г. Хабаровск |
|
09 февраля 2021 г. |
А73-8228/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Еврейской автономной области: Запрягаев Р.Н., представитель по доверенности от 09.11.2020 N 95;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Еврейской автономной области
на решение от 25.11.2020
по делу N А73-8228/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Управления лесами Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1107901000063, ИНН 7901535607)
к Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Еврейской автономной области (далее - Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ДМТУ Росстандарта) от 07.04.2020 N 2.
Решением суда от 25.11.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, Управление лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В жалобе заявитель приводит довод о необоснованном не принятии судом во внимание, что осуществление мероприятий государственного экологического контроля (надзора) в области охраны окружающей среды, включающего государственный лесной надзор (охрану), в отношении деятельности граждан не подпадает под сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, указанную в пункте 17 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Обосновывает ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", применяемый при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также указывает, что сфера деятельности управления в области осуществления государственного лесного надзора (охраны) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды, в отношении которой на основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" приказом Минприроды России от 07.12.2012 N 425 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений. При осуществлении федерального государственного лесного надзора (охраны) не применяется ни один вид измерений, закрепленный указанным Перечнем.
В отзыве на апелляционную жалобу ДМТУ Росстандарта не согласилось с доводами управления, просило решение суда первой инстанции оставить в силе.
В судебном заседании разбирательства по апелляционной жалобе представитель Управления лесами поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
ДМТУ Росстандарта заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках государственного метрологического надзора за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений ДМТУ Росстандарта на основании обращения от 26.02.2020 N 26 в соответствии с приказом от 04.03.2020 N 145 в период с 12.03.2020 по 07.04.2020 провело внеплановую документарную проверку в отношении Управления лесами.
В ходе проверки установлено применение заявителем в своей деятельности в нарушение требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) средств измерений: мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль, GPS навигатор, не прошедших в установленном порядке поверку.
По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 07.04.2020 N 34, которым на Управление лесами возложена обязанность в срок до 01.09.2020 устранить выявленные нарушения путем проведения поверки вышеуказанных средств измерений, а также запрещено их применение до устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с предписанием, Управление лесами обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу пунктов 11 и 12 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В соответствии с Положением об Управлении лесами Правительства Еврейской автономной области, утвержденным постановлением Правительства Еврейской автономной области от 19.06.2020 N 285-пп, Управление лесами в области лесных отношений осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В пункте 17 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ указано, что на измерения, выполняемые при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку (часть 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В силу требований части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям; метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (статья 2 Закона N 102-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 102-ФЗ порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Таким органом, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 (пункт 5.4.13), является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 971 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, которым установлена процедура отнесения технических средств к средствам измерений.
По результатам проведенной экспертизы Федеральным агентством в обязательном порядке должны быть подготовлены приказ об отнесении технического средства к средствам измерений либо заключение об отсутствии оснований для отнесения его к средствам измерений, которые размещаются на Интернет-сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Согласно информации Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, приведенной на официальном портале ФГИС "Аршин" (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry), в перечень, содержащий сведения об утвержденных типах средств измерений, включены наименования средств измерений: навигационная аппаратура - 24 ед., рулетки измерительные - 72 ед., вилки лесные - 5 ед., буссоли - 10 ед.
Из вышеизложенного следует, что мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль, GPS навигатор отнесены к средствам измерений утвержденного типа, и поскольку используются Управлением лесами при осуществлении государственного контроля (надзора), в частности государственного лесного надзора (охраны), на который распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, соответственно, к ним применяется обязательность проведения их поверки.
Таким образом, ДМТУ Росстандарта обоснованно возложило на Управление обязанность по соблюдению требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных в период проверки нарушений, является исполнимым, правомерно не усмотрел оснований для признания его незаконным.
Судебной коллегией не принимается во внимание довод жалобы о том, что осуществление мероприятий государственного лесного надзора (охраны) в области охраны окружающей среды в отношении деятельности граждан не подпадает под сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, поскольку согласно статье 1 Закона N 102-ФЗ целями настоящего Федерального закона является, в том числе защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, то есть, в том числе при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), независимо от субъекта проверки и сферы государственного регулирования.
Довод заявителя о том, что при осуществлении федерального государственного лесного надзора (охраны) не применяются виды измерений, предусмотренные при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом того, что деятельность управления в указанной области не исключает выполнение им мероприятий государственного контроля (надзора), к которым установлены обязательные метрологические требования.
Отклоняя вышеуказанный довод, суд апелляционной инстанции также исходит из того, что, поскольку измерения площади, длины, объема, расстояния, направления и диаметра, осуществляемые при проведении лесного надзора (охраны), относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, указанной в пункте 17 части 3 статьи 1 Закона 102-ФЗ, технические средства, с помощью которых осуществляются данные измерения, должны быть отнесены к средствам измерений и быть утвержденного типа, прошедшими поверку в силу части 1 статьи 5, части 1 статьи 9 указанного Закона.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250 отклоняется как несостоятельная, поскольку в нем установлен перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а не измерения величин (площадь, длина, объем, расстояния и диаметр), на которые указано в жалобе.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2020 по делу N А73-8228/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8228/2020
Истец: Управление лесами Правительства Еврейской автономной области
Ответчик: Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Росстандарта РФ, ДМТУ Росстандарта