г. Пермь |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А50-17556/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Лесковец О.В., судей Дюкина В.Ю., Ушаковой Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паршиной В.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бейлин М.М., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2021
от заинтересованного лица: Моисеева Т.А., предъявлен паспорт, доверенность от 29.12.2020, Клюшова Е.В., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 27.01.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 ноября 2020 года по делу N А50-17556/2020
по заявлению Комитета имущественных отношений администрации Пермского
муниципального района (ОГРН 1035902106074, ИНН 5948024308)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Пермскому краю) с заявлением о признании незаконным решения от 15.06.2020 N КУВД-001/2020-8127108/1, обязании устранить нарушения прав и законных интересов Комитета путем внесения изменений в ЕГРН о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2033 на "ведение садоводства".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с выводами суда о том, что изменение вида разрешенного использования в отношении спорного участка возможно только после перевода земель в другую категорию, указывая, что в силу положений ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения садоводства. Запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использования для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке был установлен Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2019 и которым был введен п. 6 в ст. 79 ЗК РФ. При наличии утвержденного до вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ в установленном законом порядке генерального плана Фроловского сельского поселения - в 2013 г., принятых Правил землепользования и застройки указанного поселения, с учетом изменений, внесенных в 2016 г. в которые земельный участок был отнесен к зоне Д-1 - "Зона дачных участков", выводы суда о том, что земельный участок находится на сельскохозяйственных угодиях считает несостоятельным; суду следовало руководствоваться указанными муниципальными нормативными правовыми актами.
Управление Росреестра по Пермскому краю против удовлетворения апелляционной жалобы Комитета возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся 19.01.2021, представитель Комитета на доводах жалобы настаивал.
Представитель заинтересованного лица поддерживал доводы отзыва.
Определением от 19.01.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, с целью проверки обоснованности доводов заявителя жалобы у Управления Росреестра по Пермскому краю запрошены выкопировки на территорию спорного земельного участка 1991, 2002 г.г., а также иные имеющиеся в распоряжении заинтересованного лица сведения в отношении формирования земельного участка, определения вида его разрешенного использования, категории земель; а у Комитета - материалы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинского сельского Совета Пермского района Пермской области, со ссылками на которые обоснован ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, адресованный начальнику МКУ "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района от 22.07.2020 исх. N ИС-1454 на запрос вх. N 1724 от 22.07.2020 о предоставлении информации по вопросу расположения в границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, д. Канабеково, из которых управление делает вывод о том, что указанный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, но не входил в площадь сенокосов и пастбищ, передаваемых в ведение сельского совета, соответственно, относился к землям сельскохозяйственного производства (л.д. 12).
Во исполнение определения суда от 19.01.2021 Управлением Росреестра по Пермскому краю представлены в суд апелляционной инстанции выкопировки не территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 по состоянию на 2005, 1991, 2007 г.г., а также кадастровое дело в отношении указанного земельного участка; копии постановления Администрации Пермского района Пермской области от 10.02.1997 N 65 "О предоставлении земельного участка для крестьянского хозяйства "Русское поле", согласно которому крестьянскому хозяйству из фонда запаса и перераспределения района предоставлен земельный участок общей площадью 102,11 га (пашня); копия договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, зарегистрированного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пермского района Пермской области от 12.01.1999 N 5009, согласно которому спорный земельный участок входит в границы участка, предоставленного в аренду общей площадью 102,11 га; постановления главы муниципального образования Пермского района Пермской области от 28.01.2003 N 149 о продлении срока аренды земельного участка КФХ "Русское поле" общей площадью 72,14 га (пашня); копия договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 08.04.2003 с выкопировкой на часть земель КФХ "Русское поле" с указанием испрашиваемой площади (продление срока аренды).
После отложения судебное заседание возобновлено в том же составе судей.
В судебном заседании апелляционного суда 09.02.2021 представитель заявителя жалобы во исполнение определения апелляционного суда об отложении судебного разбирательства представил материалы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинского сельского Совета Пермского района Пермской области, полученные им как в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, так и в Управлении Росреестра, которые просил приобщить к материалам дела.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено и с учетом мнения заинтересованного лица удовлетворено.
Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении к материалам дела карты, из которой была сделана выкопировка, представленная управлением в материалы дела, в подтверждение своих доводов о том, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Представитель Комитета на доводах жалобы настаивает, считает, что приобщенные им к материалам дела документы, полученные в Управлении Росреестра, подтверждают его позицию. Отмечает, что спорная территория на карте не залита цветом, не является ни сенокосами, ни пашнями, в связи с чем, представляет собой свободную землю, иные земли.
Представитель заинтересованного лица, оценивая те же доказательства, указывает на ошибочность позиции Комитета, отмечая, что из представленных материалов однозначно следует, что спорный участок относится к пашням. Относительно приобщенных материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинского сельского Совета Пермского района Пермской области поясняет, что на представленных картах цветом обозначены сенокосы и пастбища, т.е. именно те территории, которые передавались в ведение сельского поселения; территория, на которой образовался исходный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52, в ведение сельского Совета не передавалась, соответственно, не залита цветом. При этом пустая территория на данной карте представляет собой пашню; согласно инструкции по дешифрированию на различных материалах допустимо обозначение пашни, как в виде пустой территории, так и с обозначением условным знаком "П". Акцентирует внимание, что на представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю судам выкопировках соответствующее обозначение уже имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета N 516 от 16.06.2020 и утвержденной схемы (л.д. 14-18) был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 площадью 170124 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: участок находится примерно в 0,014 км, по направлению на юго-запад от ориентира Пермский р-он, Фроловское с/п, д. Канабеково (л.д. 73-74).
В результате раздела образовалось 7 земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2033 площадью 1136 кв.м.
Распоряжением Комитета N 617 от 07.07.2020 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2033 был изменен с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования из основных видов разрешенного использования зоны дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерческими объединениями - Д1: "ведение садоводства" (л.д. 19).
08.07.2020 данное распоряжение было направлено заявителем в адрес регистрирующего органа с заявлением для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2033 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства".
Уведомлением от 15.07.2020 N КУВД-001/2020-8127108/1 Управление Росреестра по Пермскому краю отказало во внесении в ЕГРН сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2033.
Основанием для отказа послужило то, что согласно данным ЕГРН спорные участки имеют категорию - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". Заявитель намерен изменить разрешенное использование земельного участка на "ведение садоводства". Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие чего, они не могут быть изменены до перевода земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Полагая, что решение об отказе во внесении изменений сведений в ЕГРН о смене вида разрешенного использования земельного участка, изложенное в уведомлении от 15.07.2020 N КУВД-001/2020-8127108/1, является незаконным, нарушает права и законные интересы Комитета как уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами на территории Пермского муниципального района, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 198, 200 АПК РФ, ст. 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", исходил из того, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.
При этом, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в ч.ч. 4, 6 ст. 36 ГрК РФ, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом. Спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенным на сельскохозяйственных угодьях - пашне, в связи с чем, имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране, а изменение вида разрешенного использования в отношении спорного участка возможно только после перевода земель в другую категорию.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С 01.01.2017 кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных, предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственного кадастрового учета проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п.п. 2, 3, 5 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу ч. 9 ст. 35 ГрК РФ могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу положений ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ к сельскохозяйственным угодьям не применяются.
Вместе с тем запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в ГрК РФ отсутствует.
Согласно ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения, кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями), также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого, они не могут быть изменены.
Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в частях 4 и 6 ст. 36 ГрК РФ, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Соответственно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществление их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом представленной в материалы дела совокупности доказательств, в том числе выкопировок на территорию исходного по отношению к спорному земельному участку земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково, с цифрового базового плана масштаба 1:10000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ" в 2006 г., АФС-2005 г.; с материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинсого сельского совета Пермского района Пермской области, изготовленного Пермским филиалом Уральского государственного проектного института по землеустройству "УралНИИгипрозем" в 1991 г.; с цифрового базового плана масштаба 1:2000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ" в 2002 г., АФС-2007 г.; кадастрового дела в отношении земельного участка 59:32:3660004:52; копии постановления Администрации Пермского района Пермской области от 10.02.1997 N 65 "О предоставлении земельного участка для крестьянского хозяйства "Русское поле", согласно которому крестьянскому хозяйству из фонда запаса и перераспределения района предоставлен земельный участок общей площадью 102,11 га (пашня); договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, зарегистрированного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пермского района Пермской области от 12.01.1999 N 5009, согласно которому спорный земельный участок входит в границы участка, предоставленного в аренду общей площадью 102,11 га; постановления главы муниципального образования Пермского района Пермской области от 28.01.2003 N 149 о продлении срока аренды земельного участка КФХ "Русское поле" общей площадью 72,14 га (пашня); договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 08.04.2003 с выкопировкой на часть земель КФХ "Русское поле" с указанием испрашиваемой площади (продление срока аренды); а также сопоставлении изображения элементов местности, отображенных в графической части Проекта, со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, судом апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 расположен на сельскохозяйственных угодьях - пашня.
Иного заявителем в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано. Более того, представленные заинтересованным лицом во исполнение определения апелляционного суда об отложении судебного разбирательства документы по предоставлению земельного участка в аренду 1997, 1999, 2003 г.г., исходящие от соответствующего муниципального образования, указывают на то, что Комитету об указанных обстоятельствах было с достоверностью известно.
Сведений о том, что указанный земельный участок утратил статус сельскохозяйственных угодий и в какой период времени это произошло, суду апелляционной инстанции не представлено.
Имеющейся в материалах дела ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, адресованный начальнику МКУ "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" от 22.07.2020 исх. N ИС-1454 на запрос вх. N 1724 от 22.07.2020 о предоставлении информации по вопросу расположения в границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, д. Канабеково, со ссылками на материалы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинского сельского Совета Пермского района Пермской области, из которых управление делает вывод о том, что указанный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, но не входил в площадь сенокосов и пастбищ, передаваемых в ведение сельского совета, соответственно, относился к землям сельскохозяйственного производства (л.д. 12-13), позицию Комитета о том, что спорный земельный участок относится к зоне сельскохозяйственного использования, в рамах которой возможно изменение вида разрешенного использования на такой вид как "ведение садоводства" не подтверждает.
Соответствующие материалы были запрошены у Комитета апелляционным судом и были представлены, также аналогичные доказательства представлены заинтересованным лицом в обоснование обоснованности своей позиции.
Позиция Комитета, обозначенная апелляционному суду, при исследовании указанных материалов признана апелляционным судом ошибочной.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании апелляционного суда, оценивая те же доказательства, дает полные, мотивированные пояснения на предмет того, что из указанных доказательств следует. Акцентирует внимание, что на данных материалах (картах) по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинского сельского Совета Пермского района Пермской области присутствует заливка цветом сенокосов и пастбищ, т.е. именно тех территорий, которые передавались в ведение Симакинского сельского Совета; территория, на которой образовался исходный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52, в ведение сельского поселения не передавалась, соответственно, не залита цветом. При этом пустая территория на данной карте представляет собой пашню; согласно инструкции по дешифрированию на различных материалах допустимо обозначение пашни, как в виде пустой территории, так и с обозначением условным знаком "П".
Приводимые представителем заинтересованного лица аргументы находят подтверждение совокупностью представленных в материалы дела доказательств, исследованных выше.
Доводы заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям со ссылкой на Генеральный план Фроловского сельского поселения, утвержденный в 2013 г., а также Правила землепользования и застройки Фроловского сельского поселения, в которые в 2016 г. внесены изменения с отнесением спорного земельного участка к территориальной зоне Д-1 - "Зона дачных участков", предназначенных для дачного строительства некоммерческими объединениями, а также частично зоне П-4 - "Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности", апелляционным судом исследованы и отклонены, поскольку, как уже указывалось выше, к земельным участкам, составляющим сельскохозяйственные угодья, градостроительные регламенты не применяются.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1, 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Вышеуказанный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом 04.06.2014 (вопрос N 5).
Доказательств включения спорных земельных участков в границы населенного пункта и соответствующего изменения категории указанных земельных участков материалы дела не содержат.
Аргументы Комитета со ссылками на то, что запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использования для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке был установлен лишь Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2019, в связи с чем, при наличии утвержденного до вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ в установленном законом порядке генерального плана Фроловского сельского поселения и принятых Правил землепользования и застройки, с учетом изменений, внесенных в 2016 г., суду следовало руководствоваться указанными муниципальными нормативными правовыми актами, также безосновательны.
Доказательств исключения земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий в установленном порядке в материалы дела не представлено. Приведенные муниципальные нормативные правовые акты не подлежат применению в качестве основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку не могут подменять обязательную процедуру перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию, предусмотренную федеральным законодательством задолго до издания соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, и допускаемую в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в исключительных случаях, которых в рассматриваемом деле не имеется.
Представленные в материалы дела документы по обследованию Управлением по развитию агропромышленного комплекса и предпринимательства администрации Пермского муниципального района, в том числе спорного земельного участка (акт от 30.07.2020 - л.д. 52-53), по итогам которого были сделаны выводы о фактическом неиспользовании участка для ведения сельскохозяйственной деятельности и нерентабельности проведения рекультивационных мероприятий по вводу данного участка в сельскохозяйственный оборот, также не свидетельствуют об отсутствии необходимости соблюдения установленной законом процедуры изменения категории земель, равно как и не указывают на незаконность действий Управления Росреестра по Пермскому краю при принятии оспариваемого решения об отказе. При этом неиспользование земельного участка в соответствии с разрешенным использованием является несоблюдением положений ст. 7 ЗК РФ, ввиду чего, само по себе, не может являться основанием для изменения разрешенного использования участка.
Исходя из предусмотренных земельным законодательством особенностей использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования такого земельного участка без изменения категории земель, установив, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодиям (пашня), заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Пермскому краю в регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2033 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства" является законным и обоснованным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого решения заинтересованного лица незаконным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют. В удовлетворении апелляционной жалобы заявителя следует отказать.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 ноября 2020 года по делу N А50-17556/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.В. Лесковец |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17556/2020
Истец: КИО администрации Пермского муниципального р-на
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ