г. Киров |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А31-14722/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир напитков"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.12.2020
по делу N А31-14722/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир напитков" (ИНН: 4401173551, ОГРН: 1164401056720)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ИНН: 7710757158, ОГРН: 1097746596672)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир напитков" (далее - заявитель, ООО "Мир напитков", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - ответчик, МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган) от 28.09.2020 N 0101/180620/02087-8ю, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мир напитков" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в рассматриваемом случае имеются достаточные основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, либо для снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 14.19 КоАП РФ, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
ООО "Мир напитков" относится к субъектам малого предпринимательства, вину в совершении административного правонарушения Общество признало, правонарушение не причинило вред и не повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям. По мнению заявителя, отражение в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) некорректных сведений о дате отгрузки продукции при наличии в товарно-транспортных накладных объективных данных о произведенных поставках не может рассматриваться как существенное нарушение.
Как полагает Общество, административный орган не учел то обстоятельство, что 10.08.2020 ООО "Мир напитков" направило в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными, скорректировав даты отгрузки продукции. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении представленные заявителем в ЕГАИС сведения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции носили достоверный характер, а выявленное нарушение было устранено.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц сведениям ООО "Мир напитков" в качестве основного вида деятельности осуществляет оптовую торговлю пивом (код вида деятельности - 46.34.23).
Управлением при проведении на основании задания от 06.04.2020 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществленных посредством анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, установлено нарушение Обществом порядка учета алкогольной продукции при ее обороте (осуществлении поставки).
Определением МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.06.2020 N 0101/180620/02087 в отношении ООО "Мир напитков" возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
В ответ на определение об истребовании сведений от 18.06.2020 N 0101/180620/02087-2ю Общество письмом от 03.07.2020 направило административному органу копии товарно-транспортных накладных N Мн000000369 от 11.01.2020, N Мн000000279 от 11.01.2020, N ОМ16-109-2 от 16.01.2020, N ОМ23-109-2 от 23.01.2020, N ОМ37-109-2 от 06.02.2020, N ОМ41-109-2 от 10.02.2020, N ОМ45-109-2 от 14.02.2020, N ОМ48-109-2 от 17.02.2020, N ОМ51-109-2 от 20.02.2020, N ОМ72-109-2 от 12.03.2020, N ОМ86-109-3 от 26.03.2020, подтверждающих отпуск товара. Законным представителем ООО "Мир напитков" представлены пояснения от 03.07.2020.
При проведении административного расследования Управлением установлено, что даты отгрузки алкогольной продукции, зафиксированные в ЕГАИС, не соответствуют датам отпуска товара, указанным в представленных Обществом товарно-транспортных накладных. В частности, расхождения выявлены по следующим товарно-транспортным накладным (далее - ТТН):
1. ТТН N Мн000000369 от 11.01.2020, дата отгрузки, отраженная в ЕГАИС (далее - дата отгрузки по ЕГАИС), 11.01.2020, дата отгрузки, содержащаяся в графе "отпуск груза произвел" в ТТН (далее - дата отгрузки по накладной) 13.01.2020;
2. ТТН N Мн000000279 от 11.01.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 11.01.2020, дата отгрузки по накладной 13.01.2020;
3. ТТН N ОМ16-109-2 от 16.01.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 16.01.2020, дата отгрузки по накладной 17.01.2020;
4. ТТН N ОМ23-109-2 от 23.01.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 23.01.2020, дата отгрузки по накладной 24.01.2020;
5. ТТН N ОМ37-109-2 от 06.02.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 06.02.2020, дата отгрузки по накладной 07.02.2020;
6. ТТН N ОМ41-109-2 от 10.02.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 10.02.2020, дата отгрузки по накладной 11.02.2020;
7. ТТН N ОМ45-109-2 от 14.02.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 14.02.2020, дата отгрузки по накладной 15.02.2020;
8. ТТН N ОМ48-109-2 от 17.02.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 17.02.2020, дата отгрузки по накладной 18.02.2020;
9. ТТН N ОМ51-109-2 от 20.02.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 20.02.2020, дата отгрузки по накладной 21.02.2020;
10. ТТН N ОМ72-109-2 от 12.03.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 12.03.2020, дата отгрузки по накладной 13.03.2020;
11. ТТН N ОМ86-109-3 от 26.03.2020, дата отгрузки по ЕГАИС 26.03.2020, дата отгрузки по накладной 27.03.2020.
По факту представления заявителем в ЕГАИС недостоверных (искаженных) сведений о датах отгрузки алкогольной продукции по вышеуказанным товарно-транспортным накладным должностным лицом административного органа в отношении ООО "Мир напитков" составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2020 N 0101/180620/02087-4ю, которым деяние Общества квалифицировано по статье 14.19 КоАП РФ. Указание на дату, время и место составления протокола об административном правонарушении содержится в извещении от 21.07.2020 N 0101/180620/02087-5ю. О совершении соответствующего процессуального действия лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом.
Определением от 21.08.2020 N 0101/180620/02087-5ю рассмотрение дела в отношении Общества назначено на 04.09.2020 в 12 часов 00 минут.
Определением от 04.09.2020 N 0101/180620/02087-6ю рассмотрение дела об административном правонарушении отложено и назначено к рассмотрению на 28.09.2020 в 11 часов 30 минут.
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, 28.09.2020 временно исполняющий обязанности руководителя Управления вынес постановление N 0101/180620/02087-8ю, в соответствии с которым ООО "Мир напитков" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей. О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом, представило ходатайство от 23.09.2020 о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в случае установления состава административного правонарушения просило применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, либо на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ назначить наказание в виде предупреждения.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление подлежит отмене, ООО "Мир напитков" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к ответственности, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему (пункт 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 5 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459) (здесь и далее в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности) ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя, в том числе внесение информации, указанной в пункте 6 Правил N 1459, в единую информационную систему и ее обработку.
Единая информационная система содержит, среди прочего, сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (подпункт 18 пункта 6 Правил N 1459).
На основании пункта 15 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную, в том числе в подпункте 18 пункта 6 Правил N 1459.
Из приведенных положений следует, что несоблюдение указанных требований свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Заявителю вменено нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
В рассматриваемом случае Общество не отрицает факт отражения в ЕГАИС некорректных (искаженных) сведений о датах отгрузки алкогольной продукции, не оспаривает, что фактически отпуск продукции был произведен в даты, указанные в первичных документах, которые с датами отгрузки, отраженными в ЕГАИС, на момент выявления правонарушения административным органом не совпадали.
Факт нарушения ООО "Мир напитков" вышеизложенных нормативных требований, выразившийся в представлении заявителем и фиксации в ЕГАИС недостоверных (некорректных) данных о датах отгрузки поставляемой алкогольной продукции, установлен административным органом, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе товарно-транспортными накладными, отчетными данными, содержащимися в ЕГАИС, протоколом об административном правонарушении от 21.08.2020, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о принятии мер к последующему устранению выявленного нарушения, в частности: направление 10.08.2020 заявки о фиксации в ЕГАИС информации с уточненными датами отгрузки алкогольной продукции и отражение в системе на момент составления протокола об административном правонарушении исправленных сведений, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Устранение нарушения после его выявления уполномоченным органом не позволяет говорить о принятии ООО "Мир напитков" всех зависящих от него, заблаговременных и достаточных мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии ООО "Мир напитков" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения не истек.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Действующее законодательство предъявляет особые требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Следует признать, что совершенное ООО "Мир напитков" правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений, создает препятствия для осуществления надлежащего государственного контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, обусловленного необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, что, вопреки утверждению Общества об обратном, свидетельствует о существенном характере нарушения охраняемых общественных правоотношений.
На основании изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что фиксация в ЕГАИС некорректных сведений о дате отгрузки алкогольной продукции при осуществлении ее поставки по 11 товарно-транспортным накладным не оказывает влияние на достижение целей учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, также подлежит отклонению.
Оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела, определенного санкцией статьи 14.19 КоАП РФ, суд по обстоятельствам рассматриваемого дела не усматривает.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Исключительных обстоятельств судом не установлено, представление в ЕГАИС корректных, соответствующих действительности данных об обороте товара относится к сфере контроля Общества, в силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ принимающего на себя обязательства по осуществлению учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Размер административного штрафа, определенный с учетом характера совершенного правонарушения, его тяжести, а также наличия отягчающего обстоятельства по делу, выразившегося в повторном совершении однородного административного правонарушения, на что указано в оспариваемом постановлении, соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ. Такой размер штрафа соответствует принципам справедливости, целесообразности административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 18.12.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Мир напитков" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.12.2020 по делу N А31-14722/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир напитков" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-14722/2020
Истец: ООО "Мир напитков"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу