г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2021 г. N Ф05-7180/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А41-53818/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: Семушкиной В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу
ТСЖ "НАШ ДОМ" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2020 по делу N А41-53818/20, принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению ООО "ХАРТИЯ" к ТСЖ "НАШ ДОМ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ХАРТИЯ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТСЖ "НАШ ДОМ" о взыскании 397 897,11 рублей задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами от 31.12.2018 N 0486 -2019/МО за период с 01.01.2019 по 31.05.2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.11.2020 по делу N А41-53818/20 требования ООО "ХАРТИЯ" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и не применение норм материального права, подлежащих применению.
Впоследствии от ответчика поступили дополнения к ранее поданной апелляционной жалобе, приобщенные апелляционным судом к материалам дела.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный определением апелляционного суда от 23.11.2020, истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании типового договора от 31.12.2018 N 0486-2019/МО истец оказывает ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение договора истец в период с 01.01.2019 по 31.05.2020 оказал ответчику услуги на общую сумму 397 897,11 рублей, что подтверждается соответствующими актами за указанный период.
Ответчик своих обязательств не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность.
Инициированный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата (претензия от 08.07.2020 N 3641), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018, а также в соответствии с Соглашением N б/н от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО "Хартия" наделено статусом "Регионального оператора" по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - TKO) на территории Московской области (Ногинская зона Регионального оператора).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641" утверждены правила обращения с ТКО, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Правила 1156).
Согласно подпункту а) пункта 8(1) Правил 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО. образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (МКД) - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Управляющей организацией дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Институтская, д. 2Б. является ТСЖ "Наш Дом", в связи с чем, ответчик является лицом, уполномоченным на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
В 2018 году истцом был подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора N 0486- 2019/МО на оказание услуг по обращению с ТКО подготовленный в соответствии с типовой формой утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641".
Доводы Ответчика о не направлении ему, Истцом, договора на оказание услуг по обращению с ТКО несостоятельны ввиду того, что Ответчик сам утверждает в своем отзыве на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе, что в 2018 году ему был направлен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8(17) Правил 1156 региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В связи с чем, на официальном сайте регионального оператора (http:// www.mo.hartiva.com) в сети Интернет опубликовано предложение Регионального оператора заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и типовая форма в соответствии с которой заключается указанный договор (в разделе Новости), адресованное всем Потребителям в Ногинской зоне регионального оператора, дата публикации 15.10.2018.
Согласно пункту 8 (11) Правил 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
На основании пункта 8 (13) Правил 1156 Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Ответным письмом Ответчик подготовил и направил в адрес Истца измененную редакцию договора с присвоенным Ответчиком N НД 0486-2019/МО, редакция Ответчика, направленная Региональному оператору, изменяет утвержденную типовой формой редакцию, что является нарушением пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N89-ФЗ, так как изменение пунктов Договора, утвержденных типовой формой, не допускается, в том числе, внесение изменений в нумерацию, удаление или изменение отдельных пунктов типовой формы, в связи с чем договор в редакции подготовленной Ответчиком не был принят Истцом.
Довод Ответчика, что договор N НД-0486-2019/МО считается заключенным, несостоятелен в связи с несоответствием его типовой форме, отсутствием подписи Истца на указанном договоре, а также отсутствием правовых оснований для признания заключенным договора в данной редакции.
В соответствии с абз.1 п. 8(14) Правил 1156 Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Согласно п. 8 (15) Правил 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
На основании изложенного договор на оказание услуг по обращению с ТКО был заключен с Потребителем в соответствии с типовой формой договора по цене указанной Региональным оператором в направленной Потребителю редакции Договора N 0486-2019/МО.
В соответствии с п. 15 типовой формы договора учёт объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов и в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" (далее - Правила 505).
Согласно п. 6 Правил 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил 505.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил505предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, п. 8 Правил505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил505,расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищных кооперативом или иных специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство РФ утвердило Постановление от 06 мая 2011 N 354"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), исходя из положений которых, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную Потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании объема вывезенных контейнеров (пункты 148.30 - 148.33, 148.38 Правил N 354).
На основании п. 148.30 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Пунктами 2.12.2.15 Порядка накопления ТКО утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 г. N 350-РВ (с изм. от 29.11.2019 N 683-РВ)(далее - Порядок 350-РВ) предусмотрено, что раздельное накопление ТКО осуществляется с использованием двух контейнерной системы. В контейнере синего цвета накапливаются отходы подлежащие утилизации (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло), не загрязненные пищевыми отходами (так называемые сухие отходы). В контейнере (бункере) серого цвета накапливаются смешанные отходы. При наличии мусоропровода, он используется только для смешанных отходов, сухие отходы накапливаются в синем контейнере на контейнерной площадке.
В соответствии с п. 2.9Порядок 350-РВ, контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению ТКО осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области. При этом, п. 2.11Порядка350-РВпредусмотрено, что раздельное накопление ТКО организуется Региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
Таким образом, фактическое соблюдение условий раздельного накопления ТКО (в контейнерах синего цвета - сухие отходы, в контейнерах серого цвета - только смешанные) в рамках договоров Регионального оператора с Потребителями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, может быть установлено в порядке осуществления контрольных функции соответствующими органами местного самоуправления с участием Регионального оператора.
Доказательства, того, что ответчик фактически перешел к раздельному накоплению ТКО по соответствующим видам, в материалы дела не представлены.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения потребителями услуг по обращению с ТКО требований по раздельному накоплению ТКО. Представленные ответчиком документы не позволяют установить соблюдение требований по раздельному накоплению ТКО, так как невозможно установить объем ТКО образуемых в конкретном доме, при наличии нескольких домов осуществляющих накопление на одной и той же контейнерной площадке, на которой осуществляет накопление в том числе и Ответчик.
Кроме того, в материалах дела отсутствует Акт органа местного самоуправления "о раздельном накоплении ТКО", подготовленный на основании Акта об установлении факта соблюдения порядка раздельного накопления ТКО.
Акт, представленный Ответчиком, составленный с Администрацией муниципального образования представленный Ответчиком, подтверждает лишь исполнение требований к обустройству контейнерной площадки на которой Ответчик совместно с другими Потребителями осуществляет накопление ТКО, и не подтверждает факт соблюдения Ответчиком порядка раздельного накопления ТКО.
Согласно приложенной ранее фотофиксации вывозов ТКО с контейнерной площадки на которой Ответчик осуществляет накопление, в баках для раздельного сбора отходов, обнаружены отходы, не подлежащие утилизации (рециклингу), а именно порубочные остатки от древесины, одежда, неочищенные от пищевых отходов емкости.
Доводы Ответчика о том, что у его имеется ведомость учета вывезенных ТКО с подписью уполномоченных сотрудников Истца, подтверждающая учет объема, не состоятелен ввиду отсутствия документов подтверждающих полномочия подписантов данных ведомостей как со стороны Истца, так и со стороны Ответчика, подписание данных ведомостей не предусмотрено Договором N 0486-2019/МО от 31.12.2018, и не является обязанностью Истца. Также отсутствует возможность установить кем именно подписана данная ведомость (отсутствует расшифровка подписи).
Поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения своих обязательств по спорному договору, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2020 по делу N А41-53818/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53818/2020
Истец: ООО "ХАРТИЯ"
Ответчик: ТСЖ "НАШ ДОМ"