город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф04-2503/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А02-583/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ярцева Д.Г., |
судей |
|
Сухотиной В.М., |
|
|
Молокшонова Д.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Че" (N 07АП-12472/20) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29.10.2020 по делу N А02-583/2020 (Судья Амургушев С.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Че" (649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, д. 62А, пом. 1, оф. 1, ОГРН 1080411004960, ИНН 0411139866) к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 182, ОГРН 1020400736883, ИНН 0400000069) о взыскании 476 760 руб. задолженности и судебных расходов
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Гореявчева С.В., по доверенности от 17.03.2020
от ответчика: Функ М.Г., по доверенности N 5 от 25.03.2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Че" (далее по тексту ООО "СК Че", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (далее КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор", ответчик) о взыскании 476 760 руб. задолженности.
Решением суда от 29.10.2020 в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СК Че" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что факт качественного выполнения истцом работ в полном объеме подтверждается материалами дела, а уровень содержания соответствует требованиям условий контракта, в связи с чем оплата уменьшению ответчиком не подлежит. Указывает также, что фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены ООО "СК Че" позднее; а также, что судом не дана оценка доказательствам, представленным в материалы дела.
КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор" в порядке ст. 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "СК Че" поддержал свои доводы и требования по апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор" в судебном заседании возражал против удовлетворения требований подателя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 29.10.2020, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.04.2018 на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона N 0177200000918001293 от 18.05.2018 между истцом "СК-Че" (подрядчик) и ответчиком КУ РА РУАД "ГорноАлтайавтодор" (заказчик) был заключен государственный контракт на выполнение работ N ф.2018.232887 от 30.05.2018, по условиям которого в целях обеспечения государственных нужд, заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог Чемальского района (далее объект), в соответствии с требованиями указанными в Приложение N 3 к контракту, по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, а заказчик принимает на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями разделом 3 контракта (п. 1.1 контракта).
Согласно условиям заключенного сторонами контракта подрядчик обязался обеспечивать допустимый уровень содержания объекта в соответствии с приказом Минтранса РФ N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2012, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения (п. 5.1.2 контракта).
Качество выполненных работ подрядчиком по содержанию Объекта оценивается комплексным показателем "Уровень содержания автомобильной дороги", отражающим фактический уровень содержания объекта, значения которого в течение срока действия контракта должны быть не ниже допустимого уровня, в соответствии с п. 5.1.2. контракта (п. 1.3. контракта).
В соответствии с п. 3.5. контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018 его цена является твердой и не может изменяться в ходе исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, согласно ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 и условий контракта. При изменении цены контракта стороны подписывают дополнительное соглашение.
Согласно 6.1 контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018 приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно начиная с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца с участием представителя подрядчика и заказчика и оформляется акт проверки уровня содержания автомобильной дороги в соответствии с Приказом Минтранса РФ "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2012, N 163, на основании Постановления Правительства Республики Алтай "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" от 19.02.2013, N 32.
А п. 6.2. контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018 предусмотрено, что подрядчик предоставляет заказчику с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца, следующие документы: акт о приемке выполненных работ КС-2; справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 с приложением счетов-фактур (счета); акт оценки уровня содержания автомобильных 6 дорог; итоговую ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог; промежуточную ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса РФ "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2012, N 163, на основании Постановления Правительства Республики Алтай "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" от 19.02.2013, N 32. В случае отсутствия дефектов содержания по отдельным автодорогам/мостам промежуточные и итоговые ведомости на них не составляются.
Согласно п. 3.1 контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018, Приложения N 14/1 утвержденным дополнительным соглашением N 1 и N 3 к контракту от 24.06.2019, объем предоставляемых лимитов за счет средств бюджета Республики Алтай в 2019 году составляет 58 198 192 руб.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 ответчиком были выявлены дефекты автомобильных дорог Чемальского района, которые фиксировались в Промежуточной и в Итоговой ведомости, на основании чего ответчик не произвел оплату снятых с выполнения километров.
Ссылаясь на то, что КУ РА РУАД "ГорноАлтайавтодор" незаконно и необоснованно в одностороннем порядке изменен порядок оплаты работ, выполненных в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, что суммы актов КС-2 ниже сумм, предусмотренных контрактом за каждый этап (месяц) и за 2019 год в целом, в связи с чем сумма оплаты за выполненные работы ниже, а дополнительных соглашений по уменьшению цены контракта стороны не подписывали, ООО "СК Че" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снижение оплаты ответчиком было произведено правомерно с учетом значимости выявленных дефектов содержания в соответствии с приложением N 1 Приказа Минтранса РФ "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2012, N 163 и в соответствии с условиями государственного контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Частью 1 ст. 763 ГК РФ предусмотрено, что подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ч. 2 ст. 763 ГК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается истцом, наличие дефектов на момент приемки подтверждается подписанными обеими сторонами, промежуточными и итоговыми ведомостями оценки уровня содержания автомобильной дорог в Чемальском районе.
В связи с чем, фактически за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 выполненные подрядчиком работы по контракту составили 56 739 639 руб., что ниже объема предоставленных лимитов на 2019 год на 1 458 553 руб., так как работы на данную сумму были не выполнены.
При этом уменьшение оплаты работ по контракту было произведено на основании Приказа Минтранса РФ "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2012, N 163, в соответствии с условиями государственного контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018.
Согласно п. 4 Приказа Минтранса РФ N 163 от 08.06.2012, оценка уровня содержания автомобильных дорог проводится с целью определения уровня содержания автомобильных дорог, на основании которого в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог, заключенного между заказчиком и исполнителем, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или неприменении к исполнителю мер ответственности за несоблюдение условий контракта в части выполнения таких видов работ.
А в соответствии с п. 11 данного Приказа несоблюдение требуемого качества выполнения работ и уровня содержания автомобильной дороги влечет за собой изменения оплаты работ по содержанию автомобильной дороги.
Согласно п. 1.1 и п. 5.3.2 государственного контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018 заказчик обязан принять и оплатить работы надлежащего качества, в соответствии с условиями контракта. Существенным условием контракта является, в том числе, качество выполненных работ (п. 1.6 контракта).
В связи с чем, заказчик уменьшил оплату работ по контракту, принимая во внимание наличие на момент приемки работ дефектов содержания автомобильных дорог в Чемальском районе.
Снижение оплаты было произведено с учетом значимости выявленных дефектов содержания в соответствии с приложением N 1 Приказа Минтранса РФ "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" от 08.06.2019, N 163.
Отклоняя доводы апеллянта о том, что факт выполнения истцом работ в полном объеме и качественно подтверждается материалами дела, а уровень содержания соответствует требованиям условий контракта, а также, что истцом фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены позднее, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права и заключенного контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018.
Факт выполнения работ с дефектами на момент приемки, которая производится ежемесячно начиная с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца с участием представителя подрядчика и заказчика в соответствии с п. 6.1 контракта подтверждается подписанными обеими сторонами, в том числе, со стороны подрядчика промежуточными и итоговыми ведомостями оценки уровня содержания автомобильных дорог, доказательств выполнения полного объема работ на момент приемки ответчиком в нарушение п. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено.
Ссылка на то, что осмотр ответчиком был произведен визуально, выводов суда не опровергает.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, представленным в материалы дела, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки при принятии оспариваемого решения.
Проверив доводы апеллянта, с учетом установленных материалами дела существенных нарушений сто стороны истца при исполнении спорного государственного контракта, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о правомерности снижения оплаты ответчиком с учетом значимости выявленных дефектов содержания и в соответствии с условиями государственного контракта N ф.2018.232887 от 30.05.2018.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Алтай 29.10.2020 по делу N А02-583/2020 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай 29.10.2020 по делу N А02-583/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
В.М Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-583/2020
Истец: ООО "Строительная компания Че"
Ответчик: Казенное учреждение Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор"