город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2021 г. |
дело N А01-3496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от ответчика: представитель Попадюк В.В. по доверенности от 03.02.2021 (до перерыва);
от остальных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чадовой Алины Борисовны на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.11.2020 по делу N А01-3496/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Карготендер.ру" (ИНН 9701051240, ОГРН 1167746995350) к индивидуальному предпринимателю Чадовой Алине Борисовне (ИНН 010401912191, ОГРН 312010515700077) при участии третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "Сельта" (ИНН 2310053662, ОГРН 1022301614873) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карготендер.ру" (далее - истец, ООО "Карготендер.ру", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к индивидуальному предпринимателю Чадовой Алине Борисовне (далее - ответчик, ИП Чадова А.Б., предприниматель) о взыскании убытков в размере 244 188 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сельта".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на недоказанность размера ущерба; судом первой инстанции не назначена экспертиза для определения размера фактической порчи товара. В нарушение пункта 80 Правил N 272 акт от 17.05.2019 составлен обществом в одностороннем порядке. Истцом не доказан размер убытков, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и порчей груза.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В судебном заседании 08.02.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 08.02.2021 до 17 час. 35 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен договор-заявка на перевозку груза N 190516-11 от 16.05.2019, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязуется оказать транспортно-экспедиционные услуги, а именно: маршрут - г. Краснодар - г. Москва; дата и время загрузки - 16.05.2019 до 14:00, адрес загрузки: ст.Кужорская, Майкопский район Республики Адыгея, адрес разгрузки: с.Парфентьево, Коломенский район, согласованный срок доставки - по прибытию; сумма оплаты за перевозку: 36 000 рублей по оригиналам документов; характеристика груза: клубника, 10 грузовых паллет, размеры, габариты упаковочных мест - по ТТН, стоимость - согласно товарной накладной; тип автомобиля - рефрижератор, температура +4 градусов; - данные на водителя - Таран Максим Юрьевич, марка ТС - Фотон У566УР/93 (т. 1, л.д. 9).
Согласно пункту 2 договора-заявки исполнитель является материально ответственным лицом и несет полную ответственность за груз с момента получения до момента его сдачи на склад заказчика.
Груз в количестве 320 ящиков (1501 кг) стоимостью 382 755 руб. был передан ответчику, о чем свидетельствует товарно-транспортная накладная N 5 от 16.05.2019 (т.1, л.д. 15).
Для обеспечения контроля соблюдения температурного режима перевозки, была произведена закладка логгера N 0001066852 ВТ9 Xsense в автомобиль номер у566ур93, водитель Таран М.Ю., о чем составлен акт контроля температуры. Установленная температура транспортировки груза, согласно заявке N 645767 от 16.05.2019 от +2 до +4 (т. 1, л.д.12).
В соответствии с актом осмотра ТС Клм 642550 от 17.05.2019 при вскрытии автомобиля обнаружено нарушение температурного режима +16, наименование товара - земляника отечественная в количестве 1 478,5 кг. Акт подписан представителями истца и водителем Таран М.Ю. (т.1, л.д. 13).
Согласно объяснительной водителя Таран М.Ю. температура в пути держалась от +4 до +7 (т.1, л.д.14).
Актом N КЛМ642550 от 17.05.2019 установлено расхождение по количеству и качеству при приемке товара: брак (загнив, плесень, вызванная превышением максимальной температуры транспортировки более чем в три раза на всем пути следования) составил 935,10 кг на сумму 238 450 рублей, недовоз - 22,5 кг на сумму 5 737 рублей 50 копеек (т.1, л.д.16-17).
30.08.2019 в адрес ответчика истцом была направлена претензия с требованием возмещения причиненного ущерба, которая последним оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Общее понятие договора перевозки груза дается в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 785, особенности заключения договора перевозки автомобильным транспортном содержатся в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку груза взимается перевозная плата, установленная соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Аналогичное правило предусмотрено в пункте 5 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (подпункт 1 пункта 7 статьи 34 названного Закона).
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Таким образом, в предмет доказывания требования о взыскании убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов:
1) факта нарушения права истца;
2) вины ответчика в нарушении права истца (с учетом положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации о повышенной ответственности субъектов предпринимательской деятельности);
3) факта причинения убытков и их размера;
4) причинно-следственной связи между фактом нарушения права и причиненными убытками.
При этом, причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками:
1) причина предшествует следствию,
2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с правилами статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - устав автомобильного транспорта) перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз. Если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в соответствии с частью 7 статьи 34 настоящего Федерального закона (чч.1, 2).
В силу части 9 указанной статьи Устава выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в том числе в случае доставки скоропортящегося груза с нарушением температурного режима при перевозке.
Частями 14, 15 приведенной статьи закреплено, что, если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза. При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом, заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.
На основании статьи 38 Устава автомобильного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных данным Федеральным законом. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
Пунктом 79 Правил N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлено, что в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза составляется акт.
Согласно пункту 81 Правил N 272 отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
В силу пункта 80 названных Правил акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом; при невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток; в случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Подпункт г) 82 данных Правил предписывает в содержание данного акта в обязательном порядке включать сведения о фактическом размере повреждений, а согласно пункту 83 в случае, указанном в подпункте "г" пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Так, в обоснование исковых требований истец ссылается на акт осмотра ТС Клм 642550 от 17.05.2020, подписанный, в том числе, водителем ответчика.
Как было указано ранее, согласно акту от 17.05.2019 выявлено нарушение температурного режима.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что предпринимателем причинены убытки обществу в результате порчи груза, следовательно, истец вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков с ответчика как с лица, ответственного за порчу груза в размере 244 188 руб.
Доводы о составлении акта от 17.05.2019 в одностороннем порядке судебной коллегией отклоняются как противоречащие материалам дела.
Доводы жалобы со ссылкой на недоказанность размера ущерба отклоняются судебной коллегией.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 9 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта I статьи 15 ГК РФ, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. При этом обязанность по возмещению причиненного вреда и случаи, в которых возможно освобождение от такой обязанности, предусмотрены законом. Недоказанность размера причиненного ущерба не отнесена к основаниям, позволяющим не возлагать гражданско-правовую ответственность на причинителя вреда.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства необоснованности заявленных истцом требований, о назначении экспертизы в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью определения стоимости испорченного груза ответчиком не заявлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.11.2020 по делу N А01-3496/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3496/2019
Истец: ООО "Карготендер", ООО "Карготендер.ру"
Ответчик: Чадова Алина Борисовна
Третье лицо: ООО "Сельта", ООО "ЭПО"Результат"