г. Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2021 г. N Ф04-2638/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
9 февраля 2021 г. |
Дело N А45-40684/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2021 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Иващенко А.П.,
Фроловой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Быстровой А.Д. с использованием аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации (07АП-12532/2020), федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (07АП-12532/2020(2)) на решение от 09 ноября 2020 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-40684/2019 (судья Майкова Т.Г.)
по иску акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401, г. Новосибирск)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284, г. Москва)
и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519, г. Новосибирск),
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305, г. Москва), 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170, г. Новосибирск), 3) федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, г. Москва),
о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения N 125 от 30.12.2015 за период с 01.05.2019 по 31.08.2019 в сумме 165 977,99 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Спинина Л.С. по доверенности от 11.07.2019;
от ответчиков - не явились;
от третьих лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - АО "СИБЭКО", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ, ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с 01.05.2019 по 12.08.2019 в размере 139 552, 17 руб., к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 26 425,82 рублей за период с 13.08.2019 по 31.08.2019.
Решением от 09.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" взыскана задолженность в размере 139 552,17 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 027 руб. С федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" взысканы задолженность в размере 26 425,82 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 952 руб.
Не согласившись с решением, ответчики обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "СИБЭКО".
В обоснование доводов своей жалобы Министерство обороны РФ указывает, что АО "СИБЭКО" не представило в материалы дела выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов недвижимости, а значит не обосновало свои исковые требования. Согласно представленному истцом расчету задолженности, при расчете применялись тарифы, превышающие предельные тарифные ставки, установленные приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 10.12.2018 N 705-ТЭ. В соответствии с указанным приказом, стоимость Гкал в период с июля по 31 декабря 2019 года оставляла 1 331,35 руб. за единицу. При этом в расчетах АО "СИБЭКО" стоимость Гкал за единицу составляет 1 384,74 руб. за единицу. Также считает, что для установления обстоятельств, имеющих значение для полного, всестороннего рассмотрения дела следовало привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковую часть 53847.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указывает, что спорные нежилые помещения не принадлежат ФГКУ на праве собственности. Судом не дана оценка структуре Министерства обороны РФ, подведомственным организациям и иным ее учреждениям, в чьи полномочия входит обязанность по оплате задолженности за тепловую энергию. Содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации возложено на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Истец в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на законности и обоснованности решения суда первой инстанции по основаниям, изожженным в отзыве.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 3 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей ответчиков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ли изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "СИБЭКО" оказывало услуги теплоснабжения, в том числе в отношении общежития N 1066-1 расположенного по адресу Новосибирская область, г. Новосибирск, территория военного городка д. 1066/1.
Неоплата оказанных услуг за период с 12.08.2019 по 31.08.2019 послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Новосибирской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации.
Передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 здание казармы (инв. N 941) по адресу: г. Новосибирск, военный городок N 1 передан на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ.
Актом приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 N 26 здание казармы передано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 года создано ФГБУ "ЦЖКУ" и с 01.04.2017 приняло на себя обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 года основной целью ФГБУ "ЦЖКУ" является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как установлено судом, 01.04.2017 по акту приема-передачи N ЦВО/ЖКУN12/ЖКУN1-N26 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России передало, а ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России приняло объект.
13.09.2017 Министерство обороны РФ передало по договору N З-УЖФ1 от 13.09.2017 управление объектом ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
30.10.2017 по акту приема-передачи N 54 ООО "ГУ ЖФ" передает, а ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России принимает объект.
01.11.2017 дополнительным соглашением от 22.12.2017 к договору N 3- УЖФ-1 от 13.09.2017 объект исключен из перечня объектов жилого фонда, переданного в управление ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
12.01.2018 приказом ГЖИ НСО N 2055/10 объект исключен из реестра лицензий ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России. Приказом начальника Новосибирского территориального гарнизона N 87 от 12.12.2017 здание инв.N 941 закреплено за войсковой частью 53847.
Приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1178 от 14.06.2019 здание снято с балансового учета Сибирского ТУИО как единый объект, на учет поставлены два объекта (помещение N 1 и помещение N 2).
13.08.2019 зарегистрировано право оперативного управления Сибирского ТУИО на два помещения в здании.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны РФ.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Устава, основной целью деятельности Учреждения являются осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункта 20 Устава, для достижения целей, указанных в пункте 19 Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию, ведет учет имущества, в установленном порядке осуществляет действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом.
Пунктом 21 Устава Учреждению запрещено осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно правовой позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа изложенной в постановлении от 04.08.2016 по делу N А70-2182/2015 со схожими фактическими обстоятельствами: "Установив, что Российская Федерация в лице Минобороны Российской Федерации является собственником нежилых помещений, в которые поставлялась тепловая энергия без заключения договора энергоснабжения, обязательство по оплате стоимости полученного коммунального ресурса, в отсутствие доказанности факта передачи прав пользования объектом иному лицу, лежит на собственнике нежилых помещений."
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора с лицом, владеющим спорным объектом в заявленный истцом период, не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется объектом.
Поэтому в отсутствие договоров между фактическим пользователем объектом и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике объекта, то есть на Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Данный вывод соответствует практике рассмотрения споров, определенной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 17462/13, а также Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015). Таким образом, за период с 01.05.2019 по 12.08.2019 обязательство по оплате потребленной тепловой энергии несет собственник помещений - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
С 13.08.2019 по 31.08.2019 обязательство по оплате несет ФГКУ "Сибирское ТУИО" как законный владелец спорного объекта.
Довод ФГКУ "Сибирское ТУИО" о том, что спорные нежилые помещения не принадлежат ФГКУ на праве собственности, а переданы в оперативное управление, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав имущество на данном ограниченном вещном праве во владение иного лица, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Кроме того, в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Следовательно, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного в оперативное управление имущества.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в судебных актах по делам N N А78-12794/2018, А33-6900/2018, А33-6106/2017.
Расчет задолженности представлен в материалы дела, проверен судом, признан правомерным.
Поскольку здание не оборудовано прибором учета, начисления произведены истцом исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 42 (1) Правил N 354) с использованием формулы 2(1) в Приложении N 2 к Правилам N 354 исходя из общей площади общежития и утвержденного норматива.
Возражения Министерства обороны РФ в отношении расчета задолженности со ссылкой на применение истцом при расчете тарифов, превышающих предельные тарифные ставки, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 701-ТЭ от 10.12.2018 (далее - Приказ N 701-ТЭ) АО "Сибирская энергетическая компания" на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Новосибирской области в размере 1 331,35 руб.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 181-ТЭ от 28.06.2019 внесены изменения в Приказ N 701-ТЭ, согласно которым, АО "Сибирская энергетическая компания" на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Новосибирской области в размере 1 384,74 руб.
Таким образом, в расчете суммы исковых требований за период с июля 2019 года по август 2019 года истцом обоснованно использован тариф в размере 1 384,74 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод Министерства обороны РФ о необходимости привлечения к участию в деле войсковую часть 53847 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В рассматриваемом случае каких-либо выводов о правах и обязанностях войсковой части 53847 обжалуемый судебный акт не содержит. Иного из материалов дела не следует.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не подкреплены надлежащими доказательствами и не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом не рассматривается с учетом положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 ноября 2020 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-40684/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
А.П. Иващенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-40684/2019
Истец: АО "Сибирская Энергетическая Компания"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации"
Третье лицо: ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ", Седьмой арбитражный апелляционный суд, Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом В Новосибирской Области, ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГЛУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерсва обороны Российской Федерации