г. Ессентуки |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А63-22137/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" - Кондратьева Ю.А. (по доверенности от 12.01.2021 N 75), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя - Васильева Е.В. (по доверенности от 11.09.2020 N 02-18/17), в отсутствие третьих лиц: Министерства финансов Ставропольского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2020 по делу N А63-22137/2019,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, заинтересованное лицо, инспекция) с требованиями о признании незаконными: актов налоговой проверки от 06.03.2019 N 47633 и N 47634; решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.04.2019 N 7279 и N 7281, в редакции решений управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 09.12.2019 N 08-21/036171, от 02.04.2020 N 08-19/008837@, от 12.10.2020 N 07-30/024307@; решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 06.03.2019 N 77 (с учетом уточнений).
Определением суда от 02.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Решением от 23.11.202020 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме. Суд указал, что согласно положениям ЖК РФ доходы в виде процентов, полученных от размещения денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, отнесены к средствам собственников при условии нахождения их на специальном счете. Положениями статьи 170 ЖК РФ проценты, начисленные за размещение денежных средств на счетах регионального оператора, к Фонду капитального ремонта не отнесены. Исходя из норм, закрепленных в данной статье, к Фонду капитального ремонта отнесены, в том числе, доходы, полученные от размещения средств Фонда капитального ремонта и проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора. Таким образом, проценты, начисленные за размещение денежных средств на счетах регионального оператора, не являются средствами собственников помещений и прямо не поименованы подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общем порядке в соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ
В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления. В обоснование заявителем указано, что оспариваемые акты являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку средства Фонда, формируемые на счете регионального оператора, в том числе проценты, полученные от размещения денежных средств в ПАО "Минбанк", могут быть использованы только по целевому назначению и не могут быть использованы владельцем счета по своему усмотрению. Инспекцией не учтены положения статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, в соответствии с которыми, средства в виде процентов, начисленных за пользование кредитными организациями денежными средствами, находящимся на счете регионального оператора являются Фондом капитального ремонтом, имеют целевое назначение и при ведении раздельного учета доходов (расходов) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В отзыве налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность определения суда.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" 21.11.2018 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за периоды 2017 год, 9 месяцев 2018 года. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки представленных уточненных деклараций ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя составлены акты от 06.03.2019 N 47633 и N 47634, вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.04.2019 N 7279 и N 7281.
Одновременно с этим, 20.02.2019 Фонд обратился в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций за аналогичные периоды.
Решением инспекции от 06.03.2019 N 77 в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) заявителю отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью решений налогового органа, заявитель обратился с жалобами в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - Управление).
По результатам рассмотрения жалобы на решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 06.03.2019 N 77 Управлением принято решение от 17.09.2019 N 08-21/027433 об отказе в ее удовлетворении.
По результатам рассмотрения жалоб заявителя на указанные выше акты налоговых проверок и решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности Управлением приняты решения от 09.12.2019 N 08-21/036171, от 02.04.2020 N 08-19/008837@, о частичной отмене решений налогового органа.
Также Управлением в порядке пункта 3 статьи 31 НК РФ принято решение от 12.10.2020 N 07-30/024307@ "О внесении изменений в решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя от 26.04.2019 N 7279 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
Полагая, что указанные акты проверок и решения инспекции являются незаконным и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований в части признания незаконными решений инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.04.2019 N 7279 и N 7281, решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 06.03.2019 N 77, суд правомерно руководствовался следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 248 НК РФ организации получают 2 вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Внереализационными доходами признаются, в том числе, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (пункт 6 статьи 250 НК РФ).
Следовательно, в случае размещения региональным оператором в российских кредитных организациях временно свободных средств фонда капитального ремонта, региональный оператор, как организация, будет иметь внереализационный доход в виде процентов по договору банковского вклада и будет обязан уплатить налог на прибыль.
При этом на основании п. 14 ст.250 НК РФ внереализационными доходами организации являются также доходы в виде целевых поступлений, целевого финансирования.
Проценты же, полученные от размещения временно свободных денежных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, не подпадают под эту категорию, и соответственно подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке согласно требованиям НК РФ.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в редакции действующей на момент предоставления отчетности за 2017 год, 9 месяцев 2018 года, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы относятся целевые денежные средства в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Статьей 169 ЖК РФ установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном ЖК РФ.
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование Фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. При формировании Фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
Согласно пункту 1 статьи 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В соответствии со статьей 179 ЖК РФ к имуществу регионального оператора отнесены счета регионального оператора.
Таким образом, в силу прямого указания в ЖК РФ проценты, начисленные за размещение денежных средств на счетах регионального оператора, являются денежными средствами жильцов при нахождении их на специальном счете.
Частью 1 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют Фонд капитального ремонта.
В силу части 7 статьи 170 и части 3 статьи 178 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) средства собственников помещений в многоквартирных домах, размещаемые на счете, счетах регионального оператора, также были отнесены к средствам Фонда капитального ремонта и могли быть использованы только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах, включая доходы, полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств Фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют Фонд капитального ремонта.
Таким образом, проценты, начисленные за размещение денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, в силу пункта 1 статьи 170 ЖК РФ, ни до возникновения спорных отношений, ни после, не образовали Фонд капитального ремонта, а значит, не являются средствами собственников помещений и подлежат налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке, то есть должны включаться в состав внереализационных доходов.
Указанный вывод косвенно подтверждается пояснительной запиской к проекту Федерального закона от 06.06.2019 N 137-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй НК РФ", в которой отмечалось, что в случае размещения региональным оператором в российских кредитных организациях временно свободных средств фонда капремонта, региональный оператор, как организация, будет иметь доход в виде процентов по договору банковского вклада и будет обязан уплатить налог на прибыль (размещено на официальном сайте https://sozd/duma.gov.ru).
Указанным Федеральным законом от 06.06.2019 N 137-ФЗ подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами: - "в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходов указанных специализированных некоммерческих организаций, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
Введенные Федеральным законом от 06.06.2019 N 137-ФЗ изменения вступили в силу с 01.01.2020.
В силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что указанные выше изменения в статью 251 НК РФ, вступившие в законную силу с 01.01.2020, не могут применяться к уточненным налоговым декларациям за 2017 год и 9 месяцев 2018 года, представленным НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
Согласно представленным заявителем оборотам счета 91 "Прочие доходы и расходы за 2016 год", оборотам счета 76.03 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам за 2016 год", регистру налогового учета "Внереализационные доходы" за 2016 год, решению Управления от 12.10.2020 N 07-30/024307, сумма начисленных Сбербанком России процентов от размещения денежных средств на депозитных счетах заявителя в 2016 году полностью учтена им в составе внереализационных доходов за 2016 год, которые включены в налогооблагаемую базу в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год.
Согласно материалам дела Филиал СКРУ ПАО "МИнБанк" письмом от 22.11.2019 N 45-10-1658 сообщил на требование налогового органа N 9258 от 19.11.2019 о сумме процентов, начисленных за размещение денежных средств НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на счете N 41904810100450000001: за 2017 год - в размере 25 205,48 рубля, за 9 месяцев 2018 года - в размере 1 121 643,84 рубля.
Согласно представленным НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" оборотам счета 76.08 "Расчеты с банком по процентам по взносам на капитальный ремонт за 2017 год, 9 месяцев 2018 года", регистру налогового учета "Внереализационные доходы" за 2017 год, 9 месяцев 2018 года, информации представленной ПАО "МИнбанк", следует, что Фондом не учтена в составе внереализационных доходов за 2017 год, 9 месяцев 2018 года, сумма начисленных ПАО "МИнбанк" процентов по депозитным счетам Фонда в указанных выше размерах.
Таким образом, представляется обоснованным и соответствующим налоговому законодательству вывод суда первой инстанции, о том, что в рассматриваемом случае доходы Фонда в виде процентов, полученных от размещения временно свободных денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в размере 5 041,09 рубля за 2017 год (25 205,48*20%), в размере 224 328,77 рубля за 9 месяцев 2018 года (1 121 643,84*20%).
Таким образом, оспариваемые решения инспекции с учетом внесенных изменений вышестоящим налоговым органом соответствуют нормам налогового законодательства, выводы, изложенные в данных решениях, соответствуют установленным в результате проведения налоговых проверок обстоятельствам, подтверждаемых доказательствами, полученными в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконными решений инспекции от 26.04.2019 N 7279 и N 7281, решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 06.03.2019 N 77.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом определения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Не согласившись с актами актов налоговых проверок от 06.03.2019 N 47633 и от 06.03.2019 N 47634, Фонд оспорил их в рамках настоящего дела.
Апелляционный суд полагает, что данные требования не могут быть рассмотрены арбитражным судом, так как акты проверок сами не влияют на права и обязанности налогоплательщика, а только являются основанием для принятия решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, которые уже будут влиять на права и обязанности налогоплательщика, являясь ненормативными правовыми актами. Следовательно, производство по делу в части данных требований в соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ подлежало прекращению.
В связи с указанным решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными актов налоговой проверки от 06.03.2019 N 47633 и N 47634 инспекции, подлежит отмене по ч.3 ст.270 АПК РФ с прекращением производства по делу в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2020 по делу N А63-22137/2019 в части отказа в признании незаконными актов налоговой проверки инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя от 06.03.2019 N 47633 и N 47634 отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22137/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. СТАВРОПОЛЯ
Третье лицо: Министерство Финансов Ставропольского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК, Министерство Финансов СК