г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2021 г. N Ф07-5228/21 настоящее постановление отменено
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А56-40160/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковой И.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лиозко В.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Найденко Е.Ю. - доверенность от 12.01.2021
от 3-го лица: Мирзаханян Д.Г. - доверенность от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34579/2020) ИФНС ПО Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу N А56-40160/2020(судья Салтыкова С.С.), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
к ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области
3-е лицо: Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
о признании незаконным решения ИФНС,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского района Ленинградской области (далее - заявитель, Администрация МО "Город Всеволжск") обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области) о признании незаконным решения ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 11.03.2020 N 5166А об отказе в государственной регистрации ликвидационного баланса.
Определением суда от 19.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - третье лицо, Администрация МО "Всеволжский муниципальный район").
Решением суда от 12.10.2020 признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области об отказе в государственной регистрации от 11.03.2020 N 5166А в отношении Администрации муниципального образования "Город Всеволжск". Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования "Город Всеволжск", а именно : повторно рассмотреть уведомление о ликвидации юридического лица - Администрации муниципального образования "Город Всеволжск", поданное руководителем ликвидационной комиссии Фроловой М.А. от 03.03.2020 вх. N 5166А и принять решение о государственной регистрации (составление промежуточного ликвидационного баланса) в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования "Город Всеволожск".
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на правомерный отказ в государственной регистрации ликвидационного баланса в отсутствие вступившего в законную силу судебного акта.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Администрация МО "Всеволжский муниципальный район" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Решением от 12.09.2019 N 6 Главы муниципального образования ликвидировано муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования "Город Всеволжск" Всеволжского муниципального района Ленинградской области (Администрация МО "Город Всеволжск")
ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области принято решение от 11.03.2020 N 5166А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица Администрации МО "Город Всеволжск" в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, нарушением подпункта "б" пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно: уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса представлено при невступлении в законную силу решения суда.
Заявитель обжаловал решение от 11.03.2020 N 5166А в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области принято решение об оставлении жалобы руководителя ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования "Город Всеволжск" Всеволжского муниципального района Ленинградской области Фроловой М.А. без удовлетворения.
Отказ в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса мотивирован ссылкой на подпункт "б" пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Считая решение ИФНС по Всеволжскому району Ленинградской области незаконным, Администрация Муниципального образования "Город Всеволжск" обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, включая случаи регистрации прекращения их деятельности, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с подпунктом б) пункта 4 статьи 20 Закона о регистрации уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правомерному выводу о том, что частью 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 1313-ФЗ) установлено, что Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Устава МО "Город Всеволожск" администрация МО "Город Всеволожск" не образуется, с момента принятия решения о ликвидации (Решение совета депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 от 12.09.2019 "О ликвидации администрации МО "Город Всеволожск") все вопросы местного значения МО "Город Всеволожск" исполняет администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, которая является действующим органом местного самоуправления.
Указанные документы являются нормативными актами органа местного самоуправления, опубликованы на официальном сайте МО "Город Всеволожск", в газете "Всеволожск "Городская жизнь".
Из изложенного следует, что администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области является правопреемником администрации МО "Город Всеволожск", в связи с чем в рассматриваемой ситуации требование при ликвидации соответствующего органа того, чтобы оно не находилось в стадии судебных споров, является нецелесообразным.
Таким образом, в рассматриваемом случае примененная норма Инспекцией норма Закона о государственной регистрации не должна распространяться на органы местного самоуправления как не учитывающая вышеуказанные положения законодательства об организации местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2020 по делу N А56-40160/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40160/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВСЕВОЛОЖСК" ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЫБОРГСКОМУ РАЙОНУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области