г. Ессентуки |
|
8 февраля 2021 г. |
Дело N А77-555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.11.2020 по делу N А77-555/2020 (судья Исмаилов Р.В.)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление") обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Чеченской Республики (далее - Служба госжилнадзора) о признании недействительным предписания от 10.09.2020 N 68-ВП-БХ/20.
Решением суда от 25.11.2020 в удовлетворении заявленных требований ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованность оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Надлежащим субъектом по оспариваемому предписанию является Министерство обороны Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
10.09.2020 должностным лицом Службы госжилнадзора проведена внеплановая проверка исполнения ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" ранее выданного предписания от 30.06.2020 N 58-ВП-БХ/20 (л.д.69-70). Срок исполнения предписания от 30.06.2020 N 58-ВП-БХ/20 был установлен до 30.07.2020. Проверка проведена на основании распоряжения от 09.09.2020 N 68-ВП/20 (л.д.65-68).
В ходе проведенной проверки установлено, что предписание от 30.06.2020 N 58-ВП-БХ/20 не исполнено.
10.09.2020 составлен акт проверки N 68-ВП-БХ/20 (л.д.71-73).
10.09.2020 Службой госжилнадзора выдано предписание N 68-ВП-БХ/20 (л.д.74-75), которым заявителю в срок до 20.10.2020 предписано: 1. Произвести расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ с указанием источников покрытия таких расходов (пункт 4 раздела 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416); 2. Принять меры для установки в многоквартирных домах приборов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и тепловой энергии.
Несогласие с названным предписанием от 10.09.2020 N 68-ВП-БХ/20 послужило основанием для обращения ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 указанного Кодекса.
Иные способы управления, а также механизмы выбора иных способов управления, для подобных случаев законодательство не предусматривает.
Из содержания письма ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 17.09.2019 (исх.N 370/С/5/9-622) следует, что на основании договора управления жилищным фондом от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01 жилищно-коммунальная служба N 9 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" осуществляет управление специализированным жилищным фондом (перечень домов указан в приложении к письму) (т.1, л.д. 42-44). При заключении договора установлен размер платы за оказание услуг и выполнение работ, входящих в перечень услуг (работ).
Вместе с тем, обоснованность указанного в договоре управления размера платы, не представлена в Службу госжилнадзора. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" не представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность примененного размера платы за оказание услуг и выполнение работ, входящих в перечень услуг.
Соответственно, у надзорного органа имелись достаточные правовые и фактические основания для выдачи в адрес ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" оспариваемого предписания (пункт 1).
Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета энергии.
Пунктом 10 Правил N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 6, подпункта "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11, подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и положениями Закона N 261-ФЗ установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, имеются правовые основания для выдачи Службой госжилнадзора в адрес ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" оспариваемого предписания (пункт 2).
Оценив доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание Службы госжилнадзора соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Довод ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" о том, что надлежащим субъектом по настоящему предписанию является Министерство обороны РФ, подлежит отклонению.
В соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России.
Основной целью деятельности ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России является управляющей организацией для многоквартирных домов, перечень которых указан в договоре управления жилищным фондом от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01.
По данному договору ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, как управляющая организация, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия для проживания военнослужащих и членов их семей, предоставлять им коммунальные услуги посредством заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами.
Ссылка ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в обоснование своей позиции на судебную практику не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные судебные акты приняты с учетом обстоятельств конкретных дел и не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора. При этом предметом рассматриваемого дела является оспаривание ненормативного правового акта Инспекции, а не гражданско-правовой спор, как приведено в указанных заявителем судебных актах.
Несогласие ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России с привлечение его к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, не служит основанием для вывода о недействительности оспариваемого, в рамках настоящего дела, предписания.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.11.2020 по делу N А77-555/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-555/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"" Минобороны России
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора ЧР
Третье лицо: Джамулаев Махмад Геланиевич