город Томск |
|
7 февраля 2024 г. |
Дело N А45-7294/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Лопатиной Ю.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (N 07АП-10994/2023) на решение от 20.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7294/2023 (судья Ануфриева О.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (г. Москва, ОГРН 1045207042528), к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Сузунская центральная районная больница" (р.п. Сузун, Новосибирская область), о взыскании штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 N 6 в сумме 540 608, 05 руб.,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Нициевская Татьяна Владимировна, доверенность 366/23 от 15.12.2023 паспорт, диплом (онлайн-заседание), Вилюга Анна Александровна, доверенность 334/23 от 15.12.2023 паспорт, диплом (онлайн-заседание)
от ответчика: Хлудов Евгений Юрьевич, доверенность - от 04.09.2023 паспорт, диплом (онлайн-заседание),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - ООО "СК "Ингосстрах-М", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Сузунская центральная районная больница" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 N 6 в сумме 540 608, 05 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.11.2023 (резолютивная часть объявлена 13.11.2023) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы штрафные санкции за ненадлежащее исполнение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 N 6 в сумме 29 602, 22 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 756 руб. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СК "Ингосстрах-М" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 511 002, 83 рублей и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что судом первой инстанции при вынесении решения по делу не применены положения приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок 36), действовавшего в спорный период, а также не учтены положения пункта 67 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС (Приказ фонда ОМС N230 от 01.12.2010 (далее - Порядок 230); наличие между истцом и ответчиком согласованного в договоре условия о праве СМО требовать уплаты медицинской организацией штрафов при выявлении любых нарушений (независимо от их характера) в размерах, в том числе со ссылкой на тарифное соглашение и правила ОМС, является безусловным правовым основанием для взыскания таких штрафов в порядке и размере, согласованных сторонами; все нарушения, отраженные в перечне оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшения оплаты медицинской помощи (приложение N 8 к Порядку 230, приложение N 8 к Порядку 36), независимо от их характера, законодателем императивно отнесены к числу нарушений, связанных с оказанием медицинской помощи; факт выявленных нарушений (неоказание медицинской помощи), правильность расчета штрафных санкций и их размер ответчиком не оспаривался, что согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ свидетельствовало о признании данных обстоятельств медицинской организацией.
От Учреждения в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что требования истца не имеют как фактических, так и материально - правовых оснований.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, страховая компания направила в адрес Медицинской организации следующие акты и предписания об оплате штрафа по медико-экономической экспертизе (далее - МЭЭ), по результатам которой были составлены акты МЭЭ, с указанием выявленных дефектов (нарушений) оказания медицинской помощи:
1) предписание N N 632-552-Э от 18.02.2029 об оплате штрафа за:
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы". Размер штрафа составил 36 202, 50 руб. (12 067, 50 руб. * 3);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" по 1 случаю. Размер штрафа составил 12 079, 51 руб.;
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 60 337, 50 руб. (12 067, 50 руб.*5);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту".
Размер штрафа составил 24 159, 02 руб. (12 079, 51 * 2).
Размер штрафных санкций по предписанию N N 632-552-Э от 18.02.2029 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.6.1., 4.6.2.) составил 132 778, 53 руб.
Предписание получено ответчиком 28.02.2019.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097510220, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097513634, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097925356, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097927730, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097927845, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097928374, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097935425, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097937205, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097939019, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097939623, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/097939650.
2) предписание N 632-678-Э от 22.05.2019 об оплате штрафа за:
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" по 1 случаю. Размер штрафа составил 13 334, 10 руб.;
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту".
Размер штрафа составил 93 338, 70 руб. (13 334, 10 * 7).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-678-Э от 22.05.2019 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.6.1., 4.6.2.) составил 106 672, 80 руб.
Предписание получено ответчиком 27.06.2019.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами: МЭЭ N N 4/2019/632/МЭЭ/52/2/098631985, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/098637181, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/099379786, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/099380379, 1/2019/632/МЭЭ/52/2/099385503, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/099388076, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/099388524, 4/2019/632/МЭЭ/52/2/099392062.
3) предписание N 632-756-Э от 19.07.2019 об оплате штрафа за:
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 69 984, 00 руб. (2 916, 00 руб. *24);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту".
Размер штрафа составил 2 916, 00 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-756-Э от 19.07.2019 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.1., 4.6.2.) составил 72 900, 00 руб.
Предписание получено ответчиком 13.08.2019.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актами N N МЭЭ 6/2019/632/МЭЭ/52/2/099632344, 6/2019/632/МЭЭ/52/2/099983603, 6/2019/632/МЭЭ/52/2/099639924, 6/2019/632/МЭЭ/52/2/099986475, 6/2019/632/МЭЭ/2/2/099984158, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099660896, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099381054, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099390937, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099379123, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099394876, 6/2019/632/МЭЭ/2/2/099984140, 6/2019/632/МЭЭ/2/2/099984164, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099661384, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099383560, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099390283, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099379397, 6/2019/632/МЭЭ/2/2/099984149, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099660777, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099380229, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099383573, 5/2019/632/МЭЭ/2/2/099383203, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099394858, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099394937, 6/2019/632/МЭЭ/52/2/099984364, 5/2019/632/МЭЭ/2/30/099394999.
4) предписание N 632-1151-Э от 14.01.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 1 913, 87 руб.
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 5 472, 00 руб. (2 736, 00 руб. *2);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" по 1 случаю. Размер штрафа составил 820, 80 руб.;
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 10 944, 00 руб. (2 736, 00*4).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-1151-Э от 14.01.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 1.1.3., 4.1., 4.6.1., 4.6.2.) составил 19 150, 67 руб.
Предписание получено 18.02.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102088578, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/101764134, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102642446, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102644047, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102642950, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102649238, 12/2019/632/МЭЭ/52/2/102649579, 12/2019/632/МЭЭ/55/1/004939831.
5) предписание N 632-14-Э от 13.02.2020 об оплате штрафа за:
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 5 472, 00 руб. (2 736, 00 руб. *2);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" по 1 случаю. Размер штрафа составил 820, 80 руб.;
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 10 944, 00 руб. (2 736, 00 руб.*4).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-14-Э от 13.02.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.1., 4.6.1., 4.6.2.) составил 17 236, 80 руб.
Предписание получено 24.03.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актами МЭЭ N N 1/2020/632/МЭЭ/52/2/102651039, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103178338, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103183960, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103191099, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103191104, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103178040, 1/2020/632/МЭЭ/52/2/103183962.
6) предписание N 632-95/1-Э от 30.04.2020 об оплате штрафа за:
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа". Размер штрафа составил 7 873, 20 руб. (874, 80 руб.*9);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 8 748 руб. (2 916, 00 руб.*3).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-95/1-Э от 30.04.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.6.1., 4.6.2.) составил 16 621, 20 руб.
Предписание получено ответчиком 26.05.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актами МЭЭ N N 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103581834, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103188717, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103583853, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103587126, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103589862, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103586837, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103589596, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103586831, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103186527, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103586834, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103587525, 2/2020/632/МЭЭ/52/2/103590455.
7) предписание N 632-160-Э от 13.05.2020 об оплате штрафа за:
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа". Размер штрафа составил 5 248, 80 руб. (874, 80 руб.*6);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 52 488, 00 руб. (2 916, 00*18).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-160-Э от 13.05.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.6.1., 4.6.2.) составил 57 736, 80 руб.
Предписание получено ответчиком 26.05.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актами МЭЭ N N 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103859790, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103860827, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104358165, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103597642, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103850864, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103852709, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103856594, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103860669, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/103852191, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103597314, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103850720, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103851980, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103856363, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103597734, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103851231, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103854427, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103859722, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103860266, 3/2020/632/МЭЭ/52/2/103864114, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104358218, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104360524, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104364338, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104364342, 4/2020/632/МЭЭ/52/2/104364367.
8) предписание N 632-235-Э от 08.06.2020 об оплате штрафа за:
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 2 916, 00 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-235-Э от 08.06.2020 по выявленным нарушениям (дефекты N 4.6.2.) составил 2 916, 00 руб.
Предписание получено ответчиком 11.06.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актом МЭЭ N /2020/632/МЭЭ/52/2/104361956.
8) предписание N 632-302-Э от 06.08.2020 об оплате штрафа за:
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 20 412, 00 руб. (2 916, 00 руб. *7);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа". Размер штрафа составил 2 624, 40 руб. (874, 80 руб.*3);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 8 748, 00 руб. (2 916, 00 руб.*3).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-302-Э от 06.08.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.1., 4.6.1., 4.6.2.) составил 31 784, 40 руб. Предписание получено ответчиком 18.08.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы, оформленной актами МЭЭ N N 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104356813, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104358274, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104842902, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104843083, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104843127, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105333882, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105334530, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105334883, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105339799, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105332803, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/104843011, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105333607, 6/2020/632/МЭЭ/52/2/105334809.
9) предписание N 632-355-Э от 07.09.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 2 103, 39 руб.
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 5 832, 00 руб. (2 9166, 00 руб. *2);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" по 1 случаю. Размер штрафа составил 874, 80 руб.;
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 5 832, 00 руб. (2 916, 00 руб.*2).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-355-Э от 07.09.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 1.1.3., 4.1., 4.6.1., 4.6.2.) составил 14 642, 19 руб.
Предписание получено ответчиком 15.09.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 7/2020/632/МЭЭ/52/2/104839263, 7/2020/632/МЭЭ/52/2/105335596, 7/2020/632/МЭЭ/52/2/105675803, 7/2020/632/МЭЭ/52/2/105339212, 7/2020/632/МЭЭ/52/2/105672000, 7/2020/632/МЭЭ/55/1/005105088.
0) предписание N 632-425-Э от 05.10.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 880, 86 руб. (440, 43 руб.*2);
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 1 468, 10 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-355-Э от 07.09.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 1.1.3., 4.1.) составил 2 348, 96 руб.
Предписание получено 13.10.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 8/2020/632/МЭЭ/52/4/105940997, 8/2020/632/МЭЭ/52/4/106207081, 8/2020/632/МЭЭ/52/4/106207080.
11) предписание N 632-482-Э от 06.11.2020 об оплате штрафа за:
- 4.1. "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин". Размер штрафа составил 11 664 руб. (2 916, 00 руб.*4);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" Размер штрафа составил 4 374, 00 руб. (874, 80 руб.*5);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 5 832, 00 руб. (2 916, 00 руб.*2).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-482-Э от 06.11.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.1., 4.6.1., 4.6.2.) составил 21 870 руб.
Предписание получено 19.11.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 9/2020/632/МЭЭ/52/2/105672079, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/105933648, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/105935142, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106332194, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106332213, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106334578, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106336706, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106337842, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/105931791, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106332054, 9/2020/632/МЭЭ/52/2/106332216.
12) предписание N 632-561-Э от 07.12.2020 об оплате штрафа за:
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа" Размер штрафа составил 7 873, 20 руб. (874, 80 руб.*9);
- 4.6.2 "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 5 832, 00 руб. (2 916, 00 руб.*2).
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-561-Э от 07.12.2020 по выявленным нарушениям (дефекты NN 4.6.1., 4.6.2.) составил 13 705, 20 руб.
Предписание получено 15.12.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (МЭЭ), оформленной актами МЭЭ N N 10/2020/632/МЭЭ/52/2/105336127, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106334126, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106602536, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106602963, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106602966, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106603063, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106603066, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106606516, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106611591, 10/2020/632/МЭЭ/52/2/106602538, 11/2020/632/МЭЭ/2/2/105930751.
Страховая компания направила в адрес Медицинской организации следующие акты и предписания об оплате штрафа по экспертизе качества медицинской помощи (далее - ЭКМП), по результатам которой были составлены акты ЭКМП, с указанием выявленных дефектов (нарушений) оказания медицинской помощи:
1) предписание N 632-1121-М от 09.01.2020 об оплате штрафа за:
- 3.6. "нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении (в том числе несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня), приведшее к удлинению сроков лечения и (или) ухудшению здоровья застрахованного лица". Размер штрафа составил 6 379, 55 руб. Размер штрафных санкций по предписанию N 632-1121-М от 09.01.2020 по выявленным нарушениям (дефект N 3.6.) составил 6 379, 55 руб.
Предписание получено 20.01.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актом N 12/2019/1/632/004939963/159/6.
2) предписание N 632-1204/1-М от 27.04.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 802, 80 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-1204/1-М от 27.04.2020 по выявленным нарушениям (дефект N 1.1.3.) составил 802, 80 руб.
Предписание получено 26.05.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актом N 12/2019/37/632/100928519/1/6.
3) предписание N 632-205-М от 08.06.2020 об оплате штрафа за:
- 3.6. "нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении (в том числе несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня), приведшее к удлинению сроков лечения и (или) ухудшению здоровья застрахованного лица". Размер штрафа составил 7 011,25 руб. Размер штрафных санкций по предписанию N 632-205-М от 08.06.2020 по выявленным нарушениям (дефект N 3.6.) составил 7 011, 25 руб.
Предписание получено 11.06.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актом N 4/2020/1/632/005050037/110/6. 4) предписание N 632-259-М от 07.07.2020 об оплате штрафа за:
- 3.6. "нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении (в том числе несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня), приведшее к удлинению сроков лечения и (или) ухудшению здоровья застрахованного лица". Размер штрафа составил 7 011, 30 руб. Размер штрафных санкций по предписанию N 632-259-М от 07.07.2020 по выявленным нарушениям (дефект N 3.6.) составил 7 011, 30 руб.
Предписание получено 15.07.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актом N 5/2020/1/632/005053908/110/42.
5) предписание N 632-398-М от 08.09.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 2 624, 40 руб. (874, 80 руб.*3);
- 4.6.1. "некорректное применение тарифа". Размер штрафа составил 2 624, 40 руб. (874, 80 руб.*3);
- 4.6.2. "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту". Размер штрафа составил 2 916, 00 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-398-М от 08.09.2020 по выявленным нарушениям (дефекты N 1.1.3., 4.6.1., 4.6.2.) составил 8 164, 80 руб.
Предписание получено 15.09.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актами N N 7/2020/2/632/104356009/13/6, 7/2020/2/632/104956869/13/6, 7/2020/2/632/104956923/13/6, 7/2020/2/632/103849312/13/6, 7/2020/2/632/104356751/13/6, 7/2020/2/632/104356774/13/6, 7/2020/37/632/104844327/1/6.
6) предписание N 632-519-М от 06.11.2020 об оплате штрафа за:
- 1.1.3. "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме". Размер штрафа составил 874, 80 руб.
Размер штрафных санкций по предписанию N 632-519-М от 06.11.2020 по выявленным нарушениям (дефект N 1.1.3.) составил 8 164, 80 руб.
Предписание получено 01.12.2020.
Нарушения установлены по результатам медико-экономической экспертизы (ЭКМП), оформленной актом N 9/2020/2/632/104356017/13/6.
03.10.2022 в адрес ответчика направлена претензия N 1063 об уплате штрафов в общем размере 540 608, 05 руб. Указанная задолженность признана ответчиком.
31.01.2023 истцом и ответчиком подписан акт сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 632.01.
Согласно расшифровке сумм задолженности по уплате штрафа к акту N 632.01 от 31.01.2023, в состав признанной ГБУЗ НСО "Сузунской ЦРБ" входят предписания, составляющие предмет настоящего иска.
В установленном законом порядке ответчик предписания не оспорил.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Порядок проведения контроля установлен приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию". Приказом N 36 предусмотрено, что за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация уплачивает штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи на основании предписания.
Судом из материалов дела установлено, что у ответчика страховой медицинской организацией проведены плановые проверки, по результатам которых были выявлены нарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, оформленные соответствующим актом, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи.
Подписание со стороны медицинской организации актов медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи без разногласий означает согласие с результатами экспертизы, в том числе с суммой наложенных на медицинскую организацию штрафных санкций.
При несогласии медицинской организации с актом, подписанный акт возвращается в страховую медицинскую организацию с протоколом разногласий.
Основанием для привлечения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Сузунская центральная районная больница" к ответственности в виде штрафа послужили нарушения, указанные в предписаниях N N N 632-552-Э от 18.02.2019, 632-678-Э от 22.05.2019, 632-756-Э от 19.07.2019, 632-1151-Э от 14.01.2020, 632-14-Э от 13.02.2020, 632-95/1-Э от 30.04.2020, 632-160-Э от 13.05.2020, 632- 235-Э от 08.06.2020, 632-302-Э от 06.08.2020, 632-355-Э от 07.09.2020, 632-425-Э от 05.10.2020, 632-561-Э от 07.12.2020, 632-1121-М от 09.01.2020, 632-1204/1-М от 27.04.2020, 632-205-М от 08.06.2020, 632-259-М от 07.07.2020, 632-398-М от 08.09.2020, 632-519-М от 06.11.2020, а именно: - 4.6.1. (код дефекта) "некорректное применение тарифа"; 4.6.2 (код дефекта) "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту"; 4.1. (код дефекта) "непредставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин"; 1.1.3. (код дефекта) "нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме"; 3.6. (код дефекта) "нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении (в том числе несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня), приведшее к удлинению сроков лечения и (или) ухудшению здоровья застрахованного лица".
Из представленных актов экспертиз следует, что за допущенные нарушения по кодам дефектов 4.1., 4.6.1., 4.6.2., 1.1.3., 3.6. медицинскому учреждению начислен штраф, а также применены иные меры финансовой ответственности в виде неоплаты, уменьшения оплаты медицинской помощи.
Согласно ч. 1. ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" N 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
В соответствии с ч. 2 указанной нормы, критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 3. ст. 64 указанного закона, ЭКМП, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
Приказ 203н, не предусматривает дефектов, на которые истец ссылается в обоснование своих требований.
Отказывая в иске в части, суд первой инстанции указал, что согласно положениям, изложенным в статьях 39, 41 Федерального Закона N 326-ФЗ, пунктах 66, 69 Порядка N 230, применение к медицинскому учреждению такой финансовой санкции как штраф предусматривается исключительно в случаях неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, в связи с чем, требование о начислении штрафа по кодам дефектов 4.1., 4.6.1., 4.6.2 в размере 511 002, 83 руб. не правомерно и удовлетворению не подлежит. Выводы соответствуют правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2020 3 303-ЭС20-4416 по делу N А51-10279/2019.
Оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд также принимает во внимание, что отношения сторон в спорный период были урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 годаN 6.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 Договора страховая медицинская организация (далее - СМО) при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в СМО и (или) уплаты медицинской организацией штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 ФЗ об ОМС.
В соответствии с частью 2 статьи 41 ФЗ об ОМС, пунктом 152 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, действовавших в спорный период, взаимные обязательства медицинских организаций и СМО, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами ОМС. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 ФЗ об ОМС.
Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденные приказом ФФОМС от 21.11.2018 N 247 предусматривают, что раздел "Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества" должен содержать применяемые к медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС, санкции за нарушения, выявленные при проведении контроля.
В свою очередь, Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденные приказом Минздрава России от 29.12.2020 N 1397н конкретизируют, что данный раздел должен содержать: сведения о перечне оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшения оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, устанавливаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.1 части 1 статьи 7 Закона об ОМС (далее - порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), методике исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и размеров уплаты штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, устанавливаемой Правилами ОМС; размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования по перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи; размеры штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи,
В спорный период на территории Новосибирской области действовали Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования в Новосибирской области от 29.12.2018 года (далее - Тарифное соглашение 2019 года), Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области от 28.01.2020 года.
В соответствии с разделом 4 Тарифного соглашения 2019 года, Тарифного соглашения 2020 года по результатам контроля к медицинским организациям применяются финансовые санкции в соответствии с перечнем санкций, применяемых к медицинским организациям по результатам контроля (приложение 8 к настоящему тарифному соглашению).
Указанный перечень содержит как перечень ситуаций, признаваемых нарушением/дефектом, так и подлежащие применению к медицинской организации виды санкций и их размер в случае выявления соответствующего нарушения/дефекта.
Таким образом, истцом к ответчику применены санкции в виде неоплаты и (или) штрафа в соответствии с положениями Правил ОМС и Тарифного соглашения, отсылку к которым содержит Договор (договор подписан ответчиком без разногласий) и часть 2 статьи 41 ФЗ об ОМС.
Более того, суд учитывает, что 03.10.2022 в адрес ответчика направлена претензия N 1063 об уплате штрафов в общем размере 540 608, 05 руб. Указанная задолженность признана ответчиком.
Также 31.01.2023 сторонами подписан акт сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 632.01.
На основании указанного истцом были заявлены требования о взыскании штрафа.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что имелись основания для применения ст. 333 ГК РФ, поскольку примененные санкции явно несоразмерны последствиям нарушения обязательств.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о снижении размера штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ. Истец возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.
В силу статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктами 1, 2 статьи 333 ГК РФ предусмотрено, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определённой договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Как указано в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
В связи с этим уменьшение неустойки на основании пункта 2 статьи 333 ГК РФ допускается, если должником будет доказано, что размер неустойки, определенный по согласованным сторонам или законом правилам, существенно превышает величину имущественных потерь, которые возникли или могут возникнуть у кредитора, в том числе, с учетом существа обязательства, в отношении которого начислена неустойка.
Если иное не вытекает из представленных доказательств, в качестве минимальной величины имущественных потерь кредитора, не требующей доказывания, принимается двукратный размер ключевой ставки Банка России, поскольку предполагается, что такую выгоду из неисполнения обязательства во всяком случае мог извлечь должник и возможности ее извлечения оказался лишен кредитор.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 22 ноября 2022 г. N 305-ЭС22-10240 N 305-ЭС22-10240, решая вопрос о снижении неустойки, суд не может не принимать во внимание обстоятельства, свидетельствующие о чрезмерности и обременительности неустойки в абсолютном и (или) относительном размерах как таковой, и должен учитывать обстоятельства, характеризующие поведение контрагента (в какой мере должник пренебрег возложенной на него обязанностью, частоту допускаемых им нарушений и их продолжительность и т.п.), иные подобные обстоятельства, позволяющие индивидуализировать применение меры ответственности.
Оценивая обременительность и чрезмерный характер неустойки, суд также принимает во внимание, каким образом было достигнуто соглашение о ее уплате между сторонами договора, в частности, если условия договора, определяющие правила начисления и (или) размер неустойки были навязаны экономически сильной стороной, для контрагента которой согласование иных условий являлось затруднительным (статья 428 ГК РФ, пункты 9 - 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления N 7).
При этом, апелляционный суд учитывает, что ответчиком является учреждение, финансируемое из средств соответствующего бюджета, оказывающее медицинские услуги населению, у которого, по мнению суда, отсутствует по существу возможность влиять на определение размеров базового показателя, используемого для исчисления штрафа.
Исчисление штрафа от суммы финансового обеспечения в год или подушевого норматива, по существу не позволяет индивидуализировать штраф при конкретном нарушении, зачастую носит несоразмерный, карательный характер. Так, например, из актов медико-экономической экспертизы следует, в большинстве случаев штраф существенно превышает сумму оплат.
Например, акт от 26.04.2029, устанавливает, что подлежит оплате сумма 361,02 руб., при этом установлен штраф 13334,10 руб. (л.д. 41 т.1), акт от 26.04.2029, устанавливает, что подлежит оплате сумма 438,60 руб., при этом установлен штраф 13334,10 руб.(л.д.45 т.1), и другие, что, по мнению суда, не отвечает принципу соразмерности допущенному нарушению. То есть, начисленные штрафы могут в 30 раз превышать суммы оплаты, при этом также применяется санкция в виде неоплаты или частичной оплаты оказанных услуг.
При этом, коды дефектов 4.1., 4.6.1., 4.6.2 непосредственно не указывают на некачественное оказание/неоказание самой медицинской услуги.
Кроме того, апелляционный суд учитывает социально значимый статус учреждения, бюджетное финансирование его деятельности, а также, отсутствие потерь и убытков у истца вследствие нарушений, допущенных ответчиком, которые подлежали бы покрытию взыскиваемым штрафом.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о несоразмерности штрафных санкций последствиям нарушения денежного обязательства, и о наличии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ, уменьшения размера подлежащей взысканию с ответчика неустойки до 29 602, 22 руб.
Оснований для отказа в иске, в связи с пропуском срока исковой давности суд не усматривает, поскольку ответчиком был подписан акт сверки от 31.01.2023 в соответствии с которым задолженность признана ответчиком (п. 20, 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 22.06.2021) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на их подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7294/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7294/2023
Истец: ООО "СК "Ингосстрах-М", ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "СУЗУНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд