневаться в легитимности постановлении у неограниченного круга лиц оснований не имелось; какого-либо влияния на Администрацию указанными лицами не оказывалось при принятии постановлений.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя Думы городского округа доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель Администрации Верхнесалдинского городского округа доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просит решение отменить.
Представитель третьего лица - прокуратуры Свердловской области против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Управление Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционные жалобы выразило несогласие с доводами апеллянтов, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От Министерства финансов Свердловской области в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционные жалобы, согласно которому министерство считает доводы, приведенные в жалобе ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" и Администрации Верхнесалдинского городского округа несостоятельными, не подтвержденными документально, просит суд апелляционной инстанции принять законное постановление; также министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
От ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" в суд апелляционной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", Управления Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области и третьих лиц - Министерства финансов Свердловской области, Счетной палаты Верхнесалдинского городского округа, МБУ "Служба городского хозяйства", ГАУ СО "Управление государственной экспертизы", ООО ТАМП "Тагилархпроект", Еловиковой Яны Владимировны, Водолазского Валерия Федоровича, Бузунова Хельги Вадимовича, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Свердловского УФАС России N 07-07/7/2019 от 13.03.2020 признан факт нарушения п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения между органами местного самоуправления - Администрацией Верхнесалдинского городского округа, Думой городского округа и хозяйствующими субъектами в составе группы лиц ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" и ПАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", приводящего к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ по капитальному строительству и ремонтно-строительных работ (подрядные строительно-монтажные работы производственного, жилищного, гражданского и других назначений, строительно-монтажные работы, монтажные работы) в сфере благоустройства общественных территорий.
Не согласившись с данным решением, Администрация Верхнесалдинского городского округа, ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА", Дума городского округа обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным и отказал заявителям в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков определяет Закон о защите конкуренции (статья 1).
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Для признания органа публичной власти или хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено, либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для признания факта нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции послужил вывод антимонопольного органа о заключении соглашения между органами местного самоуправления - Администрацией Верхнесалдинского городского округа, Думой городского округа и хозяйствующими субъектами в составе группы лиц ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" и ПАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", приводящего к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ по капитальному строительству и ремонтно-строительных работ (подрядные строительно-монтажные работы производственного, жилищного, гражданского и других назначений, строительно-монтажные работы, монтажные работы) в сфере благоустройства общественных территорий.
Согласно пункту 20 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Постановлением Администрации Верхнесалдинского городского округа от 28.09.2017 N 2797 утверждена Муниципальная программа "Формирование современной городской среды в Верхнесалдинском городском округе в 2018-2022 годах", которой предусмотрены расходы на комплексное благоустройство общественной территории объекта "Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" в общей сумме 44 314 500 руб.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, реализация мероприятий по благоустройству общественной территории "Площадь Дворца культуры имени ГД. Агаркова" должна осуществляться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
Однако конкурентные процедуры проведены не были.
Соглашением от 31.05.2018 N 65708000-1-2018-001 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Администрацией о предоставлении субсидии из областного бюджета также предусмотрено обязательство муниципалитета о предоставлении в Министерство в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты заключения муниципального контракта, уведомления о результатах проведенных конкурсных процедур по мероприятиям, направленным на формирование современной городской среды, с указанием цены контракта, а также информации об отсутствии потребности в средствах субсидии в случае образования экономии по результатам проведенных процедур (пункт 4.3.8. Соглашения).
Вместе с тем, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, в отсутствие документов о результатах отбора в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, платежными поручениями от 03.12.2018 N 539483 и от 21.12.2018 N 847862 перечислены Администрации ВСГО средства субсидии в сумме 6 356 500 рублей.
Министерством финансов Свердловской области представлен отзыв и дополнения к отзыву, где третье лицо указывает, что государственной программой Свердловской области "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018-2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 31.10.2017 N 805-ПП, в 2018 году предусмотрено предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в сумме 6 356 500,0 рублей (Постановление Правительства Свердловской области от 29.03.2018 N 169-ПП).
Порядком и условиями предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 31.10.2017 года N 805-ПП (приложение N 9 к государственной программе Свердловской области "Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы", далее - Порядок) предусмотрено перечисление Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Минэнерго и ЖКХ) субсидии в местные бюджеты после предоставления в Минэнерго и ЖКХ органами местного самоуправления копий следующих документов:
- о результатах отбора юридических и (или) физических лиц, осуществляющих поставку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе (подпункт 5 пункта 26 Порядка).
При этом Порядком не предусмотрена возможность реализации мероприятий по комплексному благоустройству общественных территорий в населенных пунктах Свердловской области соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, пешеходных улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) без проведения конкурсных процедур.
Кроме того, Министерство указывает, что в рамках плановой выездной проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Верхнесалдинскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, за 2017-2018 годы на комплексное благоустройство общественной территории "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" (акт от 28.05.2019 N 51) были установлены нарушения при благоустройстве общественной территории, выразившиеся в отсутствии государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости и отсутствии права на использование земельного участка площадью 1 637,4 кв.м.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 4 пункта 26 Порядка от 31.10.2017 N 805-ПП, подпунктов 1, 2 пункта 10 Муниципального порядка предоставления субсидий юридическим лицам от 10.07.2018 N 1909, пункта 3.1 Соглашения от 25.07.2018 N 2507/1-2018 Администрацией в 2018 году с нарушением условий Порядков предоставлена субсидия ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по комплексному благоустройству общественных территорий, в сумме 12 092 200,0 рублей (субсидии областного бюджета- 6 356 500,0 руб., средства местного бюджета - 5 735 700,0 рублей). Работы по благоустройству общественной территории производились при отсутствии государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости.
По факту нарушения, связанного с предоставлением бюджетных средств при несоблюдении требований по наличию права на земельный участок, установлено, что объявленный Городским округом в соответствии с Муниципальным порядком предоставления субсидий юридическим лицам от 10.07.2018 N 1909 отбор участников для предоставления субсидии на возмещение затрат по комплексному благоустройству общественных территорий включает в себя условие по наличию разрешения на использование участником земельного участка для проведения работ без предоставления и установления сервитута.
Однако на момент проведения отбора такое разрешение выдано только одной организации ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" (распоряжение Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа от 06.07.2018 N 342) на использование земельного участка с кадастровым номером 66:08:0802002:449 общей площадью 7 844,0 кв. м для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм.
Проектом было предусмотрено благоустройство территории площадью 9 481.4 кв. метров. Однако работы выполнены на территории земельного участка с кадастровым номером 66:08:0802002:449, смежных с ним участках с кадастровыми номерами 66:08:0802002:448, 66:08:0802002:421 и территории общего пользования. При этом, разрешение на использование двух земельных участков с кадастровыми номерами 66:08:0802002:448, 66:08:0802002:421 у ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" отсутствовало.
Так, земельный участок с кадастровым номером 66:08:0802002:448 с разрешенным использованием под объект культуры, площадью 24 556,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, 32, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному автономному учреждению культуры "Центр культуры, досуга и кино" на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа от 11.11.2015 N 682.
Другой земельный участок, с кадастровым номером 66:08:0802002:421, с разрешенным использованием - зона городских парков и скверов, площадью 13 981,0 кв.м, расположенный в г. Верхняя Салда, площадь у Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа от 06.10.2015 N 622.
В результате, ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" подтверждено право на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, площадью 7 844,0 кв. м, документы, подтверждающие право на использование земельного участка площадью 1 637,4 кв. м (9 481,4 -7 844,0) отсутствуют.
Таким образом, работы по комплексному благоустройству общественной территории "Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" выполнены ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" при отсутствии права на использование земельного участка, площадью 1 637,4 кв. метров.
Министерство финансов Свердловской области сообщило заинтересованному лицу, что по результатам плановой выездной проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Верхнесалдинскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов за 2017-2018 годы, проведенной Министерством финансов, за нарушение порядка расходования средств субсидии, предоставленной на комплексное благоустройство общественной территории "Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова", к административной ответственности 03.07.2019 привлечено должностное лицо - Глава Верхнесалдинского городского округа по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо указывает на необоснованность действий Администрации ВСГО по предоставлению на основании ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд, закупки которых должны производиться в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок. При этом, Управление ФАС по Свердловской области ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2019 по делу А60-51044/2019, в ходе рассмотрения которого установлено, что предусмотренное Порядком предоставления субсидий выделение средств из бюджета направлено, в данном конкретном случае на обход Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вопросы благоустройства территории Верхнесалдинского городского округа не перестают оставаться вопросами местного значения городского округа в том смысле, который ему придают нормы пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение вопросов местного значения в сфере благоустройства даже на территории отдельно взятого городского округа не снимает с компетентного органа власти обязанности соблюдать положения Федерального закона о контрактной системе, Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления и статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части проведения закупок в случае и в порядке, установленном данными нормативными актами.
Как ранее обозначено, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит положения, устанавливающие в качестве обязательного требования для заключения муниципального контракта в установленном законом порядке с проведением конкурсных процедур. В материалы дела не представлены доказательства соблюдения требований Закона N 44-ФЗ о проведении конкурсных процедур.
Между тем, Министерство в отсутствие требуемых Порядком N 805-ПП и Соглашением от 31.05.2018 документов от Администрации ВСГО, неправомерно перечислило последней средства областного бюджета в виде субсидии, что также зафиксировано в Акте проверки Минфина от 20.11.2019 N 93, не только не проведя должного контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком N 805-ПП и Соглашением от 31.05.2018, но и осуществив фактически согласованные действия с Администрацией ВСГО по предоставлению субсидии из областного бюджета при отсутствии проведения требуемых в данном случае в силу закона конкурентных процедур.
Таким образом, заинтересованное лицо считает, что согласованные действия заявителей, преследовали умышленный обход конкурентных процедур, установленный законодательством о контрактной системе.
Управление ФАС по Свердловской области также указывает на то обстоятельство, что принятие Думой городского округа Решения от 19.06.2018 N 94, которым в решение Думы городского округа от 20.12.2017 N36 "Об утверждении бюджета ВСГО на 2018 год и плановый период 2019- 2020" внесены изменения, предусматривающие смену кодов бюджетной классификации в отношении денежных средств, предоставляемых "на комплексное благоустройство общественной территории "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова": код 240, предусматривающий проведение закупки для муниципальных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе, был изменен на код 810, предусматривающий выделение субсидий юридическим лицам.
Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (в соответствии с пунктом 2 Порядок, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов):
- (п. 51.8.1.): подгруппа "810 Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" отражает расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий организациям, кроме некоммерческих организаций, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, на предоставление грантов в форме субсидий, на иные цели в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- (51.2.4.): Подгруппа "240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" обобщает расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на аналогичные закупки и не отнесенные настоящим Порядком к иным подгруппам, элементам видов расходов.
Таким образом, Решением Думы код 240, предусматривающий проведение закупки для государственных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе, был изменен на код 810, предусматривающий выделение субсидий юридическим лицам.
На согласованность действий, по мнению заинтересованного лица, указывает тот факт, что 7 депутатов Думы ВСГО 7-го созыва, участвовавших в принятии решения о смене кодов, на момент принятия решения являлись работниками ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" (ответ Думы (исх.N П-213 от 17.09.2019)), при этом входили во фракцию одной партии, имеющей большинство голосов в Думе - 13 голосов против 7 голосов депутатов, не входящих в данную фракцию.
Согласно Протоколу очередного заседания Думы от 19.06.2018 N 14 из 20 избранных депутатов на заседании присутствовали 15 депутатов под председательством Гуреева И.Г., которые рассмотрели, в том числе, вопрос N 4 "О внесении изменений в решение Думы от 20.12.2017 N 36 "Об утверждении бюджета ВСГО на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" (стр. 6 протокола).
Гуреев И.Г. предложил голосовать за утверждение проекта решения Думы с учетом устранения замечаний Счетной палаты. ГОЛОСОВАЛИ:
За - 15, против - 0, воздержалось - 0 Решение принято единогласно.
В пояснительной записке финансового управления Администрации (исх.N 332 от 05.06.2018) к проекту Решения Думы "О внесении изменений в решение Думы городского округа от 20 декабря 2017 года N 36 "Об утверждении бюджета ВСГО на 2018 год и плановый период 2019-2020" не было указано об изменении кода расходов, не было пояснений о правовых последствиях изменения кода расходования средств, доказательств обратного Думой в материалы дела не представлено.
При этом в отсутствие какого-либо письменного либо устного обоснования смены кодов и последствий такой смены со стороны докладчиков, депутаты Думы, участвовавшие в обсуждении проекта решения, приняли "нужное" Администрации ВСГО решение о смене кодов единогласно и без вопросов.
Свердловское УФАС России, не оспаривая полномочий Думы городского округа по принятию решений о внесении изменений в предыдущие ее решения, соблюдения процедуры принятия такого решения, ставит под сомнение законность принятого единогласно решения о смене кодов (с закупки на субсидию) в условиях, когда сама же Дума считает, что работы по благоустройству общественной территории однозначно являются муниципальной нуждой (ответ Думы от 25.06.2019 N П-140, вх.N 01-15715 от 25.06.2019). Между тем, при такой однозначности ни у постоянных комиссий Думы, ни у депутатов не возникло вопросов и замечаний по проекту, что и свидетельствует, как указывает Управление, о договоренности с Администрацией ВСГО, предложившей внесение изменений.
Заинтересованное лицо считает, что Дума городского округа достигла соглашение не с группой лиц в составе ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ООО "ВСМПО Строитель УКС", а с Администрацией ВСГО, при этом в ст.16 Закона о защите конкуренции содержится запрет на соглашения, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, не только между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, но и между самими органами местного самоуправления (структуру органов местного самоуправления городского округа составляют, в том числе, Администрация ВСГО и Дума городского округа - ч. 1 ст.21 Устава ВСГО). При принятии спорного решения о смене кодов проявилась взаимообусловленность совместных действий Администрации ВСГО и Думы городского округа, при которой результат (денежные средства областного и местного бюджетов гарантированно поступили заранее определенному хозяйствующему субъекту в виде субсидии) был достигнут не иначе, как сообща (без смены кодов Администрация ВСГО не смогла бы предоставить денежные средства ООО "ВСМПО Строитель УКС" в виде субсидии).
Доводы Думы городского округа, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к тому, что процедура принятия решения о внесение изменений в бюджет соответствующему законодательству, что якобы свидетельствует об отсутствии согласованных действий со стороны Думы.
Однако Свердловским УФАС России не вменяется нарушение за принятие решения о внесение изменений в бюджет. Решением антимонопольного органа установлено, что данные действия способствовали получению необходимого результата, а именно получение бюджетных средств ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" в обход конкурентных процедур. Без изменения кодов бюджетной классификации в отношении денежных средств, предоставляемых "на комплексное благоустройство общественной территории "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" (на код 810, предусматривающий выделение субсидий юридическим лицам) было невозможно добиться данного результата, как уже было отмечено неоднократно.
Из обстоятельств дела следует, что Администрация ВСГО предопределила без учета мнения жителей ВСГО общественную территорию, подлежащую благоустройству в первую очередь:
- общественная территория "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" изначально не содержалась в Муниципальной программе, утв. Постановлением Администрации ВСГО от 28.09.2017 N 2797, представленной совместно с заявкой ВСГО от 28.12.2017 N 08/01-21/7027 в Министерство (Приложение N 12), при этом в пояснительной записке к указанной заявке в разделе "Благоустройство общественных территорий" речь идет исключительно о данной территории - Площади дворца культуры имени Г.Д. Агаркова. Объект Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова появился в Муниципальной программе лишь 27.02.2018;
- голосование жителей ВСГО по определению территорий, подлежащих благоустройству, прошло 19.03.2018, по итогам которого Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова заняла лишь третье место, при этом дизайн-проект благоустройства данной площади был заказан Администрацией ранее подведения итогов голосования (муниципальный контракт N 1777 от 27.02.2018). Следовательно, голосование проведено формально.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Администрация ВСГО утверждает, что этот вывод не свидетельствует о нарушении Администрацией ВСГО действующего на момент подачи заявки в Министерство законодательства, а также не свидетельствует о согласованных действиях Администрации ВСГО, направленных на ограничение конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Приложения N 9 Порядка N 805-ПП в редакции от 31.10.2017, действовавшей в момент подачи Администрацией Заявки на участие в отборе, для участия в отборе органы местного самоуправления муниципальных образований в сроки, указанные в решении о проведении отбора, представляют в Министерство на бланке служебного письма заявку на участие в отборе по форме согласно приложению N 3 к Порядку N 805-ПП с приложением к ней в числе прочего муниципальной программы, утвержденной решением органа местного самоуправления муниципального образования (выписки из муниципальной программы). Таким образом, в Порядке N 805-ПП нет указания на то, что общественная территория, на которую подается заявка, уже должна быть в муниципальной программе; выписки из сводной бюджетной росписи местного бюджета на текущий финансовый год и плановый период по расходам местного бюджета в разрезе ведомственной структуры на муниципальную программу, так же нет указания на то, что в бюджете уже должны быть заложены расходы на общественную территорию, на которую подается заявка.
В соответствии с п.16 Порядка N 805-ПП комиссия рассматривает допущенные к участию в отборе заявки в течение семи рабочих дней. При рассмотрении заявок Комиссия в своей работе руководствуется перечнем мероприятий, указанным в п.4 Порядка N 805-ПП, а также критериями отбора, установленными в приложении N 4 к Порядку N 805-ПП. В качестве критериев указано следующее:
1) полнота и своевременность подачи заявки;
2) соответствие целей муниципальной программы целям государственной программы Свердловской области "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018 - 2022 годы" (далее - государственная программа) и приоритетного регионального проекта "Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области";
3) наличие обязательств по софинансированию проекта из местного бюджета не менее установленного в приложении N 1 к Порядку N 805-ПП и условиям предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды;
4) осуществление комплексного благоустройства территорий в населенных пунктах Свердловской области;
5) обеспечение безопасных условий проживания при расположении на дворовой территории детских игровых площадок, в том числе в увязке с инженерными сетями и техногенными объектами;
6) обеспечение наибольшего количества заинтересованных лиц (в том числе граждан) в реализации проекта;
7) финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме (размер суммарной задолженности по плате за ремонт и содержание жилья, взносов за капитальный ремонт). Таким образом, среди критериев нет критерия о наличии общественной территории в муниципальной программе.
Согласно Приложению N 12 к муниципальной программе, представленной Администрацией ВСГО совместно с заявкой, на дату ее подачи уже был определен перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2022 г.г., в который входили пять объектов, среди которых площади Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова нет, при этом, сноска " " указывает на возможность дополнения перечня ПОСЛЕ, а не В ОБХОД уже включенных в него объектов.
Согласно пп. 4 п.6 Приложения N 9 к Порядку N 805-ПП (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки) условием предоставления субсидии является, в том числе, утверждение с учетом обсуждения с представителями заинтересованных лиц дизайн-проекта благоустройства каждой дворовой территории и общественной территории, включенных в муниципальную программу, содержащего текстовое и визуальное описание предлагаемых проектов, в том числе перечня (в том числе в виде соответствующих визуализированных изображений) элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на соответствующей территории. Порядок N 805-ПП не содержит условия о том, что наличие общественной территории в муниципальной программе обязательно должно быть лишь на стадии предоставления субсидий, а не на стадии подачи муниципалитетом заявки. Кроме того, общественная территория, на благоустройство которой испрашивается субсидия, не просто должна быть включена в муниципальную программу на момент подачи заявки (заявка ВСГО от 28.12.2017) но и пройти общественное обсуждение, о чем указано в абз.5 пп. д п. 10 Порядка N 169: "обеспечить разработку органами местного самоуправления проектов муниципальных программ (проектов изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы) на 2018 - 2022 годы, включающих перечень всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий, расположенных в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, и не позднее 20 декабря 2017 г. - опубликование проектов муниципальных программ (изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы) для общественного обсуждения в порядке, установленном органом местного самоуправления".
Администрацией ВСГО 29.12.2017 было принято постановление N 3786 "О порядке организации и проведения открытого голосования по общественным территориям ВСГО, подлежащих в первоочередном порядке благоустройству в 2018 году в соответствии с государственной программой Свердловской области "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018-2022 годы" (имеется в материалах дела) во исполнение Правил N 169, согласно которым предписано обеспечить в целях отбора общественных территорий, подлежащих в рамках реализации муниципальных программ на 2018 - 2022 годы благоустройству в первоочередном порядке в 2018 году и по решению органа местного самоуправления - в 2019 году, проведение органами местного самоуправления муниципальных образований с численностью населения свыше 20 тыс. человек голосования по отбору таких общественных территорий в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления, принятым не позднее 31 декабря 2017 г.
При этом, согласно Извещению Министерства N 11-01-81/8827 от 22.11.2017 срок подачи заявок на участие в отборе установлен с 01.12.2017 по 29.12.2017.
Таким образом, указывает Администрация, на момент подачи Заявки от 28.12.2017 Администрацией в Министерство нормативно-правовой базы, обязывающей проводить общественные обсуждения с целью отбора общественных территорий, подлежащих в рамках реализации муниципальных программ на 2018 - 2022 годы благоустройству в первоочередном порядке в 2018 году не существовало и, следовательно, определить общественную территорию для включения в Заявку с учетом мнения жителей не представлялось возможным.
Вместе с тем, поскольку обязанность по проведению общественных обсуждений с целью отбора общественных территорий закреплена в абз.5 пп.д п.10 Порядка N 169: "обеспечить разработку органами местного самоуправления проектов муниципальных программ (проектов изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы) на 2018 - 2022 годы, включающих перечень всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий, расположенных в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, и не позднее 20 декабря 2017 г. - опубликование проектов муниципальных программ (изменений, которые вносятся в действующие муниципальные программы) для общественного обсуждения в порядке, установленном органом местного самоуправления".
Администрация ВСГО полагает, что вывод антимонопольного органа о том, что Администрация предопределила без учета мнения жителей ВСГО общественную территорию, подлежащую благоустройству в первую очередь, не свидетельствует о нарушении Администрацией законодательства при подаче заявки в Министерство 28.12.2017 и не свидетельствует об осуществлении Администрацией согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции.
Вместе с тем, поскольку начало действия Порядка N 169 - 26.12.2017, то есть на дату подачи заявки ВСГО данный документ уже действовал, при этом, пп.а п.14 (2) содержал обязанность по обеспечению создания не позднее 20 декабря 2017 г. на территориях муниципальных образований и (или) населенных пунктов, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований, в случае, если их численность превышает 20 тыс. человек, общественных комиссий из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций и иных лиц, за исключением случаев, если такая комиссия была ранее создана в муниципальном образовании в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, для организации проведения общественного обсуждения и голосования по отбору общественных территорий и подведения итогов такого голосования.
При таких условиях, подача Администрацией ВСГО заявки без проведения как общественных обсуждений муниципальной программы, так и голосования, в том числе, последующее бездействие по изменению объекта (общественной территории), указанного в пояснительной записке, поданной до проведения голосования, с учетом итогов такого голосования, подтверждает выводы Комиссии о формальном характере голосования.
Администрация также указывает, что результат голосования уже не мог повлиять на определение общественной территории с целью включения ее в Заявку Администрации, так как Порядком не предусмотрена возможность изменения включенной в Заявку территории. Между тем, абз.13 пп.д (2) Порядка N 169 предусмотрено утверждение не позднее 31.03.2018 изменений, которые вносятся в государственную программу субъекта РФ на 2018-2022 годы по результатам такого голосования.
При этом, Администрация ВСГО одновременно утверждает о том, что определить общественную территорию для включения в Заявку с учетом мнения жителей не представлялось возможным, и в то же время благоустройство именно этой территории обеспечило потребности наибольшего количества граждан (невозможно утверждать о наличии потребности большинства без подсчета количества).
Свердловское УФАС России полагает, что Администрация ВСГО заранее предопределила хозяйствующий субъект, которому будет предоставлена субсидия, путем включения пп.9 п.13 в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, утв. Постановлением Администрации ВСГО N 1909 от 10.07.2018, содержащего условие о том, что заявитель должен иметь разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, на котором будут выполняться работы по комплексному благоустройству Территории, которое и было выдано на 4 дня ранее утверждения вышеуказанного Порядка победителю отбора на предоставление субсидии - ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" (Распоряжение N 342 от 06.07.2018).
Администрация представляла в Комиссию письменные пояснения относительно того, что условие о наличии разрешения на использование земельного участка включено в Порядок предоставления субсидий в соответствии с требованиями законодательства. При этом в отборе на получение субсидий участвовала не одна общественная территория "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова", но и две другие общественные территории, по которым проходило голосование 19.03.2018. В случае подачи заявок на две другие общественные территории Администрация предоставляла бы субсидии за счет суммы денежных средств в размере 5 029,4 тыс. рублей, предусмотренной в бюджете ВСГО на "Выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий". Отбор на предоставление субсидий объявлялся дважды, при этом в первый раз условия о наличии разрешения на использование земельного участка не было и при этом, также, как и во второй раз, никто кроме ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" не заявлялся. Кроме того, разрешение на использование земельного участка было выдано ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" Комитетом по управлению предоставлена субсидия, Комиссией не представлено.
То обстоятельство, что никто кроме ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" не заявился при проведении первоначального отбора, не исключает того, что при проведении, как первого, так и повторного отбора хозяйствующий субъект был предопределен: 24.05.2018 -опубликовано первое извещение по отбору получателя субсидии, но еще до заключения соглашения с победителем отбора Корпорация несет расходы на разработку проектной документации - Договор от 31.05.2018 стоимостью 1 950 000 руб., лишь 06.06.2018 между Администрацией ВСГО и ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" заключено первоначальное соглашение N 1 -2018 о предоставлении субсидии, при повторном проведении отбора включено условие, соответствует которому только одно лицо - ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)".
В подтверждение своих выводов, антимонопольный орган также ссылается на то обстоятельство, что Администрация ВСГО не осуществила действий по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с целью его предоставления в Министерство, что предусмотрено пп.2 п.26 Порядка N 805-ПП.
Между тем, Министерство финансов Свердловской область указало, что проектом предусмотрена замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций, то есть данные виды работ классифицируются, в соответствии с п. 14.2 ГрК РФ, как работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
О целесообразности проведения государственной экспертизы указано в письме Минстроя России от 21.03.2017 N 9023-АЧ/04 "Об отдельных вопросах по разработке проектной документации и проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды": "Учитывая федеральный характер Приоритетного проекта, важность его качественной реализации, а также в целях обеспечения эффективного расходования средств субсидии и недопущения некорректного формирования расходов на мероприятия по благоустройству, по мнению Минстроя России, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении требования о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости при реализации мероприятий по благоустройству для случаев отсутствия законодательно установленной обязательности ее проведения, на уровне субъекта Российской Федерации. Так, например, указанное условие может быть включено в правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам".
Кроме того, о том, что при благоустройстве "Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" велись работы на объекте капитального строительства, косвенно свидетельствует и указание об этом на титульном листе Положительного заключения негосударственной экспертизы N 66-2-1-0006-18 от 25.09.2018 и Положительного заключения негосударственной экспертизы N 66-21-0007-18 от08.10.2018: "Объект капитального строительства: Комплексное благоустройство общественной территории "Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова".
В соответствии с пп.1, 2 п.10 Муниципального порядка N 1909 условиями предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по комплексному благоустройству территорий I и II этапа, является прохождение сметной документацией государственной экспертизы достоверности сметной стоимости.
При этом, согласно п.3.1 Соглашения от 25.07.2018 N 2507/1-2018 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком.
В п.7.7. Технического задания на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018, заказчиком которого является Администрация, указано, что "сметную документацию на все виды работ, выполненную в Территориальных Сметных Нормативах вместе с положительным заключением Государственной экспертизы достоверности сметной стоимости подрядчик передает заказчику.
Следовательно, Администрацией в данном случае нарушены пп.2 п.26 Порядка N 805-ПП пп.1, 2 п.10 Муниципального порядка N 1909, п.3.1 Соглашения от 25.07.2018 N 2507/1 -2018, п.7.7. Технического задания на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018.
Кроме того, Администрацией ВСГО не представлены документы, обосновывающие стоимость работ на комплексное благоустройство указанной территории в размере 7 062,8 тыс. руб., что составляет общую сумму субсидий на 2018 год. При этом, Администрация 02.08.2018 Распоряжением N 99-0 утвердила ПСД, необходимую для реализации проекта по благоустройству Площади дворца культуры имени Г.Д. Агаркова в размере 40 291 594,58 руб., увеличив эту сумму до 44 313 776,64 руб. Постановлением от 19.11.2018 N 3083.
Администрация неоднократно изменяла размер субсидии, подлежащий перечислению ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" за работы по благоустройству, который по итогам 2018 г. превысил изначально планируемую сумму на 5 029 400 р.:
- согласно п.7 раздела "Благоустройство общественных территорий" пояснительной записки к заявке ВСГО от 28.12.2017 N 08/01-21/7027 в Министерство "за основу ориентировочной стоимости планируемого благоустройства взят примерный проектно-сметный расчет", при этом испрашивалась сумма субсидии на 2018 год в размере в 7 062 800 руб.;
- по итогам 2018 г. ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" была перечислена субсидия в размере 12 092 200 руб.
Администрация ВСГО явилась заказчиком в рамках Технического задания на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018, при этом, данный документ утверждается директором по техническому обеспечению и ремонтам ВСМПО Ю.С. Семичевым, что подтверждает изначальную и заблаговременную связь Администрации и Корпорации (сращение власти и бизнеса) по отношению к Площади дворца культуры имени Г.Д. Агаркова, причем (по датам) еще до начала процедур, связанных с организацией отбора получателей субсидии (Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, утв. Постановлением Администрации ВСГО N 1909 от 10.07.2018, Соглашение о предоставлении субсидии от 25.07.2018).
Администрация ВСГО указывает, что Техническое задание подписано после принятия Администрацией первого постановления об утверждении порядка предоставления субсидий N 1429 от 17.05.2018, извещение по которому было размещено на сайте ВСГО 24.05.2018. При этом Администрация принимала участие в разработке указанного технического задания исключительно с целью обеспечения качества выполнения работ по благоустройству общественной территории Площади.
Однако данный довод не опровергает наличие связи, а именно - антиконкурентного соглашения между Администрацией ВСГО и ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА", которая прослеживается в вышеуказанном Техническом задании на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018.
Между тем, Управление полагает, что все вышеуказанное в п.п.1-5 в отношении действий (бездействия) Администрации ВСГО в совокупности свидетельствует о предоставлении Администрацией конкретному хозяйствующему субъекту в составе группы лиц преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в результате соглашения с ним: ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" и ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" гарантированно получали реконструкцию нужного им объекта (мнение жителей формально), а также всю сумму субсидий, предусмотренных для проведения работ, которая, в случае проведения закупки в условиях конкурентной борьбы могла быть уменьшена, что привело бы к экономии бюджетных средств, о чем, в частности указано в п.4.3.8. Соглашения от 31.05.2018, заключенного между Администрацией ВСГО и Министерством: "...представить в Министерство информацию об отсутствии потребности в средствах субсидии в случае образования экономии по результатам проведенных конкурсных процедур".
ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" явилось заказчиком проектно-сметной документации в ООО ТАМП "Тагилархпроект" на основании договора-подряда N 27078/1785 от 31.05.2018, исходными данными для которого явились:
дизайн-проект благоустройства общественной территории - придворцовой площади Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова в г. Верхняя Салда (заказан Администрацией в рамках муниципального контракта N 1777 от 27.02.2018);
- задание на проектирование от 24.05.2018 (приложение 1) (заказчик по которому - Администрация ВСГО)
- дополнение к техническому заданию на проектирование N 00.05.18 от 24.05.2018, которое согласовано Главой ВСГО Савченко М.В. и замглавы Шаржуковой Л.В. в августе 2018 г. (приложение 1а)
- Технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, находящимся в хозяйственном ведении МУП "Гор.УЖКХ" (приложение 2).
Таким образом, еще до объявления Администрацией отбора получателей субсидии (Постановление N 1909 от 10.07.2018 об утверждении нового Порядка предоставления субсидий) ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" предприняло действия для разработки ПСД (в результате которых понесло расходы), что свидетельствует об уверенности в победе на получение субсидии. При этом, исходя из вышеуказанных документов, очевидна связь Корпорации с Администрацией ВСГО, должностные лица которой не только предоставили необходимые документы избранному хозяйствующему субъекту, но и принимали участие в их согласовании в качестве заказчика.
В п.1.2. Соглашения от 25.07.2018 N 2507/1-2018, заключенного между Администрацией ВСГО и ООО "ВСМПО Строитель УКС", указано на наличие у получателя субсидии проектно-сметной документации, которая и готовилась Корпорацией заранее.
На связь ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" с Администрацией ВСГО при получении ПСД указал и Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 13.11.2019 по делу А60-51044/2019: "При том, что Получатель был определен только 24.07.2018, а соглашение подписано 25.07.2018, уже 02.08.2018 Администрацией было вынесено Постановление об утверждении проектно-сметной документации, необходимой для реализации проекта по комплексному благоустройству общественной территории "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды... в 2018-2022". Каким образом, через 1 неделю после выбора Получателя уже была разработана Проектная документация, сметная документация, которые в силу ранее изложенного должны были пройти соответствующую экспертизу, а на их основе рабочая документация, и данные документы были представлены на утверждение в Администрацию, стороны суду не пояснили".
ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" поручила дочернему обществу ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" сформировать документы для участия в отборе на получение субсидии и заявиться на участие в данном отборе (письменные пояснения Корпорации (вх.N 01-9743 от 22.04.2019), в связи с чем, ПСД была продана Корпорацией ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" по договору купли-продажи N 28184 от 02.07.2018. При этом уже 06.07.2018 Председателем КУИ Администрации ВСГО Шанцевой Е.С. подписано Распоряжение N 342 о выдаче ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" разрешения на использование земельного участка.
Об участии ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА", которое не является получателем субсидии, в соглашении с Администрацией ВСГО косвенно свидетельствуют статьи в СМИ:
- "Данила зафонтанирует до ноября", размещенная в газете "Новатор" от 06.09.2018, в которой Д. Ахундов - заместитель начальника отдела капитального строительства зданий и сооружений ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" комментирует ход реконструкции площади им. Г.Д. Агаркова: "Были затруднения с прокладкой новых инженерных сетей: они проходят очень близко к сетям УЖКХ. Периодически возникали протечки, но вместе с коммунальщиками нам удалось их устранить и закончить работы".
- "Странный скандал вокруг Дворцовки. Жители в недоумении", опубликованная в газете "Салдинский рабочий" от 08.11.2018 N 44, согласно сведениям которой 31.10.2018 традиционную красную ленту на открытие Дворцовой площади перерезали Глава ВСГО Савченко М.В. и Ахундов Д. -заместитель начальника отдела капитального строительства зданий и сооружений ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА".
При этом, тот факт, что денежные средства в размере 12 092 200 руб. были возвращены ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" в местный бюджет 04.12.2019, не является доказательством благотворительности со стороны хозяйствующих субъектов ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ООО "ВСМПО Строитель УКС", поскольку ранее ООО "ВСМПО Строитель УКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (N А60-51044/2019) с иском к Администрации ВСГО о взыскании суммы возмещения затрат, связанных с выполнением работ по комплексному благоустройству общественной территории "Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" в размере 29 179 153 руб. 10 коп., в удовлетворении которого истцу было отказано (решение суда вступило в силу 13.12.2019). Мотивы принятия решения о возврате бюджетных средств ООО "ВСМПО Строитель УКС" Комиссии не пояснило, при этом очевидно, что подобное решение является вынужденным для хозяйствующего субъекта в условиях риска наступления ответственности за ограничение конкуренции как для хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, так и для должностных лиц органов власти.
24.04.2018 между ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и Колпаковой И.В. заключен трудовой договор, в соответствии с которым Колпакова И.В. принята на работу в ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" советником директора по договорной работе и вопросам оптимизации закупочной деятельности.
При этом днем ранее Распоряжением главы ВСГО от 23.04.2018 N 49-л на должность заместителя главы администрации по экономике назначена Колпакова И.В. Вместе с тем, именно Колпакова И.В. в должности и.о. заместителя главы администрации по ЖКХ, энергетике и транспорту, как Председатель комиссии утвердила Протокол от 12.11.2018 совещания комиссии по предоставлению субсидий, п.2 резолютивной части которой ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" перечислена субсидия в размере 6 762 875 руб. 00 коп. Указанным лицом подписаны: Постановление от 12.10.2018 N2741 о внесении изменений в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды в ВСГО в 2018-2022 годах" (далее - муниципальная программа), а именно в Приложение N4 к муниципальной программе "Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы", Постановление от 12.11.2018 N3006 о внесении изменений в состав комиссии по предоставлению субсидий в качестве и.о. главы ВСГО; Постановление от 13.12.2018 N3387 о внесении изменений в Муниципальную программу, которым внесены изменения в паспорт программы раздел "Объемы финансирования муниципальной программы";
На Колпакову И.В. возложен контроль за исполнением постановлений Главы ВСГО от 08.11.2018 N 2990 о внесении изменений в Муниципальную программу, которым внесены изменения в паспорт программы раздел "Объемы финансирования муниципальной программы".
Кроме того, согласно п.2 Постановления от 24.07.2018 N 2050 об утверждении Перечня организаций-получателей субсидий, на зам. главы имуществом Администрации ВСГО, при этом оснований не выдать испрашиваемое разрешение у комитета не имелось, о чем Администрация предоставляла в Комиссию письменные пояснения.
Как указывает заявитель, при проведении первого отбора, когда не требовалось разрешение на использование земельного участка, у неограниченного количества лиц имелась возможность подать заявку в Администрацию, однако никто, кроме ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" этого не сделал. Таким образом, доказательств того, что Администрация заранее намеренно предопределила хозяйствующий субъект, которому была администрации по ЖКХ, энергетике и транспорту Шаржукову Л.В. возложена обязанность по заключению соглашения о предоставлении субсидий, при этом, согласно данным трудовой книжки ЕТ-I N 3630834 Шаржукова Л.В. в период с 06.04.2017 по 29.01.2018 была трудоустроена в ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" (первый зам. директора), с 20.02.2018 трудоустроена в Администрацию ВСГО (зам. главы администрации по ЖКХ, энергетике и транспорту).
Заявитель утверждает, что конфликт интересов отсутствовал, так как ни ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА", ни ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" никогда не участвовали в закупках товаров, работ, услуг по муниципальным контрактам с Администрацией ВСГО.
В свою очередь, антимонопольный орган отмечает, что лица, даже являясь рядовыми служащими, но находясь в системе служебной иерархии (по специальному полномочию - трудовой договор, должностной регламент (инструкция), доверенность и т.д., выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях), имеют зачастую возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамках своих служебных полномочий, способное привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, группа лиц в составе ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ООО "ВСМПО Строитель УКС" явились участниками соглашения с Администрацией ВСГО и Думой городского округа с целью гарантированного получения бюджетных денежных средств на реконструкцию выбранного ими объекта в виде субсидии в обход конкурентных процедур.
Как следует из отзыва и пояснений представителя Прокуратуры Свердловской области, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта, группы лиц, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и единственным участником ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" с размером доли в 100 % является ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", что свидетельствует о том, что между ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" отсутствуют конкурентные отношения, данные хозяйствующие субъекты действуют на рынке как один хозяйствующий субъект, и, с точки зрения законодательства о защите конкуренции, являются группой лиц.
Как указывает третьей лицо, об ограничении доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов и согласованности действий ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)", ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и Администрации Верхнесалдинского городского округа свидетельствует следующее:
ПАО "Корпорации "ВСМПО-АВИСМА" явилось заказчиком проектно-сметной документации в ООО ТАМП "Тагилархпроект" на основании договора-подряда от 31.05.2018 N 27078/1785 исходными данными для которого явился дизайн-проект благоустройства общественной территории -придворцовой площади "Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова" в г. Верхняя Салда, который осуществлен по муниципальному контракта N 1777 от 27.02.2018.
Таким образом, прокуратура указывает, что еще до объявления Администрацией Верхнесалдинского городского округа отбора получателей субсидии ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" предприняло действия для разработки проектно-сметной документации, в результате которых понесло расходы, что свидетельствует об уверенности в получении субсидии.
Кроме того, в п. 1.2. Соглашения от 25.07.2018 N 2507/1-2018, заключенного Администрацией Верхнесалдинского городского округа и ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)", указано на наличие у получателя субсидии проектно-сметной документации, которая разрабатывалась ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" заранее и была реализована ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" по договору купли-продажи N 28184 от 02.07.2018.
По результатам выявленных нарушений Верхнесалдинской городской прокуратурой в адрес ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)", ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" и Администрации Верхнесалдинского городского округа 23.04.2020 внесены представления об устранении нарушений закона.
С учетом установленных обстоятельств, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции признал обоснованным и документально подтвержденным изложенный в оспариваемом решении вывод Управления ФАС по Свердловской области о нарушении п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении между органами местного самоуправления - Администрацией ВСГО и Думой городского округа, а также между Администрацией ВСГО и хозяйствующими субъектами в составе группы лиц ООО "ВСМПО-Строитель (УКС)" и ПАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" соглашений, направленных на ограничение доступа на рынок работ по благоустройству общественных территорий иных хозяйствующих субъектов помимо вышеуказанных, путем смены кодов и предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по комплексному благоустройству общественной территории - площади Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова в г. Верхняя Салда Свердловской области, вместо проведения закупки работ для обеспечения муниципальных нужд.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, необходимых для признании оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным и удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционных жалоб выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" относятся на заявителя данной жалобы. Излишне уплаченная указанным лицом при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Дума городского округа и Администрация Верхнесалдинского городского округа освобождены от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2020 года по делу N А60-28979/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 28895 от 08.12.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28979/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, управление федеральной антипонопольной службы по свердловской области
Третье лицо: Бузунов Х. В., Водолазский В. Ф., ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ", Еловикова Я. В., МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ООО "ВСМПО-Строитель УКС", ООО ТВОРЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ "ТАГИЛАРХПРОЕКТ", ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СЧЁТНАЯ ПАЛАТА ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА