г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2021 г. N Ф09-3222/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А60-27814/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Парус" (ИНН 7804570839, ОГРН 1167847274781) - Лыскова Е.Ю. паспорт, доверенность от 21.09.2020, диплом;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) - Кадочников Л.И. паспорт, доверенность от 26.01.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Парус"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2020 года
по делу N А60-27814/2020,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парус"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - заявитель, ООО "Парус", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Управление) от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2020 заявленные требования удовлетворены в части. Признано недействительным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 в части пунктов 2, 3, 4 в отношении объекта "столовая N 22/7", пункта 2 в отношении объектов "столовая N 22/6-1, N 22/16-1, N 22/15". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. Заявитель жалобы считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что ООО "Парус" в силу условий заключенного с АО "Военторг" договора от 30.01.2019 N ОП-19-40 является исполнителем услуг - питания военнослужащих и не является лицом, обеспечивающим ремонт и обеспечение объекта, соответственно, обязательства по содержанию помещений, укомплектованию необходимым оборудованием, проведению ремонта в спорных помещениях у заявителя (исполнителя по договору) отсутствуют, данные обязательства относятся на заказчика (АО "Военторг").
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Гуляковой Г.Н. на судью Савельеву Н.М.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и письменного отзыва на нее.
Судом в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены к материалам дела пояснения к апелляционной жалобе.
В удовлетворении ходатайства представителя заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к пояснениям по апелляционной жалобе, судом отказано на основании пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области на основании распоряжения от 30.01.2020 N 01-01-01-03-08/2450 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Парус".
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.03.2020, а также вынесено предписание о прекращении нарушения прав потребителей от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020, согласно которому обществу предписано в срок до 01.10.2020:
на объекте столовая N 22/7 (620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87):
- в горячем цехе, в моечной кухонной посуды раковины для мытья рук персонала оборудовать смесителями, исключающими повторное загрязнение рук после мытья. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 1);
- производственные моечные ванны в овощном цехе и в мясорыбном цехе оборудовать локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 2);
- провести косметический ремонт по мере необходимости, а именно: на полу и стенах плитку со сколами в мясорыбном цехе, в овощном цехе (грязные овощи), в моечной кухонной посуды заменить на новую. В холодном цехе стену над производственными ваннами оштукатурить, что позволит проведение качественной влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3);
- в производственном цехе столовой, а именно на стене в горячем цехе, не хранить бьющийся предмет (настенные часы). Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 4);
- не использовать дезинфицирующее средство - 0,1% рабочий раствор "Део - Хлор", приготовленное не в соответствии с прилагаемой инструкцией производителя ООО "ДЕО", Россия, N 24/12 "Инструкция по применению средства дезинфицирующего "Део-Хлор". В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания содержания массовой доли активного хлора в используемом растворе дезинфицирующего средства. Представить копию протокола лабораторных испытаний (пункт 5);
- при мытье кухонной посуды соблюдать порядок просушивания посуды, а именно: посуду после мойки просушивать на решетчатых полках, стеллажах, что обеспечит надлежащее ее просушивание. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 6).
На объекте столовая N 22/6-1 (620103, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Симферопольская, 42 "А"):
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- устранить дефекты отделки стен, пола, потолков, выполнить из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств: в помещении мойки столовой посуды устранить неровности на полу, заменить плитку со сколами, покрасить потолок; в помещениях склада устранить неровности на полу неровный, заменить плитку со сколами. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 2);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3).
На объекте столовая N 22/16-1 (620902, Свердловская обл., Чкаловский район, с. Горный Щит):
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- устранить дефекты отделки стен, пола, потолков, выполнить из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств: в помещении овощного цеха, мясо-рыбного заменить на полу плитку со сколами, устранить выбоины на полу, потолок очистить и покрасить; на стенах устранить дефекты отделки; в бытовых помещениях (гардероб для персонала, санузел) устранить дефекты потолка, пола и стен. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 2);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3).
На объекте столовая N 22/15 (620902, Свердловская обл., Чкаловский район, с. Горный Щит, ул. Рыбоводов, вблизи д. N 1):
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- устранить дефекты отделки стен, пола, потолков, выполнить из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств: в помещении мойки кухонной посуды, столовой посуды, в производственных цехах на полу заменить плитку со сколами, устранить выбоины на полу, потолок очистить и покрасить; на стенах устранить дефекты отделки. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 2);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3);
- обеспечить доведение до норм качество питьевой воды по химическому составу. В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания воды на химический состав (на показатель - кремний). Представить копию протокола лабораторных испытаний (пункт 4).
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением требований законодательства, общество "Парус" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Заявленные требования удовлетворены судом в части. При этом, суд первой инстанции, признавая недействительным предписание от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 в части пунктов 2, 3, 4 в отношении объекта "столовая N 22/7", пункта 2 в отношении объектов "столовая N 22/6-1, N 22/16-1, N 22/15", исходил из того, что обязательства по содержанию помещений, по укомплектованию необходимым оборудованием, проведению ремонта помещений столовой и склада у общества "Парус" отсутствуют, ответственность лежит на заказчике (получателе), который в свою очередь обязан обеспечить безопасные условия питания и передать объекты оказания услуг обществу "Парус" в надлежащем состоянии, в том числе по мере необходимости проводить ремонт и укомплектование объектов оказания услуг; предписание в соответствующей части выдано ненадлежащему лицу, для общества "Парус" требования предписания являются неисполнимыми, при этом требование прекратить деятельность в связи с невозможностью устранить выявленные нарушения предписание не содержит.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в остальной части предписание Управления соответствует законодательству, направлено на устранение зафиксированных в ходе проверки нарушений, в связи с чем соответствующие требования предписания не нарушают права и законные интересы заявителя.
Заявитель по доводам апелляционной жалобы настаивает на том, что решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, подлежит отмене.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворенных требований сторонами не обжалуются, в связи с чем апелляционный суд считает возможным пересмотреть принятое решение в пределах доводов апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Аналогичное положение содержится в подпункте "в" пункта 5 "Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции справедливо учел следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Парус" оказывает услуги по организации питания военнослужащих на основании договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2021 годах от 30.01.2019 N ОП-19-40 (далее - договор), заключенного с АО "Военторг" (далее - общество "Военторг"), в целях исполнения Государственного контракта по организации питания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации. Государственным заказчиком по Контракту выступает Минобороны России.
Согласно пункту 2.6 договора для целей исполнения договора заказчик передает для использования исполнителю объекты оказания услуг на период действия договора, которые могут использоваться исключительно в целях исполнения обязательств исполнителем по договору. Общество "Парус" как исполнитель по договору не является лицом, уполномоченным на проведение ремонта.
По условиям договора заказчик услуг в лице получателя услуг обязан принимать своевременные меры и предоставлять на объекте коммунальные услуги (электроснабжение); обеспечение бесперебойного снабжения имущества всеми необходимыми для его нормального функционирования коммунальными ресурсами (холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, прием сточных вод и др.); обеспечение переданного по договору недвижимого имущества эксплуатационными услугами, а также его необходимый текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с требованиями договора от 30.01.2019 заказчиком в лице получателя услуг в рамках действующего законодательства Российской Федерации передаются исполнителю необходимые для оказания услуг объекты оказания услуг на срок действия контракта при этом объекты услуг должны соответствовать требованиям санитарных норм, а также быть укомплектованы оборудованием и инвентарем в соответствии с нормами укомплектования и обеспечения.
В рамках договора (пункт 3.2.20) установлена обязанность исполнителя требовать от получателя в письменном виде своевременного комплектования, замены оборудования и ремонта объектов оказания услуг, вышедших из строя не по вине исполнителя в соответствии с нормами обеспечения, а также своевременного списание имущества согласно срокам эксплуатации, установленным соответствующими нормативно-правовыми актами.
В адрес получателя услуг неоднократно направлено требование по доукомплектованию объекта.
Объекты столовых, проверка в которых осуществлялась, не находятся во владении ООО "Парус", соответствующего договора аренды не заключено. Указанные объекты столовой предоставлены заказчиком по договору исключительно для целей исполнения услуг - питания военнослужащих (получателя). Питание осуществляется посредством приготовления пищи на объектах (в столовых).
В соответствии с условиями пункта 1.1.2 договора объекты оказания услуг - объекты недвижимого имущества: здания, сооружения, помещения столовых, буфетов, складов, овощехранилищ, укомплектованные необходимым технологическим, холодильным, немеханическим, весоизмерительным оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем, передаваемые исполнителю заказчиком на основании контракта и Положения о порядке приема-передачи и использования Объектов оказания услуг (приложение N 10 к договору, далее - Положение) и подлежащие использованию исполнителем при оказании услуг в рамках договора.
Также об обязанности комплектования и текущего ремонта объекта заказчика (получателя) услуг свидетельствуют положения условий пункта 3.4.1, договора, согласно которым заказчик обязан:
- не позднее дня начала оказания услуг передать с соблюдением норм действующего законодательства в безвозмездное пользование исполнителю на основании договора объекты оказания услуг из состава Перечня имущества (приложение N 1 к Договору), необходимые исполнителю для оказания услуг в рамках Контракта. Передаваемые Объекты оказания услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории зданий (помещений, сооружений), а также быть укомплектованы необходимым технологическим, холодильным, немеханическим, весоизмерительным оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем в соответствии с нормами обеспечения, установленными правовыми актами и/или требованиями технологического процесса;
- своими силами и за свой счет обеспечить ремонт и техническое обслуживание (в том числе регламентное) инженерных сетей Объектов оказания Услуг, в том числе систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, пароснабжения, вентиляции, приема сточных вод, канализации, и др., а также оборудования и систем, обеспечивающих возможность эксплуатации и пожарную безопасность объектов оказания услуг,
- своими силами и за свой счет обеспечивать текущий и капитальный ремонт недвижимого имущества объектов оказания услуг, установку нового оборудования и демонтаж вышедшего из строя не по вине исполнителя оборудования, необходимого для оказания услуг.
Следовательно, обязательства по содержанию помещений, по укомплектованию необходимым оборудованием, проведению ремонта помещений столовой и склада у общества "Парус" отсутствуют, ответственность в данном случае лежит на заказчике (получателе), который в свою очередь обязан обеспечить безопасные условия питания и передать объекты оказания услуг обществу "Парус" в надлежащем состоянии, в том числе по мере необходимости проводить ремонт и укомплектование объектов оказания услуг. Таким образом, предписание в соответствующей части выдано ненадлежащему лицу, для общества "Парус" требования предписания являются неисполнимыми.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, обжалуемой заявителем, суд первой инстанции указанные установленные обстоятельства не применил, что в итоге повлекло принятие неверного в части решения.
Как установлено ранее, предписанием от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 обществу предписано в срок до 01.10.2020:
на объекте "столовая N 22/7", в том числе:
- в горячем цехе, в моечной кухонной посуды раковины для мытья рук персонала оборудовать смесителями, исключающими повторное загрязнение рук после мытья. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 1);
- не использовать дезинфицирующее средство - 0,1% рабочий раствор "Део - Хлор", приготовленное не в соответствии с прилагаемой инструкцией производителя ООО "ДЕО", Россия, N 24/12 "Инструкция по применению средства дезинфицирующего "Део-Хлор". В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания содержания массовой доли активного хлора в используемом растворе дезинфицирующего средства. Представить копию протокола лабораторных испытаний (пункт 5);
- при мытье кухонной посуды соблюдать порядок просушивания посуды, а именно: посуду после мойки просушивать на решетчатых полках, стеллажах, что обеспечит надлежащее ее просушивание. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 6).
На объекте " столовая N 22/6-1":
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3).
На объекте "столовая N 22/16-1":
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3).
На объекте "столовая N 22/15":
- представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) (пункт 1);
- установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения (пункт 3);
- обеспечить доведение до норм качество питьевой воды по химическому составу. В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания воды на химический состав (на показатель - кремний). Представить копию протокола лабораторных испытаний (пункт 4).
Суд апелляционной инстанции, повторно в соответствии с положениями статей 266 - 268 АПК РФ пересмотрев материалы настоящего дела в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что предписание в указанных частях также является недействительным, а его требования неисполнимыми для заявителя.
При этом суд исходит из следующего.
По объекту "Столовая N 22/7" ООО "Парус" предписано: в горячем, цехе, в моечной кухонной посуды раковины для мытья рук персонала оборудовать смесителями, исключающими повторное загрязнение рук после мытья. Представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения.
Между тем, судами установлено, что общество оказывает услуги по организации питания военнослужащих на основании договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2021 годах от 30.01.2019 N ОП-19-40.
Государственным заказчиком по Контракту выступает Минобороны России.
Согласно пункту 2.6. договора, для целей исполнения договора заказчик передает для использования исполнителю Объекты оказания услуг на период действия договора, которые могут использоваться исполнителем исключительно в целях исполнения обязательств по договору.
ООО "Парус" как исполнитель по договору не является лицом, обеспечивающим ремонт и обеспечение объекта.
Так, по условиям договора именно заказчик обязан:
- не позднее дня начала оказания услуг передать с соблюдением норм действующего законодательства в безвозмездное пользование исполнителю на основании договора Объекты оказания услуг из состава Перечня имущества (Приложение N 1 к Договору), необходимые исполнителю для оказания услуг в рамках Контракта.
Передаваемые Объекты оказания услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории зданий (помещений, сооружений), а также быть укомплектованы необходимым технологическим, холодильным, немеханическим, весо-измерительным оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем в соответствии с нормами обеспечения, установленными правовыми актами и/или требованиями технологического процесса;
- своими силами и за свой счет обеспечить ремонт и техническое обслуживание (в том числе регламентное) инженерных сетей Объектов оказания услуг, в том числе систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, пароснабжения, вентиляции, приема сточных вод, канализации, и др., а также оборудования и систем, обеспечивающих возможность эксплуатации и пожарную безопасность Объектов оказания услуг;
- своими силами и за свой счет обеспечивать текущий и капитальный ремонт недвижимого имущества Объектов оказания услуг, установку нового оборудования и демонтаж вышедшего из строя не по вине исполнителя оборудования, необходимого для оказания Услуг.
Следовательно, обязательства по содержанию помещений, по укомплектованию необходимым оборудованием, проведению ремонта помещений столовой у ООО "Парус" отсутствуют, ответственность в данном случае лежит на заказчике (получателе), который в свою очередь обязан обеспечить безопасные условия питания и передать объекты оказания услуг ООО "Парус" в надлежащем состоянии, в том числе по мере необходимости проводить ремонт и укомплектование объектов оказания услуг. Соответственно, требования предписания административного органа "оборудовать раковины для мытья рук персонала смесителями" к ООО "Парус" не правомерны.
Неправомерность данного пункта предписания подтверждается тем, что указанное требование относится к обязательствам по переоборудованию объекта; требование накладывает на ООО "Парус" обязательства, не предусмотренные договором; требование направлено на изменение прав и обязанностей сторон существующих правоотношений, что является превышением полномочий административного органа; требование направлено на проведение ремонта и обеспечение объекта оборудованием на Объекте услуг. Однако, данные работы должны обеспечиваться за счет заказчика.
Все работы на объекте и обеспечение объекта может быть произведено только по решению собственника объекта либо лица, исполняющего функции собственника. ООО "Парус" данным лицом не является.
Согласно пункту 151 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 03.06.2014 N 333 (далее - Руководство N333) все взаимоотношения при решении совместных задач органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил со специализированными сторонними организациями осуществляются на договорной основе и по предварительному согласованию.
ООО "Парус" не исполняет функции Министерства обороны по заключению подобных договоров и не имеет полномочии по согласованию действий, касающихся Имущества.
Обязанности ООО "Парус", как исполнителя по договору определены в соответствии с пунктом 44 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утв. приказом Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888 (далее - Руководство N888)
Согласно пункту 44 Руководства N 888 под услугами по организации питания понимаются поставка, подвоз, хранение продуктов, приготовление и раздача горячей пищи, обслуживание питающихся по установленным нормам продовольственного обеспечения в соответствии с условиями государственного контракта. Для этих целей исполнителю услуг от получателя услуг в пользование на срок оказания услуг объектов имущества, укомплектованных необходимым оборудованием и инвентарем, соответствующих требованиям, установленным нормативными актами, в том числе санитарно- эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
В пунктах 153-154 Руководства N 333 закреплено, что получатель услуг передает исполнителю услуг все необходимые и укомплектованные необходимым оборудованием объекты услуг, соответствующие санитарным требованиям.
Пунктом 45 Руководства N 888 предусмотрено, что получатель услуг:
- обеспечивает переданные объекты продовольственной службы электроэнергией, холодным и горячим водоснабжением, отоплением и водоотведением;
- обеспечивает исполнителя услуг технологическим, холодильным, немеханическим оборудованием, имуществом и инвентарем, столово-кухонной посудой, необходимыми для оказания услуг, в соответствии с нормами обеспечения, а также своевременно списывает технологическое, холодильное, немеханическое оборудование, имущество и инвентарь, столово-кухонную посуду, производит их замену или капитальный ремонт;
- обеспечивает возможность прохода персонала исполнителя услуг на территорию объектов продовольственной службы, въезда автомобильного транспорта, доставляющего продукты и другие необходимые для организации питания материальные средства исполнителя услуг на территорию воинской части.
Кроме того, пунктом 15 Руководства N 888 предусмотрена ответственность за организацию и состояние питания военнослужащих в стационарных условиях несут командиры воинских частей, которые на объектах продовольственной службы обеспечивают выполнение требований санитарного и ветеринарного законодательства.
При этом, в пункте 2 Руководства по организации питания, указано, что правильная организация войскового питания достигается выполнением в т.ч. таких условий, как соблюдение санитарно-гигиенических требований при хранении пищи, соблюдение которых в силу пунктов 163, 317, 319, 338 Устава внутренней службы (далее - УВС) является общими условиями обеспечения внутреннего порядка и безопасности военной службы.
В силу пунктов 81, 82 УВС в целях обеспечения безопасности военной службы, командир, обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил относится к основным мероприятиям по обеспечению безопасности военной службы и охране здоровья военнослужащих, что является обязанность командиров.
Согласно пунктам 112-114, 128 УВС, пункту 259 Руководства N 333, пункту 17 Руководства N 888, пункту 8 Руководства по организации питания начальник продовольственной службы отвечает за правильное хранение и сбережение продовольствия, санитарное состояние объектов службы, соблюдение санитарных требований при хранении продуктов, содержание помещений столовой и продовольственного склада, руководить работой столовой и продовольственного склада, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований пот хранении продуктов, содержании продовольственного склада, помещений столовой и столово-кухонной посуды, технологического, холодильного, немеханического оборудования и выполнение требований безопасности при их эксплуатации.
Таким образом, в силу положений ГК РФ и руководящих документов Министерства обороны РФ получатель услуг является обязанным лицом по проведению ремонта и обеспечению Объектов услуг.
В рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 06.02.2010 N 155-р и от 24.03.3015 N 492-р Министерство обороны (государственный заказчик) и АО "Военторг" заключили Государственный контракт. Объекты услуг на титульном праве (безвозмездное пользование) передаются в адрес АО "Военторг". Получателем услуг являются войсковые части и учреждения государственного Заказчика.
В свою очередь, между АО "Военторг" и ООО "Парус" заключен договор от 30.01.2019 N ОП-19-40, по условиям которого, как установлено ранее, ремонт помещений и обеспечение объектов оказания услуг является обязанностью получателя услуг.
В свою очередь договорные обязательства заявителя не противоречат указанным положениям ГК РФ и руководящим документам Министерства обороны РФ, устанавливающим, что получатель услуг является лицом, обеспечивающим ремонт помещений и обеспечение объектов оказания услуг.
Следовательно, устранение недостатков на объектах является обязанностью получателя услуг, а не заявителя.
В свою очередь, оспариваемое предписание, как властно-распорядительный акт, возлагает данную обязанность на заявителя, т.е. на ненадлежащее лицо, что делает данное предписание не исполнимым и не законным).
Таким образом, указанное требование оспариваемого предписания является для ООО "Парус" неисполнимыми по причине отсутствия у общества соответствующих правомочий, а также по причине того, что исполнение поставленного требования предписания зависит от действий третьих лиц и принятия решений вне компетенции заявителя.
Кроме того, заявителю предписано представить копию акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения - данное требование не исполнимо, так как исполнение предписанных требований о предоставлении копии акта выполненных работ, фотоматериалы устраненного нарушения не зависит от ООО "Парус", а может быть исполнено только иным лицом.
Кроме того ООО "Парус" в качестве контрагента по договору обязано исполнять императивные требования заказчика и получателя услуг в ходе исполнения договора.
Так, фото- и видеосъемка на данном объекте запрещена, что подтверждается представленными в материалы дела письмами.
Пунктом 6 предписания обществу предписано при мытье кухонной посуды соблюдать порядок просушивания посуды, а именно: посуду после мойки просушивать на решетчатых полках, стеллажах, что обеспечит надлежащее ее просушивание. Представить фотоматериалы устраненного нарушения.
Таким образом, данное требование содержит в себе обязанность приобрести решетчатые полки, стеллажи. Однако, подобное оборудование ООО "Парус" не передавалось (требования в адрес получателя услуг передавались). Приобретение подобного оборудования и установка на объекте не входит в обязанности ООО "Парус".
При этом, как отмечено ранее, обязательства по укомплектованию столовой у ООО "Парус" отсутствуют.
Таким образом, требование оспариваемого предписания являются для заявителя неисполнимыми по причине отсутствия у ООО "Парус" соответствующих правомочий, а также по причине того, что исполнение указанного требования предписания зависит от действий третьих лиц и принятия решений вне компетенции заявителя. Кроме того, по причине особенностей объекта ООО "Парус" не вправе устанавливать на объекте какое - либо оборудование.
Данное требование также затрагивает и экономические интересы заявителя, так как ООО "Парус" не осуществляет деятельность по закупке оборудования для объектов военного назначения и не имеет полномочий по представлению интересов собственника имущества (получателя или заказчика услуг) при подобных сделках.
По характеру исполнения указанное требование ведет к финансовым затратам со стороны ООО "Парус", что является нарушением прав ООО "Парус" как самостоятельного юридического лица и является вмешательством в финансово хозяйственную деятельность. В данном случае административный орган не имеет полномочий вмешательства в деятельность и полномочий распоряжения финансами юридического лица.
Согласно пункту 5 предписания по объекту "Столовая N 22/7" заявителю предписано не использовать дезинфицирующее средство - 0,1% рабочий раствор "Део-Хлор", приготовленное не в соответствии с прилагаемой инструкцией производителя ООО "ДЕО", Россия, N 24/12 "Инструкция по применению средства дезинфицирующего "Део-Хлор". В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания содержания массовой доли активного хлора в используемом растворе дезинфицирующего средства.
Согласно пункту 5.15 СП 2.3.6.1079-01 в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя.
Между тем, требование о необходимости проведения лабораторных испытаний Программа производственного контроля ООО "Парус" не содержит. Также в рамках СП не закреплено требование о проведении в рамках производственного контроля - исследований дезинфицирующих средств, в минимальном перечне для предприятий общественного питания в рамках производственного контроля также нет указания о проведении лабораторных исследований растворов дезинфицирующих средств. При этом пункт 5.15. СП 2.3.6.1079-01 содержит лишь указание на то, что в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя.
Следовательно, данное требование предписания незаконно, административный орган превысил свои полномочия, предписывая ООО "Парус" выполнить действия, которые не предусмотрены законодательством.
Пунктом 4 оспариваемого предписания по объекту "Столовая N 22/15" ООО "Парус" предписано обеспечить доведение до норм качество питьевой воды по химическому составу. В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания воды на химический состав (на показатель - Кремний). Представить копию протокола лабораторных испытаний.
В качестве основания возложения на ООО "Парус" указанного требования по доведению до норм качество питьевой воды по химическому составу. В рамках производственного лабораторного контроля провести повторные лабораторные испытания воды на химический состав.
Вынося предписание в указанной части Управление сослалось на пункт 3.4. СП 2.1.4.1074-01.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 введены в действие СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СП 2.1.4.1074-01), которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 указанный документ устанавливает правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
При этом ООО "Парус" не осуществляет деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Соответственно возложение на ООО "Парус" обязанностей, указанных в пункте 4 предписания по объекту "столовая N 22/15" является незаконным.
Кроме того, требования СанПин 2.1.4.1074-01 должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения (пункт 2.1).
ООО Парус подобную деятельность не осуществляет, соответственно, не лицом, обязанным проводить указанные мероприятия.
Таким образом, предписание в указанной части также не является законным, возлагает на ООО "Парус" выполнение мероприятий, не предусмотренных действующим законодательством, исполнение предписания зависит от действия третьих лиц, соответственно не соответствует принципу исполнимости.
Согласно требованиям оспариваемого предписания (пункты 1) обществу по объектам "Столовая N 22/6-1", "Столовая N 22/16-1", "Столовая N 22/15" предписано представить документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил).
Однако, указанные требование оспариваемого предписания являются для ООО "Парус" неисполнимыми по причине того, что исполнение поставленного требования Предписания зависит от действий третьих лиц. Подобная документация в адрес ООО "Парус" не предоставлялась.
Документы о техническом состоянии имеющейся на предприятии вентиляции (заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил) могут быть в наличии только у собственника данного имущества, коим общество не является и не исполняет полномочия собственника.
Принимая решение в указанной части, суд первой инстанции сослался на то, что невозможность получения документов о техническом состоянии вентиляции, требования к которой установлены в связи с работой столовой, не доказана.
Между тем, в ходе судебного разбирательства суду первой инстанции предоставлены в материалы дела запросы ООО "Парус" в адрес получателя услуг о предоставлении указанной документации. Документация не передана. Кроме того, представлены письма - ответы от получателя услуг о невозможности представить документы. Вывод суда о недоказанности невозможности представить документы не обоснован. Соответственно, вопреки выводам суда первой инстанции, ООО "Парус" не имеет возможности исполнить требование, так как документация отсутствует, равно как и полномочия ООО "Парус" по хранению и пользованию подобной документацией.
По ранее перечисленным объектам пунктами 3 оспариваемого предписания обществу предписано установить бактерицидные лампы на участках порционирования готовых блюд. Представить фотоматериалы устраненного нарушения.
Требования к устройству и содержанию помещений организаций общественного питания предусматриваются разделом V СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.
Пунктом 5.9. СП 2.3.6.1079-01 установлено, что в цехах для приготовления холодных блюд, мягкого мороженого, в кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, в цехах и на участках по порционированию готовых блюд, упаковке и формированию наборов готовых блюд устанавливаются бактерицидные лампы, которые используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Между тем, как установлено ранее, ООО "Парус" не несет обязательств по укомплектованию объектов по оказанию услуг в силу условий договора.
Соответственно, указанные требования предписания не правомерны, являются для ООО "Парус" неисполнимыми по причине отсутствия у ООО "Парус" соответствующих правомочий, а также по причине того, что исполнение поставленного требования предписания зависит от действий третьих лиц и принятия решений вне компетенции заявителя.
Таким образом, данное требование Предписания не отвечает признакам исполнимости и противоречит установленным нормам. Соответственно
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении административным органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Между тем, вопреки выводам суда первой инстанции, предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 в полном объеме не соответствует изложенным требованиям законодательства, выдано ненадлежащему лицу, для общества "Парус" требования предписания являются неисполнимыми, при этом требование прекратить деятельность в связи с невозможностью устранить выявленные нарушения предписание не содержит.
При изложенных обстоятельства суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части принято с нарушениями норм материального права, выводы, изложенные в обжалуемой части решения не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в обжалуемой части подлежит отмене (часть 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2020 года по делу N А60-27814/2020 отменить в части.
Заявленные требования удовлетворить полностью.
Дополнительно признать недействительным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга от 10.03.2020 N 66-08-14/14-15-01-4271-2020 в части пунктов 1, 5, 6 в отношении объекта "столовая N 22/7", пунктов 1, 3 в отношении объекта "столовая N 22/6-1", пунктов 1, 3 в отношении объекта "столовая N 22/16-1", пунктов 1, 3, 4 в отношении объекта "столовая N 22/15".
В остальной части оставить решение суда без изменения.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) в пользу ООО "Парус" (ИНН 7804570839, ОГРН 1167847274781) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27814/2020
Истец: ООО "ПАРУС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ