город Омск |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А46-16879/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14670/2020) общества с ограниченной ответственностью "Молочная река" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2020 по делу N А46-16879/2020 (судья Захарцевой С.Г), принятое по иску заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молочная река" (ИНН 5501085117, ОГРН 1055501023918) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Молочная река" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Липкина Е.А., представитель по доверенности от 13.11.2020 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молочная река" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Молочная река", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2020 по делу N А46-16879/2020 заявление Управления удовлетворено. ООО "Молочная река" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 305 000 руб. 00 коп.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО "Молочная река" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что обществом в Управление были представлены декларации о соответствии; на предприятии имеется и ведется журнал регистрации; имеются протоколы необходимых испытаний и проводится необходимая дезинфекция и дезинсекция помещений. Общество отмечает, что представленные в приложении протоколы за 2019 год являются действительными, поскольку 2020 год на момент судебного разбирательства в суде первой инстанции еще не закончился, следовательно, представленные протоколы являются верными. Кроме того, по мнению подателя жалобы, Арбитражным судом Омской области не принято во внимание сложное финансовое положение ООО "Молочная река", что может являться основанием для наказания ниже низшего предела, установленного санкцией.
В письменном отзыве на жалобу Управление Роспотребнадзора по Омской области просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Молочная река" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав выступление представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 509/вп от 08.06.2020 (мотивированное представление должностного лица о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан от 03.06.2020 N 15-ОГП) по согласованию с Прокуратурой Омской области (решение от 09.06.2020 N 7/2-43-166-2020) в период с 11.06.2020 по 19.06.2020 по адресу: Омская область, Любинский район, с. Замелетеновка в отношении ООО "Молочная река" проведена внеплановая выездная проверка с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки установлено, что в цехе производства молочных продуктов ООО "Молочная река", осуществляющего деятельность по адресу: Омская область, Любинский район, с. Замелетеновка допущено нарушение обязательных требований технических регламентов к продукции, а также связанным с ним процессам производства продукции, а именно:
- согласно представленных документов, не обеспечено достоверное документирование информации о поступающем сырье, контролируемых этапах технологических операций, в т.ч. за использованием сырья и результатах контроля вырабатываемой пищевой продукции, позволяющих оценить качество и безопасность и достоверность вырабатываемой продукции, т.к. технологические журналы заполняются несвоевременно и не в полном объеме. Так, согласно удостоверений о качестве N 8 от 09.06.2020, N 9 от 10.06.2020 выработано по 20 кг масла сливочного крестьянского, м.д.ж 72.5%, при этом согласно представленного технологического "Журнала контроля качества масла сливочного" (ж-06-10, Отдела контроля качества ООО "Молочная река") последняя дата выработки масла сливочного крестьянского м.д.ж 72.5%, зарегистрирована 29.05.2020 года в количестве 41 кг, сведений о выработке масла сливочного крестьянского м.д.ж. 72.5% после указанной даты, в технологическом журнале отсутствуют.
- отсутствует журнал регистрации поступающего сырья (сливок), т.к. представлен только журнал поступления обезжиренного молока АО "Любинский молочно-консервный комбинат", при этом в соответствии с Транспортной накладной от 07.02.2020 N 000187. Ветеринарными свидетельствами от 07.02.2020 N 4226528981, N 4226505728, N 4226545908, N 4226566938, N 4226583703 предприятием получено 18.700 кг сливок пастеризованных 50%, производства Иран, Исламская Республика (изготовители - Tehran Pegah Pasteurized Milk; Golpayegan Pegah Dairy; Fars Pegah Pasteurized Milk), поставщик продукции АО "Ингредиенс", Московская область, Наро-Фоминский район, г. НароФоминск, ул. Московская, 15. Входной лабораторный контроль поступивших сливок не проводился. Не представлены декларации о соответствии на продукцию, используемую для выработки масла сливочного, а именно: сливки пастеризованные 50%, с маркировкой Pasteurized cream 50%, производитель Golpayegan Pegah Dairy (Иран, Исламская Республика), по адресу: Sherkat Zeraee Road KM 7, Karegar Sq. Golpayegan, Isfehan, с датой выработки 10.11.2019 года, а также производства Fars Pegah Pasteurized Milk (Иран, Исламская Республика), по адресу: Fars 32nd Km of Shiraz Takhtjamshid High Way, ShirazIran, с датой выработки 04.11.2019, что не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" части 44, части 99, части 105.
- недостаточно технологического оборудования для разделения потоков при производстве продукции, изготовленной по ГОСТ и продукции, изготовленной с использованием в составе заменителей молочного жира, в т.ч. при производстве спреда растительно-сливочного, молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенных по технологии сметаны, по технологии творога, пасты, произведенные по технологии творога, изготовленных с использованием по рецептуре растительных жиров, т.к. используется одно оборудование, что не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" части 43 статьи IX; ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" части 1 статьи 15;
- не эффективно проводятся мероприятия по дезинфекции, дезинсекции производственных помещений и оборудования, т.к. на технологическом оборудовании (трубопроводы, моечные ванны имеются живые особи тараканов, скопления мух (слепней), качество обработки не подтверждено данными микробиологического контроля (не представлены протоколы лабораторных испытаний методом смывов), подтверждающие эффективность санитарной обработки, предусмотренных программой производственного контроля 1 раз в 15 дней, что не соответствует требованиям п. 11.1, п. 11.2, п. 11.3, п. 11.4, п. 11.19, п. 18.1, п. 18.4, п. 18.5 СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов"; ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" статьи 10 части 3 п.8, п. 10; статьи 11 части 3 п.8; статья 14 п. 3 части 1.
- шланг для приемки молока из молокоцистерн отсутствует в месте приемки, окно приемки не закрыто. Контроль эффективности пастеризации молока микробиологическим методом 1 раз в 10 дней не проводится, что не соответствует требованиям п. 12.8, п. 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов";
- программа контроля качества на предприятии, не позволяет обеспечить безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, несмотря на то, что программа, основанная на принципах НАССР разработана, определены ККТ, но не представлены рабочие листы исполнения контроля по ППМ, ККТ, не определены ответственные лица, алгоритм действий при выявленных нарушениях, не представлены инструкции для персонала в случае отклонений от требуемых технологических параметров, порядок предотвращения выработки некачественной продукции, при этом, не организован лабораторный контроль за поступающим сырьем, используемыми в процессе производства, не обеспечено своевременное и достоверное документирование технологических операций и результатов контроля, отсутствует прослеживаемость используемого молочного сырья. Производственный контроль в соответствие с программой производственного контроля, не обеспечивает безопасность вырабатываемой продукции в соответствии с принципами НАССР, т.к. отсутствуют данные о результатах лабораторных испытаний по нормируемым показателям безопасности, кратность лабораторных испытания по показателям безопасности (по договору в аккредитованных лабораторных центрах) не соблюдается, протоколы испытаний представлены не в полном объеме. Кратность проведения лабораторных исследований не соответствует установленным срокам и не обеспечивает полноту исследований. Согласно представленной программы производственного контроля предусмотрен микробиологический контроль масла сливочного 1 раз в месяц по показателям КМАФАнМ, БГКП (колиформы), патогенные, в т.ч. сальмонеллы, стафилококк, листерии, дрожжи, однако протоколы лабораторных исследований на указанные показатели не представлены; исследования по показателям безопасности (токсичные элементы, антибиотики, пестициды, радионуклиды и показатели окислительной порчи, в т.ч. ЖКС и ГМО предусмотрены 1 раз в год, при этом протоколы испытаний по указанным показателям не представлены за 2020 год. Не представлены протоколы исследования воды водопроводной на микробиологические показатели, предусмотренные программой производственного контроля 1 раз в месяц, что является нарушением Федерального Закона РФ от 02.01.00 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" части 6, части 7 статьи 17, статьи 22; ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" статьи 10 часть 3 п.4, п.6, п.11, п.12; статья 11 часть 3 п.4, п.5, п.6; части 4; статья 13 части 1.
- санитарно-техническое состояние отдельных производственных помещений, участков и оборудования, задействованных в технологическом процессе выработки молочной продукции неудовлетворительное, а именно: имеются участки отбитой плитки с нарушением гигиенического покрытия пола и стен, участки отслаивания оштукатуренной и окрашенной поверхности стен в производственном цехе, ржавчина на трубах и оборудовании. Вентиляционные отверстия не имеют защитных сеток. Шланги для воды в производственном цехе хранятся непосредственно на полу, а не кронштейнах, что не соответствует требованиям п. 5.9, п..11, п. 5.13, п. 7.10 СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов", п. 46 гл. IХ ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", пп. 3,6 п.1, пп. 1-2, пп. 4. п.5 с. 14 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
По результатам проведенной проверки Управлением Роспотребнадзора по Омской области составлен акт проверки от 13.07.2020 N 509/вп, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
14.09.2020 начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Семкиной Ольгой Александровной в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 57-л по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании данного протокола Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Требования Управления удовлетворены судом первой инстанции, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения охватывают действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом рассматриваемого состава правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям подтверждается в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны организовать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям оборота пищевых продуктов (часть 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ).
Согласно части 2 указанной статьи производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, методик такого контроля и проверки условий их оборота.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников. Особо отмечено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарноэпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарноэпидемиологические требования (части 2, 5 статьи 15 Закона). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 7 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; 2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; 3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; 4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; 5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; 8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; 9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. 10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 12) прослеживаемость пищевой продукции.
На основании пункта 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: 1) перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 2) перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы; 3) предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; 4) порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); 5) установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений; 6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 7) периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации. Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи (пункт 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011 планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать защиту от проникновения в производственные помещения животных, в том числе грызунов, и насекомых.
В отношении молока и молочной продукции, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действует ТР ТС 033/2013.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Технологические процессы, применяемые при производстве молока и молочной продукции, должны обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (п. 43 ТР ТС 033/2013).
Материалы, контактирующие с молоком и молочной продукцией в процессе производства, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией. На всех стадиях процесса производства молока и молочной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость (пункт 44 ТР ТС 033/2013).
В силу пункта 46 ТР ТС 033/2013 Организация производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства молока и молочной продукции, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства молока и молочной продукции, условия хранения и удаления отходов производства молока и молочной продукции, а также вода, используемая в процессе производства молока и молочной продукции, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). В соответствии с п. 99 ТР ТС 033/2013 оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах:
а) декларирование соответствия;
б) государственная регистрация продуктов детского питания - в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011);
в) государственная регистрация молочной продукции нового вида - в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011);
г) ветеринарно-санитарная экспертиза сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятие для дальнейшей переработки.
Декларирование соответствия молочной продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны (ч. 105 ТР ТС 033/2013).
В соответствии с пунктом 5.9 N "СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 N 23) (далее - СанПиН 2.3.4.551-96) стены основных производственных цехов, а также заквасочного отделения и лаборатории должны быть облицованы глазурованной плиткой (или другими материалами, разрешенными органами госсанэпидслужбы) на полную высоту, но не ниже 2,4 м, а выше, до низа несущих конструкций, - покрашены водоэмульсионными и другими покрытиями, разрешенными для этой цели Госкомсанэпиднадзором России; стены в камерах хранения готовой продукции, термо- и хладостатных, а также в кабинетах начальников цехов, мастеров и др. допускается окрашивать эмульсионными и другими разрешенными красками; в складах хранения сырья и материалов следует предусматривать известковую побелку стен.
В силу пункта 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96 покраска или побелка стен и потолков производственных и подсобных помещений должна производиться по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, красками светлых тонов. Одновременно с побелкой следует проводить дезинфекцию поверхностей ограждающих конструкций.
Полы в производственных помещениях должны иметь покрытие из нескользких, кислото- и щелочеустойчивых, водонепроницаемых материалов (разрешенных к применению органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), ровную поверхность без выбоин с уклоном в сторону крытых лотков и трапов (пункт 5.13 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96).
В силу п. 7.10. СанПиН 2.3.4.551-96 в производственных помещениях должны быть предусмотрены:
- смывные краны с подводкой холодной и горячей воды, установкой смесителей из расчета 1 кран на 500 кв. м площади в цехах, где возможно загрязнение пола стоками или продукцией, но не менее 1 крана на помещение; кронштейны для хранения шлангов;
- раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, снабженные мылом, щеткой, дезинфицирующим раствором (0,02% раствором хлорной извести), полотенцами разового пользования, электрополотенцами. Раковины следует размещать в каждом производственном помещении при входе, а также в удобных для пользования местах на расстоянии не более 15 м от каждого рабочего места;
- питьевые фонтанчики или сатураторы для питьевых целей - на расстоянии не более 70 м от рабочего места.
Оборудование, аппаратура, инвентарь, молокопроводы должны подвергаться тщательной мойке и дезинфекции в соответствии с "Инструкцией по санитарной обработке оборудования на предприятиях молочной промышленности" и "Инструкцией по санитарной обработке оборудования при производстве жидких, сухих и пастообразных молочных продуктов детского питания". Допускается использование сертифицированных импортных моющих и дезинфицирующих средств (п. 11.1. СанПиН 2.3.4.551-96).
Для строгого выполнения установленной периодичности санитарной обработки оборудования и аппаратуры в каждом цехе должен быть ежемесячный график мойки и дезинфекции (п. 11.2. СанПиН 2.3.4.551-96).
Оборудование, не используемое после мойки и дезинфекции более 6 ч., вторично дезинфицируется перед началом работы. Микробиологический контроль качества мойки и дезинфекции осуществляется лабораториями предприятия и территориальных центров госсанэпиднадзора непосредственно перед началом работы (п. 11.3. СанПиН 2.3.4.551-96).
Санитарную обработку резервуаров для производства м хранения молока и молочных продуктов следует производить после каждого их опорожнения (п. 11.4. СанПиН 2.3.4.551- 96).
В соответствии с п. 11.19. СанПиН 2.3.4.551-96 микробиологический контроль вымытого оборудования должен производиться лабораторией предприятия и территориальных центров госсанэпиднадзора без предупреждения с учетом записей в журнале мойки оборудования. Результаты бактериологических исследований смывов, свидетельствующие о неудовлетворительной мойке и дезинфекции оборудования, должны вывешиваться работниками лаборатории на доске показателей с указанием лица, ответственного за санитарное состояние данной участка.
Непосредственно перед приемкой молока молочные шланги и штуцеры цистерн должны быть продезинфицированы раствором хлорной извести и ополоснуты питьевой водой. После окончания приемки молока шланги должны быть промыты, продезинфицированы, закрыты заглушкой или водонепроницаемым чехлом и подвешены на кронштейны. Моющие и дезинфицирующие растворы для обработки шлангов и патрубков цистерн должны храниться в специально промаркированных емкостях (п. 12.8. СанПиН 2.3.4.551-96).
В силу п. 18.1 СанПиН 2.3.4.551-96 на предприятиях молочной промышленности не допускается наличие мух, тараканов, грызунов и других насекомых. В соответствии с п. 18.4 СанПиН 2.3.4.551-96 для борьбы с мухами на предприятиях молочной промышленности должны проводиться следующие профилактические мероприятия:
- тщательная и своевременная уборка помещений;
- своевременный сбор пищевых отбросов и мусора в емкости с плотно закрывающимися крышками;
- своевременный вывоз пищевых отбросов и мусора с последующей мойкой и дезинфекцией емкостей 20% раствором хлорной извести или известковым молоком;
- засечивание всех открывающихся окон и дверных проемов на весенне-летний период.
В целях предупреждения появления тараканов необходимо заделывать все щели в стенах, перегородках, не допускать скопления крошек, остатков пищи. При обнаружении тараканов необходимо произвести тщательную уборку помещений и дезинсекцию разрешенными средствами (п. 18.5 СанПиН 2.3.4.551-96).
Факт выявленных нарушений находит подтверждение представленными в материалы дела доказательствами (в том числе актом проверки, фотоматериалами, заключением специалиста).
Как верно указано судом первой инстанции, допустимых доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом представлено не было.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно представления обществом в Управление деклараций о соответствии, а также того, что на предприятии имеется и ведется журнал регистрации; имеются протоколы необходимых испытаний и проводится необходимая дезинфекция и дезинсекция помещений, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Молочная река" должностным лицом Управления установлено, что на момент проверки отсутствовал "Журнал регистрации поступающего сырья (сливок)", также установлено, что входной контроль поступивших сливок не проводился. По требованию должностного лица Управления, ООО "Молочная река" представлен был только "Журнал поступления обезжиренного молока АО "Любинский молочноконсервный комбинат".
Как следует из материалов дела, Обществом в рамках внеплановой проверки не представлены декларации о соответствии на продукцию, используемую для выработки масла сливочного, а именно:
- сливки пастеризованные 50%, с маркировкой Pasteurized cream 50%, производитель Golpayegan Pegah Dairy (Иран, Исламская Республика), по адресу: Sherkat Zeraee Road KM 7, Karegar Sq. Golpayegan, Isfehan, с датой выработки 10.11.2019 г. (ветеринарное свидетельство N 4226505728 от 07.02.2020 г.)
-сливки Fars Pegah Pasteurized Milk (Иран, Исламская Республика), по адресу: Fars 32nd Km of Shiraz Takhtjamshid High Way, Shiraz-Iran, с датой выработки 04.11.2019 г.(ветеринарное свидетельство N 4226545908 от 07.02.2020 г.)
При этом, при проведении внеплановой проверки были представлены декларации о соответствии АО "Фудимпорт" (г. Москва, ул. Зарайская, д.21, пом. 304.1) ЕАЭС N RU Д-ПШТ87.В.07695/20 от 16.01.2020 г.; ЕАЭС N RU Д-ШлТГ87.В.07109/19 от 13.12.2019 г.
Таким образом, дата изготовления сливок пастеризованных 50% с д.в. 10.11.2019 г., 04.11.2019 г. не входит в период действия представленных деклараций.
При проведении проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области при осмотре помещений, оборудования установлено: недостаточно технологического оборудования для разделения потоков при производстве продукции, изготовленной по ГОСТ и продукции, изготовленной с использованием в составе заменителей молочного жира, в т.ч. при производстве спреда растительно-сливочного, молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенных по технологии сметаны, по технологии творога, пасты, произведенные по технологии творога, изготовленных с использованием по рецептуре растительных жиров, т.к. используется одно оборудование, что не соответствует требованиям части 43 статьи IX ТР ТС 033/2013;части 1 статьи 15 ТР ТС 021/2011.
Как установлено Управлением Роспотребнадзора по Омской области и следует из материалов дела, мероприятия по дезинфекции, дезинсекции производственных помещений и оборудования проводятся Обществом не эффективно, т.к. на технологическом оборудовании (трубопроводы, моечные ванны имеются живые особи тараканов, скопления мух (слепней), качество обработки не подтверждено данными микробиологического контроля (не представлены протоколы лабораторных испытаний методом смывов), подтверждающие эффективность санитарной обработки, предусмотренных программой производственного контроля 1 раз в 15 дней, что не соответствует требованиям пунктов 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.19, 18.1, 18.4, 18.5 СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов"; ТР ТС 021/2011 статьи 10 части 3 пункта 8, пункта 10; статьи 11 части 3 пункта 8; статья 14 пункта 3 части 1.
По мнению подателя жалобы, Арбитражным судом Омской области не принято во внимание сложное финансовое положение ООО "Молочная река", что может являться основанием для наказания ниже низшего предела, установленного санкцией.
Вместе с тем, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В данном случае положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ также не могут быть применены судом, исходя из нижеследующего.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного заявителем административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
Подателем жалобы в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств сложного финансового положения ООО "Молочная река".
Доказательств несоразмерности назначенного штрафа имущественному и финансовому положению также не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Ввиду того, что материалами дела подтверждается факт совершения заявителем противоправных, виновных действий (бездействия), за которые частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявления общества.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2020 по делу N А46-16879/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16879/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Ответчик: ООО "Молочная река"