г. Вологда |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2021 г. N Ф07-5427/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А52-2416/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от акционерного общества "ЖБИ-Псков" Рыбалкиной К.К. по доверенности от 21.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ЖБИ-Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09 ноября 2020 года по делу N А52-2416/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЖБИ-Псков" (ОГРН 1026000965792, ИНН 6027047977; адрес: 180022, Псковская область, город Псков, улица Алмазная, дом 10; далее - общество, АО "ЖБИ-Псков") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации города Пскова (ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 22; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 23.03.2020 N 375 "О демонтаже рекламных конструкций, установка и эксплуатация которых на ограждении земельного участка, находящегося в собственности АО "ЖБИ-Псков", осуществляется без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек, и удалении размещенной на рекламных конструкциях информации".
Решением Арбитражного суда Псковской области от 09 ноября 2020 года по делу N А52-2416/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные конструкции не являются рекламной, на них указаны сведения, относящиеся к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске, соответственно, согласование их размещения с органами местного самоуправления не требуется. Также указывает на нарушения, допущенные администрацией при проведении проверки.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "ЖБИ-Псков" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 60:27:0110201:40, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общей площадью 88 170 кв. м, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 24.09.2013 (том 1, лист 19).
Постановлением администрации города Пскова от 31.12.2014 N 3557 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков".
Согласно указанной Схеме по улице Алмазная д. 10 и возле пересечения улиц Чудской и Алмазной на земельном участке, принадлежащем АО "ЖБИ-Псков", предусмотрено размещение трех отдельно стоящих рекламных конструкций типа "билборд", согласно строкам 35, 441, 442.
Иных рекламных конструкций по указанным адресам в Схеме не определено.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - комитет) 21.01.2020 в соответствии с утвержденным 27.12.2019 графиком проведения проверок правомерности установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" на январь 2020 года, осуществлена плановая проверка правомерности установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций, размещенных на улице Алмазной в городе Пскове.
Информация о проведении проверки опубликована на официальном сайте администрации г. Пскова в сети Интернет http://pskovadmin.ru 27.12.2019 (том 1, листы 59, 126).
В ходе плановой проверки комитетом установлено, что на всей протяженности ограждения земельного участка по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10, размещено настенное панно с рекламными материалами следующего содержания: "Скандинавия, Анскино и пр.", а со стороны моста имени А. Невского на ограждении размещено настенное панно с рекламными материалами: "Легко.. Первый взнос на квартиру не откладывай..." (том 1, листы 57, 91, 92).
Результаты проверки отражены комитетом в акте от 21.01.2020, где под номерами 21, 22 указано о размещении без предусмотренных законом разрешений рекламных конструкций на земельном участке по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10 (том 1, листы 54-57).
Поскольку, рекламные материалы содержали информационное указание на "Scandinavia", то в адрес ООО "Скандинавия Проект 2" (г. Псков, ул. Алмазная, д. 10) направлено уведомление от 05.02.2020 N 283 об удалении рекламной информации и демонтаже рекламной конструкции (том 1, лист 58).
В письме от 14.02.2020 N 22 ООО "Скандинавия Проект 2" сообщило о том, что не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 60:27:0110201:40, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10. Вышеуказанный земельный участок принадлежит АО "ЖБИ-Псков" на праве собственности. Указало, что не имеет отношения к иным информационным вывескам, размещенным на заборе, в связи с этим разрешать вопрос о демонтаже вывесок не вправе (том 1, лист 16).
В связи с получением указанного письма, а также с учетом запрошенной выписки из Единого государственного реестра недвижимости о собственнике земельного участка с кадастровым номером 60:27:0110201:40 (том 1, листы 63-82), ответчиком 11.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований правомерности установки и эксплуатации рекламных конструкций, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0110201:40.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2020 о выявлении факта установки и эксплуатации двух рекламных конструкций - настенных панно на ограждении, содержащих рекламные материалы без предусмотренных законом разрешений, а именно:
1. Скандинавия, Анскино и пр. - на протяженности ограждения со стороны ул. Алмазной;
2. ЖБИ-1 Псковский завод и пр. - на протяженности ограждения со стороны ул. Чудской и угла ул. Алмазной (том 1, листы 17, 93-93, 127-128, 144).
Поскольку рекламные конструкции размещены без разрешения органа местного самоуправления, администрацией города Пскова 23.03.2020 издано постановление N 375 "О демонтаже рекламных конструкций, установка и эксплуатация которых на ограждении земельного участка, находящегося в собственности АО "ЖБИ-Псков", осуществляется без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек, и удалении размещенной на рекламных конструкциях информации" (том 1, листы 13-14).
На основании заявки от 20.04.2020 ООО "Промсервис" осуществлен демонтаж вывесок с ограждения на основании заключенного с АО "ЖБИ-Псков" договора оказания клининговых услуг от 24.09.2018 N 06/18 (том 1, листы 115-125, 113).
Однако, не соглашаясь с законностью постановления от 23.03.2020 N 375, считая нарушенными права на осуществление экономической деятельности, АО "ЖБИ-Псков" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В силу требований части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Кроме того, частью 9 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 21 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Как и в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе общество указывает на то, что спорные конструкции не являются рекламными, а относятся к информационным вывескам, поскольку на них указаны обязательные сведения об организациях, расположенных по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10
Данный довод подлежит отклонению.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон действительно не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Вместе с тем, в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснено, что по смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота; не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Согласно пункту 15 указанного выше Информационного письма вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что содержащаяся на спорных конструкциях информация по своему содержанию в силу приведенных разъяснений не может быть признана информационной, относящейся к сведениям, подлежащим размещению на вывеске; на спорных конструкциях отсутствуют наименование юридического лица, сведения о его режиме работы. Кроме этого, из анализа информации, содержащейся на спорных конструкциях, невозможно прийти к выводу о том, что они размещены в связи с нахождением соответствующих организаций в настоящем месте, поскольку рядом с конструкцией не располагаются входы в здание или выходы из него; она содержит информацию, не относящуюся к обязательной в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", и в то же время направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, в частности, к жилым комплексам "Алые паруса", "Москва", "Павловский", коттеджному поселку "Разумовская усадьба", отелю "Амакс", иным изображенным объектам.
При этом, на данных конструкциях достаточно крупно указан адрес сайта в сети Интернет, а именно: "Scandinavia scandidom.com", "Анскино scandidom.com", "Scandinavia project scandidom.com", "Scandinavia строй scandidom.com", на котором также размещены изображения и информация о реализации коттеджного поселка "Разумовская усадьба", жилых помещений в жилых комплексах "Алые паруса" в Великом Новгороде, "Москва" в г. Великие Луки Псковской области, ЖК "Павловский" в Санкт-Петербурге, отель "Амакс" в г. Старая Русса (том 1, листы 142-144).
Принимая во внимание внешний вид конструкции, ее размер и место расположения (установлена в непосредственной близости к автомобильному шоссе), содержание надписи, форму подачи информации, учитывая, что информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к деятельности промышленного предприятия "Скандинавия-Строй", АО "ЖБИ-Псков", формирование и поддержание интереса к их услугам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о рекламном характере спорной конструкции, соответствующим понятию рекламы, раскрытом в части 1 статьи 19 Закона о рекламе.
Таким образом, данные конструкции, вопреки доводам ответчика, не могут быть рассмотрены в качестве вывесок, являются рекламными и, соответственно, на них распространяются требования Закона о рекламе.
Ссылка общества на письмо ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама" подлежит отклонению. Как правомерно указал суд первой инстанции, спорные сведения не могут быть отнесены к обозначению вида деятельности организаций, поскольку в рассматриваемом случае размещенная информация не соответствует понятию обобщенного наименования группы реализуемых товаров (например, строительство либо проектирование, либо продажа), не является непосредственно указанием на профиль деятельности, а демонстрирует объекты рекламирования.
Довод подателя жалобы о том, фактически данная конструкция состоит из нескольких полотен, не имеет правового значения в данном случае, поскольку указанная конструкция является единой по своему смыслу.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Как установлено судом первой инстанции, разрешение на размещение наружной рекламы АО "ЖБИ-Псков" не выдавалось.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое обществом постановление администрации законным и обоснованным.
В обоснование жалобе общество ссылается на то, что АО "ЖБИ-Псков" не является рекламораспространителем, а является собственником ограждающей конструкции, на которой размещена спорная. Ответственность за размещение рекламы в силу договоров несут арендаторы помещений. Кроме этого общество считает, что у комитета отсутствовали основания для проведения проверки.
Данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Полномочия органов администрации города Пскова по решению вопросов, связанных с установкой рекламных конструкций на территории города Пскова, закреплены в пункте 1 раздела 2 Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков", утвержденного решением Псковской городской Думы от 15.07.2011 N 1829 (далее - Положение N 1829).
Согласно подпунктам "в, е" пункта 1 раздела 2 названного Положения проверку правомерности установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования, а также подготовку проектов решений администрации города Пскова о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - Комитет) в порядке, установленном администрацией города Пскова.
В свою очередь порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования "Город Псков" без разрешений, срок действия которых не истек, утвержден постановлением администрации города Пскова от 09.09.2014 N 2242 (далее - Порядок N 2242).
Согласно пункту 4 Порядка N 2242 выявление установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций без предусмотренных законом разрешений осуществляются Комитетом в результате проверок, которые проводятся в форме выездов и осмотров городских территорий на предмет фактического размещения рекламных конструкций.
Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком проведения проверок, в котором указываются даты, маршрут и объекты проведения проверок (пункт 5 порядка N 2242).
В пункте 6 Порядка N 2242 закреплено два основания для проведения внеплановой проверки:
1) истечение срока исполнения выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции;
2) поступление в комитет обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" без предусмотренных законом разрешений.
Как указывалось ранее в постановлении, 21.01.2020 в результате плановой проверки, проведенной 21.01.2020 в соответствии с утвержденным 27.12.2019 графиком, комитетом выявлены нарушения, связанные с установкой в отсутствие соответствующего разрешения рекламных конструкций на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10.
Поскольку на размещенных вдоль забора панно сведения, в основном, касались "Scandinavia" и "Scandinavia project", то комитетом первоначально уведомление от 05.02.2020 N 283 об удалении рекламной информации и демонтаже рекламной конструкции направлено ООО "Скандинавия Проект 2" по адресу: г. Псков, ул. Алмазная, д. 10.
Однако письмом от 14.02.2020 N 22 ООО "Скандинавия Проект 2" сообщило, что не имеет отношения к ко всем информационным вывескам.
Учитывая изложенное, а также с учетом имеющейся у органа местного самоуправления информации о допущенном нарушении требований Закона о рекламе, внеплановая проверка организована и проведена 11.03.2020 комитетом правомерно в силу подпункта 2 пункта 6 Порядка N 2242.
Что касается довода общества о том, что оно не является в данном случае рекламораспространителем, то следует указать, что в соответствии с пунктом 8 Порядка N 2242 проект решения администрации города Пскова о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалении информации, размещенной на такой рекламной конструкции, подготавливается: либо владельцу рекламной конструкции при наличии о нем достоверных сведений; либо собственнику (законному владельцу) недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичное положение содержится в абзаце третьем пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
В силу подпункта 1 пункта 8 Порядка N 2242 достоверными сведениями о владельце рекламной конструкции признаются сведения, которые в письменной форме представлены в комитет самим владельцем рекламной конструкции с приложением документа, подтверждающего его законные права на рекламную конструкцию, а также собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция (при наличии документов, подтверждающих данные сведения), или содержатся в Реестре выданных разрешений (в случае, если на установку и эксплуатацию этой рекламной конструкции ранее выдавалось разрешение, и срок его действия истек не более чем за три месяца до дня проведения проверки).
В данном случае, в своем письме от 14.02.2020 N 22 ООО "Скандинавия Проект 2" отрицала принадлежность ей данной рекламной конструкции. Вместе с тем, указала на то, что собственником ограждающей конструкции (забора) является АО "ЖБИ-Псков".
Поскольку на территории земельного участка предпринимательскую деятельность осуществляют ООО Производственная компания "ЖБИ-1", ООО Строительная компания "Скандинавия", ООО "Скандинавия проект 2" и ООО "СкандинавияСтрой"; договоры аренды нежилых помещений с данными лицами заключены на период с 01.10.2019 по 29.09.2020, то есть сроком менее 1 года (том 2, листы 7-25), и сведения об арендных правоотношениях не внесены в ЕГРН, у администрации отсутствовала возможность достоверно установить владельца рекламных конструкций.
В связи с изложенным, а также руководствуясь достоверными сведениями о собственнике территории, к которой присоединены рекламные конструкции, а также подпунктом 2 пункта 8 Порядка N 2242 оспариваемое постановление правомерно вынесено администрацией в адрес общества.
Доводы подателя жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам дела и верно применены приведенные выше нормы законодательства о рекламе.
По результатам рассмотрения жалобы судебная апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09 ноября 2020 года по делу N А52-2416/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЖБИ-Псков" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2416/2020
Истец: АО "ЖБИ-Псков"
Ответчик: Администрация города Пскова
Третье лицо: Комитет правового обеспечения