город Воронеж |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А64-2325/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Курьянова Е.Н., представитель по доверенности от 07.02.2020 N 20, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис": представитель не явился, отсутствуют доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2020 по делу N А64-2325/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ОГРН 1186820002050, ИНН 6829140515) о взыскании финансовой санкции в сумме 9 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Фонд, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - Общество, страхователь) о взыскании с финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за отчетный период - октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также сведения о застрахованных лицах за 2018 год, в общей в сумме 9 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2020 в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о пропуске сроков для взыскания финансовых санкций, а также настаивает на наличие оснований для взыскания с Общества финансовых санкций.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя стороны.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции 26.01.2021 проходило с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Фонда, явившегося в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований Фонда.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройсервис" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Фондом в отношении Общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки установлено, что ООО "Стройсервис" представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года с типом "исходная" и "дополняющая" по телекоммуникационным каналам связи 08.05.2019, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
По итогам проверки составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.07.2019 N N 079S18190004281, 079S18190004282, 079S18190004283, 079S18190004284, 079S18190004285, 079S18190004286, 079S18190004279, 079S18190004280.
По результатам проведенной проверки Управлением приняты решения от 22.08.2019 N N 079S19190004466, 079S19190004467, 079S19190004468, 079S19190004469, 079S19190004470, 079S19190004471, 079S19190004464, 079S19190004465 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 9 000 руб.
19.09.2019 в адрес Общества выставлены требования N N 079S01190004799, 079S01190004800, 079S01190004801, 079S01190004802, 079S01190004803, 079S01190004804, 079S01190004797, 079S01190004798 об уплате финансовых санкций.
Неуплата ответчиком финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2020 по делу N А64-1609/2020 Фонду отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В связи с указанными обстоятельствами Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции в порядке искового производства.
Отказывая в удовлетворении требований Фонда о взыскании финансовой санкции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что шестимесячный срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, истек на момент обращения заявителя в суд, что исключает возможность для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении настоящего спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) указанные в данном пункте сведения.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) указанные в данном пункте сведения.
Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) был утвержден в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)").
Указанные сведения подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" - форме СЗВ-М.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Порядок привлечения страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, установлен статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, из смысла приведенных положений процедура привлечения обязанного лица к ответственности за неисполнение (ненадлежащее) исполнение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, как составной части законодательства об обязательном пенсионном страховании, регулируется положениями законодательства о налогах и сборах в части, не урегулированной Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Поскольку срок для обращения органа пенсионного фонда в суд за взысканием штрафных санкций положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен, то подлежит применению срок, установленный положениями налогового законодательства.
Так, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вместе с тем, осуществляя проверку на предмет соблюдения органом пенсионного фонда установленного законом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций (ч. 6 ст.215 АПК РФ) следует также учитывать разъяснения, изложенные в п.31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации". Согласно указанным разъяснениям при исчислении общей совокупности сроков, в пределах которой у органа пенсионного фонда сохраняется право на обращение в суд за взысканием финансовых санкций, следует учитывать, что несоблюдение при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию финансовых санкций в принудительном порядке, а соответствующие сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами закона ( положениями Федерального закона N27-ФЗ и НК РФ).
При исчислении указанной совокупности сроков судом также учитываются положения п. 2 статьи 88 НК РФ, которыми установлен трехмесячный срок для проведения проверки со дня представления декларации (в рассматриваемом случае сведений), и положения п. 1 статьи 100 НК РФ предусматривающих составление акта в течение 10 дней после окончания проверки.
При этом, момент начала течения срока указанного срока определяется моментом представления соответствующих сведений, а не с датой, когда такие сведения должны быть представлены в силу закона.
В рассматриваемом случае общая совокупность сроков, в пределах которой орган пенсионного фонда вправе обратиться в суд подлежит исчислению следующим образом: 3 месяца на проведение камеральной проверки представленных сведений, 10 дней на составление акта проверки, 5 дней на вручение ( направление) акта, 6 дней на получение акта( в случае направления его по почте), 15 дней на представление возражений по акту проверки, 10 дней на рассмотрение акта и возражений и принятие решения ( 1 месяц в случае продления срока), 5 дней на вручение ( направление) решения, 6 дней на получение решения( в случае направления его по почте), 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на направление требования об уплате финансовой санкции, 6 дней на получение страхователем требования ( в случае направления требования по почте), 10 дней на исполнение требования ( если более продолжительный срок не установлен в требовании), 6 месяцев на обращение органа пенсионного фонда в суд.
Из материалов дела усматривается, что с учетом даты выявления нарушения, срока проведения проверки, срока направления акта, даты вручения акта по почте, срока на представление возражений, срока вынесения решения, срока направления и получения решения, срока формирования требования, срока его направления, а также срока уплаты по требованию, срок для обращения Фонда с соответствующим заявлением в суд нельзя считать пропущенным ( сводные данные по каждой форме сведений относительно дат совершения вышеуказанных действий и соответствующих сроков представлены суду апелляционной инстанции в табличной форме, отраженные в таблице данные подтверждаются материалами дела).
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года с типом "исходная" и "дополняющая" представлены с нарушением установленного срока.
Сторонами не оспаривается, что Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года с типом "исходная" и "дополняющая" - 08.05.2019.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт представления Обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года с типом "исходная" и "дополняющая" по телекоммуникационным каналам связи 08.05.2019, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
При таких обстоятельствах, требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 9 000 руб. подлежат удовлетворению.
Наличие обстоятельств, смягчающих ответственность общества, не установлено, в связи с чем, оснований для снижения размера финансовых санкций не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявления Фонда с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2020 по делу N А64-2325/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ОГРН 1186820002050, ИНН 6829140515) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) финансовую санкцию за непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за отчетный период - октябрь-декабрь 2018 года, январь-март 2019 года, а также сведения о застрахованных лицах за 2018 года, в общей в сумме 9 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ОГРН 1186820002050, ИНН 6829140515) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2325/2020
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
Ответчик: ООО "СТРОЙСЕРВИС"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд