г. Красноярск |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А33-27286/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белоглазовой Е.В.,
судей: Бутиной И.Н., Яковенко И.В.,
при секретаре судебного заседания Рукосуева Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ФорТрейд" - Степанкова Л.В. (доверенность от 11.03.2020), министерства лесного хозяйства Красноярского края - Клюева А.И. (доверенность от 24.12.2020 N 86-015873),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФорТрейд" на решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" декабря 2020 года по делу N А33-27286/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФорТрейд" (ИНН 4217090430, ОГРН 1074217001451, далее - ООО "ФорТрейд", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - министерство, ответчик) об обязании осуществить замену лесных участков на аналогичные по своим количественным характеристикам, пригодным для освоения эксплуатационных лесов в соответствии с целями инвестиционной деятельности создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и заготовки древесины для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "ФорТрейд" "Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство истца об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц связи, чем нарушил право на защиту его законных интересов, кроме того, по мнению апеллянта, истец, будучи арендатором, вправе требовать от министерства произвести замену представленного арендатором имущества на основании статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку без изменения договоров аренды лесного участка невозможно исполнить утвержденный и согласованный инвестиционный проект.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, представил письменные возражения, в которых указал, что изменение предмета договора или замена лесных участков возможна только в случае изменения концепции инвестиционного проекта с соответствующей заменой заявителем участков.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 20.10.2016 N 431-од утверждена заявка ООО "ФорТрейд" от 01.02.2016 для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске".
Приказом Минпромторга России от 15.11.2016 N 4022 инвестиционный проект ООО "ФорТрейд" "Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании приказа министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.11.2016 N 4022 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказа министерства лесного хозяйства Красноярского края от 20.10.2016 N 431-од по приоритетному инвестиционному проекту в области освоения лесов "Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске" истцом и ответчиком заключены договоры аренды лесных участков:
1) договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 12.04.2018 N 16/1-и, согласно которому министерство лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) передает ООО "ФорТрейд" (арендатору) во временное пользование лесные участки, расположенные в Ермаковском районе Красноярского края; общая площадь переданных лесных участков составляет 40 406 га; ежегодная арендная плата составляет 2 112 903 рубля.
2) договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.07.2019 N 16/3-и, согласно которому министерство лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) передает ООО "ФорТрейд" (арендатору) во временное пользование лесные участки, расположенные в Каратузском районе Красноярского края; общая площадь переданных лесных участков составляет 27 285 га; ежегодная арендная плата составляет 5 887 819 рубля.
В приложениях N 2 к договорам содержатся характеристики переданных в аренду лесных участков, в том числе отнесенные к эксплуатационным и защитным лесам.
Приказами министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25.12.2018 N 3507-ГЛР/Э и от 25.12.2018 N 3507-ГЛР/Э утверждены положительные экспертные заключения на проекты освоения лесов к договорам.
Согласно проектам освоения лесов по договору N 16/1-и в эксплуатационных лесах запроектированы сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений (таблица 27), и рубки ухода (таблица 23 - проходные, прореживания), в том числе в защитной части лесов; по договору N 16/3-и в эксплуатационных лесах запроектированы сплошные и выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений (таблица 27), в защитной части лесов какие-либо рубки не предусматриваются.
Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 06.05.2020 N 86-900-од внесены изменения в приказ министерства лесного хозяйства Красноярского края от 21.09.2018 N1379-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Ермаковского лесничества", размещен на официальном портале правовой информации Красноярского края - с адресом http://zakon.krskstate.ru/0/doc/66237.
Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 10.02.2020 N 86-256-од внесены изменения в приказ министерства лесного хозяйства Красноярского края от 13.09.2018 N 1340-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Каратузского лесничества", размещен на официальном портале правовой информации Красноярского края - http://zakon.krskstate.ru/0/doc/64394.
На переданных в аренду лесных участках произрастает сосна кедровая сибирская (микропопуляция черневых кедровников) Pinus sibirica Du Tour, являющаяся уязвимой, сокращающей численность популяцией. Мерами охраны мест концентрации микропопуляции черневого кедра являются присоединение их к природному парку "Ергаки" с целью организации охранного режима, а также запрет на осуществление рубок, если они не имеют защитного для кедра значения. Указанный вид лесных насаждений - сосна кедровая сибирская (микропопуляция черневых кедровников) Pinus sibirica Du Tour включен в список дикорастущий растений и грибов, включенных в Красную книгу Красноярского края (том 2 раздел 2 "Голосеменные").
Письмом от 19.05.2020 N 66 истец просил ответчика рассмотреть вопрос предоставления ООО "ФорТрейд" других аналогичных лесных участков, на которых возможно фактически вести хозяйственную деятельность, а также вопрос о перерасчете арендной платы с учетом того, что часть лесных участков не пригодна для ведения хозяйственной деятельности.
Письмом от 03.07.2020 N 86-07874 министерство лесного хозяйства Красноярского края указало на отсутствие законодательно обоснованного решения о замене лесных участков, предоставленных для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в случае выявления произрастания на них деревьев, занесенных в Красную книгу, сообщило, что разъяснения будут запрошены в Минпромторге России.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Между сторонами заключены договоры аренды лесных участков, отношения по которым регулируются положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов, в частности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации).
На момент включения инвестиционного проекта истца в перечень приоритетных инвестиционных проектов действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение от 30.06.2007).
Ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 4 Положения от 30.06.2007).
Пунктом 5 Положения от 30.06.2007 предусмотрено, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (далее - заявка).
Согласно пункту 6 Положения от 30.06.2007 утверждение заявки осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 названного Положения.
Согласно пункту 8 Положения от 30.06.2007 заявка включает в себя, в том числе: проект перечня лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта (далее - перечень лесных участков), с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины.
Включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 10.2 настоящего Положения, уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 названного Положения. Договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения (пункт 15 Положения от 30.06.2007).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение от 23.02.2018), в связи с чем, постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утратило силу.
Подпунктами "д" и "е" пункта 4 Положения от 23.02.2018 предусмотрено, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов, который содержит сведения об объеме потребляемого сырья и размере расчетной лесосеки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Положения от 23.02.2018 акт об утверждении заинтересованным органом заявки потенциального инвестора на реализацию инвестиционного проекта также должен содержать перечень лесных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов.
В силу пункта 25 Положения от 23.02.2018 включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 Положения.
Порядок внесения изменений в инвестиционный проект установлен в пунктах 28 - 30 Положения и заключается в подаче инвестором в заинтересованный орган соответствующей заявки, ее согласование Федеральным агентством лесного хозяйства, утверждение согласованной заявки об изменении инвестиционного проекта заинтересованным органом и внесение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации изменений в состав сведений об инвестиционном проекте.
Пунктом 31 Положения от 23.02.2018 предусмотрено, что заинтересованный орган в случае уточнения количественных и качественных характеристик лесных насаждений в ходе проведения лесоустроительных мероприятий, а также границ лесных участков при проведении государственного кадастрового учета в период реализации инвестиционного проекта вправе принять решение о внесении изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в части выделения дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье, либо в части исключения лесных участков - в случае превышения утвержденной годовой потребности в древесном сырье. Замена лесных участков в рамках утвержденной годовой потребности в древесном сырье, за исключением лесных участков, договоры аренды лесных участков по которым не заключены, не допускается.
Исходя из вышеприведённого нормативно-правового регулирования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что включение в инвестиционный проект дополнительных лесных участков является изменением его условий.
Принимая во внимание специальное правовое регулирование приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в соответствии с которым замена лесных участков не допускается, суд первой инстанции правомерно признал не подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования об обязании министерства осуществить замену лесных участков на аналогичные по своим количественным характеристикам, пригодным для освоения эксплуатационных лесов в соответствии с целями инвестиционной деятельности создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и заготовки древесины для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "ФорТрейд" "Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске".
С учётом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований суд апелляционной инстанции считает необоснованными и подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и изложенные без учета цели предоставления лесных участков - реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях норм права, повлиявших на исход дела.
Довод заявителя жалобы о нерассмотрении судом первой инстанции его ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц связи рассмотрен судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, указанное ходатайство истца судом первой инстанции не разрешено.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не повлекло принятие неправильного решения по делу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определением от 08.10.2020 исковое заявление принято к производству суда, предварительное судебное заседание назначено на 06.11.2020, указанное определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле; определением от 06.11.2020 предварительное судебное заседание отложено на 30.11.2020, суд предложил истцу представить в материалы дела возражения на отзыв, иные доказательства, на которые истец ссылается как на основание своих требований, данное определение направлено лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru).
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что общество с ограниченной ответственностью "ФорТрейд" извещено о судебном заседании надлежащим образом; являясь истцом, в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано отслеживать информацию о движении дела, с использованием любых источников такой информации и любых средств связи; истец, располагая информацией о назначении предварительного заседания, об отложении предварительного заседания, ни в одно судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания либо повторное ходатайство о назначении судебного заседания с использованием систем видео-конференц связи не заявлял.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" декабря 2020 года по делу N А33-27286/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Белоглазова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27286/2020
Истец: ООО "ФОРТРЕЙД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ