г. Челябинск |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А76-15042/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2020 по делу N А76-15042/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" - Вильчик Елена Ивановна (доверенность от 11.01.2021 N 82/2021/11, диплом);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Молофеева Анна Евгеньевна (доверенность от 18.01.2020 N 13, диплом).
Акционерное общество "Челябинский радиозавод "Полет" (далее - АО "ЧРЗ "Полет", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным уведомления об отказе в государственной регистрации N 74/001/235/2019-5927 от 24.12.2019, обязании Управления произвести государственную регистрацию прав собственности на объект вспомогательного назначения: Проходная "Центральная" (КПП-1), общей площадью 346,7 кв.м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, Тернопольская,6.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2020 (резолютивная часть от 16.11.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Челябинский радиозавод "Полет" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный объект (КПП-1) является вспомогательным по отношению к основному зданию "Производственный корпус N 44", что подтверждено заключением ООО "Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом. Функциональное назначение проходной обусловлено установлением на режимном предприятии пропускного режима, в силу чего эксплуатация проходной и ее использование отдельно от производственного здания невозможны. Кроме того, объект КПП-1 не имеет самостоятельных инженерных коммуникаций, функции проходной и основного здания различны, а вспомогательный характер объекта определяется также мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности режимных объектов. Возможность отнесения здания к объектам вспомогательного характера, по мнению апеллянта, установлена письмом Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования". Полагает необоснованным отказ суда в назначении судебной экспертизы, что лишило истца возможности реализации процессуальных прав и обязанностей по доказыванию невозможности самостоятельного использования спорного объекта.
В судебном заседании представитель АО "ЧРЗ "Полет" поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Рассмотрев заявленное обществом "ЧРЗ "Полет" ходатайство, суд апелляционной инстанции находит его не подлежащим удовлетворению по основаниям, приведенным в мотивировочной части постановления.
В судебном заседании представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, представил письменные пояснения, приобщенные к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу "Челябинский радиозавод "Полет" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 74:36:0515001:130, общей площадью 1099 кв.м, с кадастровым номером 74:36:0515001:2883, общей площадью 3296 кв.м. земельный участок с кадастровым номером 74:36:0515001:129, обшей площадью 6188 кв.м., вид разрешенного использования указанных земельных участков - для эксплуатации зданий, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2016 и свидетельством о государственной регистрации права 74АА 541352 (т.1 л.д. 33-34).
В 2013 году обществом ИК "Тор" для ОАО "Челябинский радиозавод "Полет" подготовлен Проект здания "Проходная "Центральная" (КПП-1)", Челябинск, Центральный район, ул.Тернопольская,6 Шифр:7448140733-68.13- АС, Раздел: Архитектурно-строительные решения (т.2 л.д.104-136).
Согласно экспликации помещений первого и второго этажей КПП Проекта здания "Проходная "Центральная" (КПП-1)" шифр 7448140733-68.13- АС на первом этаже расположен вестибюль, камера хранения, тепловая, комнаты контролера, электрощитовая, комната оформления пропусков, комната начальника бюро пропусков, санузел, помещение бюро режима, лестница, техпомещение, на втором этаже также расположен санузел, кабинет начальника отдела, комната досмотра, комната переговоров, тех.помещение, помещения ГО и другие помещения.
18.07.2018 ООО "Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом" подготовлено заключение N 161/18 о соответствии вспомогательному функциональному назначению здания проходной, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.Тернопольская,6, согласно которому по адресу: г. Челябинск, ул. Тернопольская, д. 6 на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:130, общей площадью 1099 кв.м, земельном участке 74:36:0515001:2883, общей площадью 3296 кв.м и земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:129, обшей площадью 6188 кв.м, расположен комплекс нежилых зданий АО "Челябинский радиозавод "Полет" (т.1 л.д. 27-28).
В связи с тем, что АО "Челябинский радиозавод "Полет" является режимным предприятием с ограниченным доступом, производственная территория огорожена забором, частично в качестве ограждения используются фасады производственных зданий и зданий вспомогательного назначения. Доступ на территорию ограничен и осуществляется по контрольно-пропускной системе, через отдельно стоящие нежилые здания проходных (КПП). Основным (главным) зданием для КПП-1 является нежилое трехэтажное здание (Производственный корпус N 44), общей площадью 1313,6 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0515001:304. Кроме основного здания, на участке расположено Вспомогательное нежилое здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)".
Показатели объекта: Здание - двухэтажное, нежилое. Прямоугольной формы, с размерами 16,10 м х 13,10 м и высотой 7,14 м. Фундаменты - бетонные. Полы - бетонные. Перекрытия - плиты бетонные. Наружные стены здания - кирпичные, снаружи отделаны панелями из металлического сайдинга. Крыша - плоская. Здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" от основного (главного) здания обеспечено: водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:130, общей площадью 1099 кв.м., земельном участке 74:36:0515001:2883, общей площадью 3296 кв.м. Уровень ответственности здания - пониженный. Степень огнестойкости здания - IV. Площадь здания 346,7 кв.м. Здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" возведено в 2013 году, хозяйственным способом, в соответствии с действующими требованиями технических регламентов, строительных норм и правил. Построенное нежилое здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований", здание относится к зданиям пониженного уровня ответственности. С учетом характера производственной деятельности АО "ЧРЗ "Полет", на территории предприятия установлен специальный пропускной режим, с круглосуточным дежурством персонала охраны в здании "Проходная "Центральная" (КПП-1)" с возможностью оформления пропусков для посетителей на территорию предприятия в течение рабочего дня. Здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" выполняет вспомогательную функцию по отношению к основному зданию "Производственный корпус N 44", используется в качестве пункта охраны и пропуска на территорию и с территории работников завода и посетителей и не предназначено для предпринимательских целей. В своем заключении ООО "Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом" указывает, что объект капитального строительства Здание "Проходная "Центральная" (КПП1)", по своим функциональным и строительно-эксплуатационным характеристикам, по своему расположению на земельном участке, не может быть использован для иной хозяйственной деятельности, кроме как помещение пункта охраны и пропуска лиц на территорию и с территории.
Нежилое здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" имеет прочную связь с землей посредством фундамента и относится к объектам капитального строительства; на основании проведенного обследования и своего функционального назначения, объект - нежилое здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)", общей площадью 346,7 кв.м, используемое в качестве контрольно-пропускного пункта; является объектом вспомогательного назначения по отношению к основному нежилому зданию Производственный корпус N 44, общей площадью 1313,6 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0515001:304 и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности; в соответствии с ГОСТ 27751 -88 "Надежность строительных конструкций и оснований", здание относится к зданиям пониженного уровня ответственности.
15.11.2018 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: г.Челябинск, Центральный район, ул.Тернопольская,6 кадастровым инженером подготовлен Технический план здания (т.1 л.д.14-26).
05.09.2019 АО "Челябинский радиозавод "Полет" обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности и государственном кадастровом учете на объект - нежилое здание Проходная "Центральная" (КПП-1), общей площадью 346,7 кв.м, расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, Тернопольская,6 (т.1 л.д. 13).
20.09.2019 уведомлением N 74/001/235/2019-5927 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлено на срок до 20.12.2019 в связи с тем, что заявленный к регистрации объект недвижимого имущества носит вспомогательный характер (т.1 л.д.12).
24.12.2019 Управление уведомило общество об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта: нежилое здание Проходная "Центральная" (КПП-1), общей площадью 346,7 кв.м, расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, Тернопольская,6, в связи с тем, что заявленный к регистрации объект недвижимого имущества носит вспомогательный характер. В уведомлении указано, что заключение N 161/18 от 18.07.20118 не позволяет сделать вывод о невозможности использования данного здания самостоятельно. Напротив, из представленного Проекта шифр 7448140733-68.13-АС, следует, что помещения, входящие в состав данного нежилого здания - проходная "Центральная" (КПП-1) имеют самостоятельное использование в качестве офисных помещений: комнаты контролеров, комната оформления пропусков, комната начальника пропусков (т.1 л.д.10-11).
Полагая отказ Управления в государственной регистрации права незаконным, общество "Челябинский радиозавод "Полет" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для регистрации прав на спорный объект как объект вспомогательного назначения, поскольку проектируемое здание не относится к пониженному уровню ответственности, ввиду предназначения для постоянного пребывания людей, имеет самостоятельное использование в качестве офисных помещений, обеспеченных коммунальными удобствами, располагается на различных земельных участках с основным зданием.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 и части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Из материалов дела следует, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности и государственном кадастровом учете на объект - нежилое здание Проходная "Центральная" (КПП-1), общей площадью 346,7 кв.м, расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, Тернопольская,6, общество ссылается на его вспомогательный характер ввиду предназначения для обеспечения пропускного режима на режимном предприятии (т.1 л.д. 13).
Указанное заявитель подтверждает заключением ООО "Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом" от 18.07.2018 N 161/18, из которого следует, что здание "Проходная "Центральная" (КПП-1)" является объектом вспомогательного назначения по отношению к основному нежилому зданию Производственный корпус N44, общей площадью 1313,6 кв.м с кадастровым номером 74:36:0515001:304 и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности; в соответствии с ГОСТ 27751 -88 "Надежность строительных конструкций и оснований", здание относится к зданиям пониженного уровня ответственности (т.1 л.д. 27-28).
В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
В соответствии с приказом Росстандарта от 11.12.2014 N 1974-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей, сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Согласно пункту 15 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещением с постоянным пребыванием людей является помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течении более чем двух часов.
Вместе с тем, из заключения N 161/18 от 18.07.2018 следует, что здание "Проходная "Центральная" (КПП-1) обеспечено водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством (т.1 л.д. 27-28), а согласно Проекту здания "Проходная "Центральная" (КПП-1)" шифр 7448140733-68.13-АС в состав здания включены помещения, предполагающие постоянное пребывание людей. В силу чего следует признать, что в анализируемом заключении 161/18 от 18.07.2018 отсутствуют нормативные и технические выводы, определяющие соответствие конструктивных элементов исследуемого здания пониженному уровню ответственности, что позволило бы квалифицировать его как объект вспомогательного значения.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, также свидетельствуют о возможности самостоятельного использования спорного объекта.
Из Проекта шифр 7448140733-68.13-АС усматривается наличие в составе двухэтажного нежилого здания - проходная "Центральная" (КПП-1) камеры хранения, комнаты контролеров, комнаты оформления пропусков, комната начальника пропусков, помещения гражданской обороны, комнаты переговоров, электрощитовой, двух санузлов, технических помещений (т.2 л.д. 34-64). Указанные помещения предназначены для размещения и организации службы охраны, осуществления иных видов деятельности (связанных с выполнением мероприятий гражданской обороны), что свидетельствует о дополнительном функциональном использовании, наряду с организацией в спорном помещении проходной предприятия.
Доказательств того, что осуществление производственной деятельности режимного объекта поставлено в зависимость от функций спорного объекта, равно как и невозможность эксплуатации здания проходной отдельно от производственного здания, материалы дела не содержат.
Само по себе установление на территории общества пропускного режима, не подтверждает обслуживающую либо эксплуатационную функцию проходной по отношению к основному зданию "Производственный корпус N 44".
Наряду с изложенным, судом первой инстанции правомерно установлено размещение здания проходной на двух земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0515001:130; 74:36:0515001:2883, не имеющих связи со зданием "Производственный корпус N 44", что противоречит положениям статьей 134-135 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в назначении судебной экспертизы отклоняются апелляционным судом.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств, и при этом суд самостоятельно определяет достаточность доказательств.
В данном случае необходимость проведения экспертизы отсутствует, поскольку дело может быть рассмотрено на основании представленных сторонами доказательств.
Поскольку отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не может быть признан необоснованным, заявленное обществом "ЧРЗ "Полет" ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на стадии апелляционного производства удовлетворению не подлежит.
Поскольку незаконность действий регистрирующего органа заявителем в порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана, в удовлетворении требований отказано обоснованно.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при недоказанности правовых оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
В силу подпунктов 3 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, оплаченная акционерным обществом "Челябинский радиозавод "Полет" платежным поручением N 8528 от 14.12.2020 на сумму 3 000 руб. государственная пошлина, подлежит возврату из федерального бюджета в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2020 по делу N А76-15042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Челябинский радиозавод "Полет" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15042/2020
Истец: АО "Челябинский радиозавод "Полет"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области