г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А56-84372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Тузова М.Н. по доверенности от 18.09.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36590/2020) Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 г. по делу N А56-84372/2019, принятое
по заявлению Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - заявитель, Организация, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - ответчик, Комитет) N от 19.06.2019 N007_2019-ИА.
Решением суда первой инстанции от 16.10.2020 г. в удовлетворении заявления Фонду отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.10.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, требования предписания не соответствуют действующему законодательству и налагают на Фонд не предусмотренные законом обязанности.
В судебном заседании представитель Фонда жалобу поддержал.
От Комитат поступил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонены, Комитета полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.06.2019 должностным лицом Комитета в июне 2019 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения Фондом ранее выданного в его адрес предписания от 11.03.2019 N 002_2019-ИА-3 по устранению нарушений, выявленных при проверке исполнения обязанностей регионального оператора, определенных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при выполнении работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Вокзальная ул., д. 4 (далее - МКД), срок исполнения которого истек 30.05.2019.
В ходе данной проверки должностным лицом Комитета проведен визуальный осмотр, в результате которого установлено, что старая проводка демонтирована не в полном объеме, защитные кожухи кабелей этажных стояков не окрашены, контур заземления и молниезащита не исполнены. Комитет также установил отсутствие согласования перечня и сроков выполнения работ между Организацией и подрядной организацией, а также отсутствие должного контроля со стороны регионального оператора за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 19.06.2019 N 007_2019-ИА.
В связи с выявленными нарушениями Комитет выдал Фонду предписание от 19.06.2019 N 007_2019-ИА, которым в срок до 05.08.2019 предписано обеспечить устранение нарушений и завершение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения привлеченными подрядными организациями в многоквартирном доме, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ согласно пункту 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ с подписанием актов приемки работ (КС-2).
Полагая вынесенное предписание незаконным, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Деятельность региональных операторов, обеспечивающих проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регламентирована положениями ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в статье 180 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как предусмотрено частью 2 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (пункт 4); нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11).
В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения в соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 к названным Правилам.
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы, капитальный ремонт проводится в целях нормального функционирования всех инженерных систем и иного общего имущества собственников помещений в МКД.
В силу пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и порядок выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Судом первой инстанции установлено, что МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 гг., утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 N 508. Работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в МКД запланированы на период 2017-2019 гг.
Между Организацией и ООО "ТВК-инжиниринг" 06.07.2018 заключен договор N 2018-137 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домом расположенных на территории Ленинградской области.
При проверке исполнения деятельности Регионального оператора при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома Инспекцией установлено, что работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в сроки, установленные договором подряда от 06.07.2018 N 2018-137, не завершены.
Организации выдано предписание от 11.03.2019 N 002_2019-ИА-3, которым предписано в срок до 30.05.2019 завершить работы по капитальному ремонту сетей электроснабжения и осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ с подписанием актов приемки (КС-2).
В ходе проверки в июне 2019 года административным органом выявлено неисполнение предписания от 11.03.2019 N 002_2019-ИА-3.
В соответствии с письмами Организации от 30.05.2019 N 4-4347/2019; от 18.06.2019 N И-5018/2019 ремонт сетей электроснабжения не завершен ввиду незаконченности ремонта фасада здания и наличием неразобранных строительных лесов, установленных для ремонта фасада здания. Работы по капитальному ремонту сетей электроснабжения планируется завершить в срок до 01.07.2019 г.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемое предписание не отвечает условию законности и исполнимости, поскольку сроки работ по договору являются предметом регулирования гражданского законодательства и не являются предметом строительного контроля. Нарушения сроков по договору не может являться основанием для выводов о ненадлежащем осуществлении контроля со стороны Фонда.
Указанные доводы суд апелляционной инстанции полагает ошибочными.
В материалы дела представлен договор N 2018-137 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 06.07.2018, который правильно квалифицирован судом первой инстанции как договор подряда. Данный договор заключен НО "Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (заказчик) и ООО "ТВК-инжиниринг" (подрядчик). Согласно пункту 1.1 заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области по адресам, указанным в адресном перечне и расчете стоимости выполнения работ (приложение N 2 к договору).
В силу пункта 2 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на заказчика (в данном случае заявителя) возлагается обязанность по организации и осуществлению приемки выполненных работ.
Согласно пункту 4 статьи 753 названного Кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, именно Фонд, как заказчик по договору подряда, в соответствии с действующим законодательством и договором подряда обязан контролировать и выявлять отступления от плана на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, нести ответственность за качество и своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка Фонда на пункт 223 Положения N 615 в части возможности продления сроков проведения работ по заключенному договору при обстоятельствах, поименованных в указанном пункте, также отклоняется апелляционным судом, поскольку данная возможность может быть реализована только лишь путем подписания дополнительных соглашений к договору.
При этом, какие-либо соглашения к договору в части продления сроков выполнения работ в материалах настоящего дела отсутствуют.
Более того, по мнению апелляционной коллегии, Комитет правомерно руководствовался договором подряда, а не Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2018 N 475 "О Краткосрочном плане реализации в 2017, 2018 и 2019 годах Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области", поскольку региональный оператор выполняет свои функции, в том числе путем привлечения иных лиц на основании гражданско-правовых договоров. В соответствии с Постановлением Правительства N 615 подрядной организацией определено ООО "ТВК-инжиниринг". Таким образом, с учетом заключенного договора Комитет правомерно учитывал сроки, указанные в договоре, а не определенные Постановлением N 475.
Вместе с тем, по результатам осмотра общего имущества МКД государственным жилищным инспектором Ленинградской области установлено, что в установленные сроки работы выполнены не в полном объеме. Акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (КС-2) по капитальному ремонту фасада Фондом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ не подписаны и не представлены, таким образом, работы считаются незавершенными и Фондом у подрядной организации в установленном порядке не приняты.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает оспариваемое предписание соответствующим критериям законности и исполнимости, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании платежного поручения от 30.07.2020 N 12898.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2020 года по делу N А56-84372/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Возвратить Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" из федерального бюджета РФ 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной платежным поручением от 30.07.2020 N 12898.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84372/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", НО "Фонд капитального ремонта Ленинградской области", НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ленинградской области"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ