г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2021 г. N Ф05-8171/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А41-18771/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Хрисанфов К.П., по доверенности от 20.03.2020;
от ответчика: Убушаев Э.Н., по доверенности от 25.12.2020,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРЕСТСТРОЙИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2020 по делу N А41-18771/20, по иску ООО "ТРЕСТСТРОЙИНВЕСТ" к Администрации городского округа Химки МО, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТРЕСТСТРОЙИНВЕСТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать действия (бездействие) Администрации г.о. Химки Московской области по отказу в изменении вида разрешенного использования Земельного участка незаконным;
- возложить на Администрацию г.о. Химки МО обязанность по изменению ВРИ Земельного участка и приведению ВРИ Земельного участка в соответствие с Правилами землепользования и застройки территории г.о. Химки МО;
- обязать Администрацию г.о. Химки МО выдать ООО "ТрестСтройИнвест" соответствующее Постановление о подтверждении изменения вида разрешенного использования Земельного участка для направления в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, приведены в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная статья регулирует ограничения оборота земельных участков в части предоставления в частную собственность и не распространяются на правоотношения, возникающие в рамках изменения видов разрешенного использования согласно утвержденным правилам землепользования и застройки в полном соответствии с утвержденным градостроительным регламентом земельных участков, находящихся в собственности юридического лица.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден соответствующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, 02.12.2010 между Администрацией и обществом заключен Договор аренды земельного участка за N ЮА-166 в отношении земельного участка общей площадью 3 317 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер - 50:10:060205:166, адрес: Московская область, город Химки, микрорайон Сходня, на пересечении улиц Ленинградская и Горная, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.08.2019 по делу N А41-46991/19 утверждено мировое соглашение, по условиям которого арендатор принял на себя обязательства:
- Проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве 21 (двадцать одного) парковочного места, 3 из которых для автомобилей маломобильных групп населения по адресу: Московская область, г. о. Химки, мкр. Сходня, ул. Некрасова (напротив Никольского Храма Матроны Московской). Проектирование и строительство автомобильных парковочных мест, указанных в настоящем пункте должно быть завершено Ответчиком не позднее 3 месяцев с даты получения Разрешения на строительство здания автомойки с мини-кафе общей площадью 670,7 кв. м на земельном участке общей площадью 3317 кв. м, с кадастровым N 50:10:0060205:166 (пункт 2.4.1 мирового соглашения);
- Проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве 7 (семи) парковочных мест, 1 (одно) из которых для автомобилей маломобильных групп населения по адресу: Московская область, г. о. Химки, мкр. Планерная, строение 1 (напротив Никольского Храма). Проектирование и строительство автомобильных парковочных мест, указанных в настоящем пункте должно быть завершено Ответчиком не позднее 3 месяцев с даты завершения проектирования и строительства парковочных мест, указанных в пункте 2.4.1 настоящего мирового соглашения, но в любом случае не позднее 6 месяцев с даты получения Разрешения на строительство здания авто-мойки с мини-кафе общей площадью 670,7 кв. м на земельном участке общей площадью 3 317 кв. м, с кадастровым N 50:10:0060205:166 (пункт 2.4.2 мирового соглашения).
В соответствии с пунктом 2.5. соглашения администрация и общество приняли обязательства заключить в будущем Инвестиционное соглашение (далее - "Инвестиционное соглашение"), предметом которого будет являться проектирование и строительство объектов, сопутствующей инфраструктуры и благоустройства в соответствии с требованиями проектной документации действующей на момент заключения Инвестиционного соглашения в отношении земельного участка с кадастровым N 50:10:0060205:166.
Во исполнение указанного пункта 06 ноября 2019 года между Администрацией и ООО "ТСИ" было заключено Соглашение за N 744 о реализации проекта по строительству здания авто-мойки с мини-кафе с сопутствующей инфраструктурой.
В целях реализации Инвестиционного соглашения общество обратилось в администрацию по изменению разрешенного вида использования земельного участка с вида - "для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса" на вид - "объекты придорожного сервиса".
24.12.2019 администрация ответила отказом, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что удовлетворение настоящих требований будет подменять собой установленную законом процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, изначально заявитель обратился за предоставлением правильной, применимой к нему государственной услуги в порядке соответствующего Регламента, иного способа обращения в рамках иного административного регламента для него законодательством не предусмотрено.
Договор аренды заключен во исполнение Постановления Администрации от 29 октября 2010 года за N 1468 "О предоставлении в аренду ООО "ТСИ" земельного участка, расположенного но адресному ориентиру: МО. г. Химки, микрорайон Сходня, на пересечении ул. Ленинградская и ул.Горная".
Договор аренды между ООО "ТСИ" и Администрацией был заключен не на торгах.
Согласно пункту 1.2 Договора аренды государственная собственность на Земельный участок не разграничена.
Решением Совета Депутатов от 27.12.2017 года за N 15/15 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области (далее также - ПЗЗ) текущий вид ВРИ Земельною участка не соответствует им.
Соответственно, требуется приведение ВРИ в соответствие с указанными Правилами.
Исходя из этого, применительно к правовой ситуации ООО "ТСИ" подлежит применению утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений МО от 26.12.2018 года за N 15ВР-1814 Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков. государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Регламент).
В соответствии с разделом 6 Регламента Заявитель обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги (пункт 6.1.3) за внесением изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением ВРИ.
ООО "ТСИ" не имело возможность обратиться по какому-либо другому Административному регламенту т.е. за получением второй из двух возможных государственных услуг.
В частности, Распоряжением Министерства имущественных отношений МО от 30.11.2017 года за N 13ВР-1771 также утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Принятие решения об изменении, установлении, установлении соответствия ВРИ земельных участков".
Однако, в силу пункта 1.2 вышеуказанного Административного регламента его действие не распространяется на случаи, когда в отношении территории, на которой расположен Земельный участок, разработаны и утверждены 1133 и границы территориальных зон указанных документов внесены в ВГ'РИ.
Решением Совета Депутатов от 27.12.2017 года за N 15/15 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области.
Наряду с этим Главным управлением архитектуры и градостроительства МО подготовлен Градостроительный план земельного участка от 04.05.2018 года за N Р04635- 18ВХ/Г ПЗУ.
Из Градостроительного плана земельного участка от 04.05.2018 года за N Р04635- 18ВХ/ГПЗУ (далее также - ГПЗУ) видно, что Земельный участок расположен в территориальной зоне: 0-1 - многофункциональная общественно-деловая зона.
Указанная зона установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.
Таким образом, из ГПЗУ следует, что заявитель просил об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в рамках основных видов разрешенного использования.
Кроме того, обществом реализовано право на обращение с заявлением о предоставлении государственной услуги в электронном виде, исключающем для заявителя возможность каким-либо образом изменять либо прикладывать иные документы и сведения, кроме тех, предоставление которых предусмотрено программным образом.
Для ООО "ТСИ" - как арендатора земельного участка на портале государственных услуг реализовано предоставление всего 2 (Двух) государственных услуг применительно к ситуации изменения ВРИ:
1 "Предоставление земельных участков без проведения торгов" с целью "внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка",
2 "Установление соответствия вида разрешенного использования классификатору".
ООО "ТСИ", по указанию Администрации, обратилось за предоставлением второй возможной государственной услуги - "Установление соответствия вида разрешенного использования классификатору".
При формировании заявки на данную услуги возникает необходимость получения от собственника земельного участка согласия на изменение и приведение в соответствие ВРИ.
14 августа 2020 года общество обратилось к Администрации с просьбой о выдаче согласия на изменение вида разрешенного использования.
Письмом за N 132ИСХ-11140 от 31.08.2020 Администрация, ответила на данное письмо, указав:
"в целях изменения ВРИ Вам необходимо обратиться за предоставлением государственной услуги ""Предоставление земельных участков без проведения торгов" цель "внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка".
"в целях установления соответствия вида разрешенного использования Вам необходимо обратиться за предоставлением государственной услуги "Установление соответствия ВРИ классификатору".
Таким образом, заявитель, получив отказ в предоставлении второй из двух возможных государственных услуг, которые ему могут быть предоставлены, использовал все способы реализации своих прав в административном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что отказ администрации в изменении ВРИ земельного участка является незаконным, необоснованным и нарушающим право и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы общества по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы относятся на администрацию.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2020 по делу N А41-18771/20 отменить, требования удовлетворить.
Признать действия (бездействие) Администрации городского округа Химки Московской области по отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060205:166 незаконным.
Возложить на Администрацию городского округа Химки Московской области обязанность по изменению ВРИ Земельного участка и приведению ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060205:166 в соответствие с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Химки Московской области.
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Трестстройинвест" соответствующее Постановление о подтверждении изменения вида разрешенного использования Земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060205:166 для направления в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Взыскать с Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "ТРЕСТСТРОЙИНВЕСТ" расходы по уплате госпошлины в сумме 6000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18771/2020
Истец: ООО "ТРЕСТСТРОЙИНВЕСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г.О ХИМКИ МО
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация г.о Химки МО
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24207/2021
04.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8171/2021
10.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16211/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-18771/20