г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2021 г. N Ф07-3628/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А56-92400/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Чугунков П.И. (доверенность от 03.02.2020)
- от ответчика: Слепченок В.О. (доверенность от 13.07.2020)
- от 3-го лица: не явились (извещены)
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-31366/2020, 13АП-31369/2020) товарищества собственников жилья "Российский -14" и государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2020 по делу N А56-92400/2017,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к товариществу собственников жилья "Российский -14"
по встречному иску товарищества собственников жилья "Российский-14" к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о признании незаконными начислений по коммунальным услугам за ГВС (в т.ч. тепловые потери) и нежилой фонд;
о признании незаконными начислений по коммунальным услугам по отоплению;
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
3-и лица:
1) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
2) Жилищный комитет
3) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
4) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, ГУП ТЭК) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к товариществу собственников жилья "Российский-14" (далее - Товарищество, ТСЖ) о взыскании 476 318,51 руб. задолженность за потребленную тепловую энергию в период с марта 2017 по июнь 2017; 398 290,06 руб. неустойки за период просрочки с 16.05.2017 по 03.04.2018, исходя из дифференцированной ключевой ставки ЦБ РФ - 7,25%, а также неустойки, начиная с 04.04.2018 по день фактической оплаты основного долга, начисляемую на сумму 476 318,51 руб., исходя из пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 129-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 132 АПК РФ принят к производству встречный иск ТСЖ "Российский-14" к Предприятию о признании незаконными:
- начислений по коммунальным услугам за ГВС и нежилой фонд с марта по июнь включительно 2017 года на общую сумму 1 043 321 руб.;
- коммунальные услуги по отоплению - за период с марта по май включительно 2017 года на общую сумму 621 382,96 руб. ненадлежащими;
о взыскании 1 043 321 руб. неосновательного обогащения за период с марта по июнь включительно 2017 года,
о взыскании 621 382,96 руб. неосновательного обогащения по отоплению за период с марта по май включительно 2017 года,
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 106 411,55 руб.; процентов за пользование чужими денежными средствами на общую сумму 1 771 115,51 руб. и по дату фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- Комитет по Тарифам Санкт-Петербурга,
- Жилищный комитет,
- Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга,
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Определением от 12.03.2019 в одно производство объединены дела N N А56-92400/2017; А56-43467/2018; А56-96457/2018; А56-115371/2018 и А56-128606/2018.
Судом приняты уточнения основного и встречного исков согласно статье 49 АПК РФ:
- по основному иску рассматривались требования о взыскании 7 049 581,12 руб., состоящие из:
5 165 013,58 руб. - задолженности за потребленную тепловую энергию в период с марта 2017 года по июнь 2018 г.;
1 884 567,54 руб. - неустойки по закону за период просрочки с 15.04.2017 по 05.04.2020,
а также неустойки, начиная с 06.04.2020 по день фактической оплаты основного долга, исходя из доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа согласно пункту 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
- по встречному иску рассматривались требования о взыскании 4 800 664,73 руб., состоящие из:
3 633 914,21 руб. неосновательного обогащения за период с декабря 2015 по июнь 2016 года;
1 166 750, 52 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 27.04.2016 по 14.07.2020;
процентов, начиная с 15.07.2020 по день фактической оплаты суммы 3 633 914,21 руб.
Решением суда от 22.08.2020 требования Предприятия удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1 238 051,46 руб. задолженности за потребленную тепловую энергию в период с марта 2017 по июнь 2018 включительно; 1 009 271,41 руб. неустойки за период просрочки с 15.04.2017 по 05.04.2020, неустойка, начиная с 06.04.2020 по день фактической оплаты основного долга, исходя из доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа согласно пункту 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также 12 401 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В доход федерального бюджета с ответчика взыскано 6 168 руб. государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С Предприятия в пользу Товарищества взыскано 67 963, 32 руб. судебных расходов по судебной экспертизе.
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Товариществу из федерального бюджета возвращено 33 658 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ просит решение в части отказа в удовлетворении встречного иска отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Товарищества.
Податель жалобы указывает, что им представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии на стороне Предприятия неосновательного обогащения.
Также апелляционная жалоба подана представителем Предприятия, в которой последний просит решение изменить, удовлетворив его требования в полном объеме.
В судебном заседании каждая из сторон поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ просил приобщить отзыв.
Представитель Предприятия просил приобщить возражения на жалобу ответчика и дополнительные пояснения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ГУП "ТЭК" (энергоснабжающей организацией) и Товариществом (абонентом) заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.09.2008 N 8090.038.1 в соответствии с которым энергоснабжающая организация обеспечивает подачу (поставку) абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя) на точку поставки, а абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, горячую воду (теплоноситель), а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя).
В силу пункта 5.4. договора оплата платежного документа выставленного энергоснабжающей организацией в установленном пунктом 5.4. договора порядке производится исполнителем в течении пяти банковских дней с дня его выставления, в размере 100 % стоимости фактического объема поставленного ресурса.
В соответствии с распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р, от 19.12.2016 N 249-р, от 20.12.2017 N 240-р, в период 2016-2018 года установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданами тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в многоквартирных и индивидуальных домах в размере:
- 92,51 руб./куб.м и 1541,78 руб./Гкал в период с 01.07.2015 по 31.12.2015;
- 92,51 руб./куб.м. и 1541,78 руб./Гкал в период с 01.01.16 по 30.06.16;
- 97,32 руб./куб.м. и 1621,95 руб./Гкал в период с 01.07.16 по 31.12.16;
- 97,32 руб./куб.м. и 1621,95 руб./Гкал в период с 01.01.17 по 30.06.17;
- 100,72 руб./куб.м. и 1 678,72 руб./Гкал в период с 01.07.17 по 31.12.17;
- 100,72 руб./куб.м. и 1 678,72 руб./Гкал в период с 01.2018 по 06.2018.
ГУП "ТЭК" за период с марта 2017 по июнь 2018 года включительно отпустило тепловую энергию общей стоимостью 2 350 472,97 руб. и выставило к оплате соответствующие счета-фактуры, платежные требования.
Товарищество оплатило потребленную тепловую энергию не полностью и с просрочкой в оплате. По мнению ГУП "ТЭК" задолженность абонента составила 5 165 013, 58 руб.
На задолженность по оплате тепловой энергии, потребленной в спорный период, энергоснабжающая организация начислила неустойку в соответствии с пунктом 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В силу абзаца 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Из материалов дела (отчетов о теплопотреблении) следует, что многоквартирный дом оборудован ОДПУ, которые позволяют раздельно фиксировать потребление тепловой энергии на отопление в Гкал, а также количество потребленной воды по услуге ГВС в куб. м.
Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по горячему водоснабжению и оплачивается населением за кубический метр.
Между сторонами не имеется спора относительно объема поставленной горячей воды в куб. м и поставленной тепловой энергии на горячее водоснабжение в Гкал.
Спор возник, в том числе, связи с тем, что ресурсоснабжающая организация выставляет Обществу счета, в которых просит оплатить ресурс исходя из количества потребленных Гкал, а ТСЖ предъявляет населению плату за куб. м горячей воды.
Исходя из положений пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Согласно пункту 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета). В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды. Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет, в котором ответчик указал, излишне начисленную истцом плату за тепловую энергию за спорный период.
Представленный ответчиком контррасчет стоимости потребленной тепловой энергии в период с марта 2017 по июнь 2018 года в размере 1 238 051,46 руб. проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела и удовлетворения требований Предприятия в заявленном размере судом апелляционной инстанции не установлено.
Как указывает товарищество, если бы оно оплачивало горячую воду в руб./куб.м, то за период с декабря 2015 по февраль 2017 года оно оплатило бы меньше на 3 633 914,21 руб. Возникновение такой разности связано с тем, что тарифы для населения в руб./куб. определены Комитетом с использованием расчетной величины количества тепловой энергии (0,06 Гкал/куб.м), необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды.
В то же время между сторонами в спорный период не имелось разногласий относительно объема поставленного ресурса. Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало, что не распределило между конечными потребителями сверхнормативный расход тепловой энергии, израсходованный на горячее водоснабжение.
При таких обстоятельствах встречные требования ответчика о взыскании неосновательного обогащения и процентов на сумму неосновательного обогащения правомерно отклонены.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пунктам 3, 5 Постановления N 424, положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2020, взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт также приостанавливается до 01.01.2020.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Как разъяснено в пункте 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.04.2020, названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 Постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Таким образом, решение в части взыскания неустойки, начиная с 06.04.2020 по день фактической оплаты основного долга, исходя из доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа согласно пункту 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежит отмене.
В оставшейся части доводы жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2020 по делу N А56-92400/2017 отменить в части взыскания с товарищества собственников жилья "Российский-14" неустойки, начиная с 06.04.2020 по день фактической оплаты основного долга, исходя из доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа согласно пункту 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Во взыскании с товарищества собственников жилья "Российский-14" неустойки, начиная с 06.04.2020 по день фактической оплаты основного долга, исходя из доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа согласно пункту 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2020 по делу N А56-92400/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92400/2017
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург", ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТСЖ "Российский -14"
Третье лицо: Жилищный Комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Минюста России, ТСЖ НОРД