г. Чита |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июня 2021 г. N Ф02-2306/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А19-6974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Каминского В.Л., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Подкаменского сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2020 года по делу N А19-6974/2020 по исковому заявлению Администрации Подкаменского сельского поселения (ОГРН: 1053848032380, ИНН: 3821013252) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о признании недействительным акта технологического присоединения N 34 от 27.07.2018,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Подкаменского сельского поселения (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о признании акта технологического присоединения N 34 от 27.07.2018 недействительной (ничтожной) сделкой.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что администрация не является ни фактическим собственником, ни владельцем объектов электросетевого хозяйства. Полагает, что поскольку акт подписан сетевой организацией и заявителем при отсутствии на то правовых оснований, сделка в виде заключения оспариваемого акта технологического присоединения N 34 от 27.07.2018 является недействительной.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 22.05.2017 по делу N 2а-782/2017 признано незаконным бездействие администрации Подкаменского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер путем направления заявления и документов в Шелеховский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества, объектов электросетевого хозяйства на учет и обязании Администрации в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить в Шелеховский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области заявление и документы о принятии на учет как бесхозных объектов недвижимого имущества, объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования Подкаменское сельское поселение:
- линия 10 кВ от ВЛ-10 кВ Ф-11 ЭЧЭ до КТП-"Жилмассив о.п. Санаторный",
- комплектная трансформаторная подстанция (КТП) -100/10 -"Жилмассив о.п.
Санаторный",
- электрические сети 0,4 кВ Ф-"Дома" от КТП "Санаторный" о.п. Санаторный" (далее - бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сооружение электроэнергетики: Линия 10кВ от ВЛ-10 кВ Ф-11 ЭЧЭ-41 до КТП- "Жилмассив о.п. Санаторный", 1958 года строительства, протяженностью 1420 метров, кадастровый номер 38:27:000000:4142, 20.08.2019, принято на учет Муниципальным образованием Подкаменское сельское поселение как бесхозяйный объект недвижимости.
Между Администрацией в лице главы Подкаменского сельского поселения и ОАО "РЖД" подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 34 от 27.07.2018, в котором определены характеристики присоединяемого электросетевого хозяйства, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, о.п. Санаторный - КТП и сети "жилмассив".
Администрация указав, что данный акт является ничтожной сделкой, так как нарушает права и законные интересы истца в виде возложения на него незаконной обязанности по оплате фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, а также издержек по эксплуатации таких сетей, обратилась в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей, 1, 13, 153, 166, 210, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения N 861, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", учел правовую позицию, сформулированную в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, установив факт того, что спорный объект электросетевого хозяйства является частью электрической сети Подкаменского сельского поселения, от которой запитаны абоненты, использующие электроэнергию для социальнобытового и личного потребления и объекты инфраструктуры Подкаменского сельского поселения.
Следовательно, Администрация Подкаменского сельского поселения в силу закона является владельцем объектов электросетевого хозяйства и обязанным лицом по оплате фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства, указанных в акте технологического присоединения N 34 от 27.07.2018, а именно: линии 10 кВт/ч от ВЛ-10кВФ-11ЭЧЭ 41 до КТП "Жилмассив" о.п. Санаторный", КТП-100/10 "Жилмассив о.п. Санаторный".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
При этом, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые осуществляются путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Истец, обращаясь в суд с требованием о признании акта недействительным, указал на возникновение в связи с заключением акта обязанности уплачивать гарантирующего поставщику электрической энергии фактические потери в сетях.
При этом истец не учитывает, что акт об осуществлении технологического присоединения N 34 от 27.07.2018 не является сделкой, так же как и не направлен на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, акт направлен на фиксацию факта исполнения обязательств по договору.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
В Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В числе существенных условий договора на технологическое присоединение назван перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению, которые определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора, а также срок осуществления мероприятий (пункт 16 Правил N 861).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в случае отсутствия заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства (пункт 130 Основных положений N 442).
В этой связи, на стороне Администрации Подкаменского сельского поселения возникает предусмотренная законом обязанность возместить стоимость фактических потерь электрической энергии вне зависимости от наличия либо отсутствия договора.
Из системного анализа абзаца третьего пункта 4 статьи 26, абзаца 1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, следует, что к субъектам, обязанным оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите этой энергии конечным потребителям.
Собственнику электросетевого оборудования, не обратившемуся за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии и не реализовавшему иные предусмотренные законодательством полномочия в отношении такого оборудования, присущи признаки сетевой организации, в том числе в вопросе компенсации возникших в принадлежащих ему сетях потерь электрической энергии.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены оспариваемым актом, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. В материалах дела также отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов, либо наступления для Администрации негативных последствий в результате подписания акта о технологическом присоединении N 34 от 27.07.2018.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2020 года по делу N А19-6974/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6974/2020
Истец: Администрация Подкаменского сельского поселения
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" филиал "РЖД" Трансэнерго Восточно-Сибирская дирекция по энергообеспечению
Третье лицо: ООО "Русэнергосбыт"