г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2021 г. N Ф05-9458/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А40-106917/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2020 г. по делу N А40-106917/20
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) АО "МОСИНЖПРОЕКТ", 2) ГУП "Московский метрополитен",
3) ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР"
о признании недействительным уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
Максимкина Ю.А. по дов. от 29.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1. Гильманова В.Н. по дов. от 24.08.2020; 2. Бидяк И.И. по дов. от 05.11.2019; 3. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 27.03.2020 N 77-0-1-71/3121/2020-2476 о приостановлении внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленном на основании распоряжения Департамента от 29.10.2019 N 43091 сервитуте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: проезд Перовский д. 3 с кадастровым номером 77:04:0001016:6203, возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установленном на основании распоряжения Департамента от 29.10.2019 N 43091 сервитуте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: проезд Перовский д. 3 с кадастровым номером 77:04:0001016:6203.
Решением суда от 09.11.2020 в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц АО "МОСИНЖПРОЕКТ" и ГУП "Московский метрополитен" в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу Департамента, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Представитель третьего лица ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы" предусмотрено строительство линейных объектов "Северо-Восточный участок третьего пересадочного контура, станция метро "Нижняя Масловка" - станция метро "Авиамоторная" (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" и "Кожуховская линия метрополитена от станции метро "Авиамоторная" до станции метро "Некрасовка" (Люберецкие поля) (Юго-Восточный административный округ города Москвы)" (далее - Объекты).
В границах строительства Объектов расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001016:6203 площадью 53 692 кв.м по адресу: г. Москва, пр-д Перовский, вл. 3 предоставленный ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" по договору аренды от 29.05.2017 N М-04-050676 сроком до 17.03.2065 для эксплуатации зданий и сооружений под производственно-складские цели.
В связи с тем, что часть указанного земельного участка необходима для обеспечения строительства Объектов, 29.10.2019 Департаментом городского имущества города Москвы, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральными законами от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43), Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 25.02.2014 N 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы", было издано распоряжение N 43091, согласно которому Департамент распорядился:
1. Утвердить границы зоны действия сервитута площадью 31 598 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001016:6203;
2. Установить сервитут сроком на два года на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001016:6203, предоставленный в аренду ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР", для обеспечения строительства линейных объектов "Северо-Восточный участок третьего пересадочного контура, станция метро "Нижняя Масловка" - станция метро "Авиамоторная" (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" и "Кожуховская линия метрополитена от станции метро "Авиамоторная" до станции метро "Некрасовка" (Люберецкие поля) (Юго-Восточный административный округ города Москвы)" в целях реализации (размещения) объектов регионального назначения;
3. Установить, что обладателями сервитута (п. 2) являются АО "МОСИНЖПРОЕКТ" и ГУП "Московский метрополитен".
Указанное распоряжение вместе с заявлением N 77-0-1-71/3121/2020-2476 23.03.2020 в установленном порядке было направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленном сервитуте.
Однако Управление Росреестра по Москве 27.03.2020 вынесло решение о приостановлении внесения в ЕГРН сведений об установленном сервитуте, оформленное уведомлением от 27.03.2020 N 77-0-1-71/3121/2020-2476, мотивировав его тем, что: в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, устанавливаемый сроком менее трех лет на основании соглашения об установлении сервитута, не подлежит государственной регистрации и государственному кадастровому учету; к заявлению не приложен межевой план части земельного участка в отношении которого установлен сервитут.
Полагая решение Управления о приостановлении регистрационных действий неправомерным, Департамент обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа.
В апелляционной жалобе Департамент выражает несогласие с принятым решением, указывая, что им были представлены на регистрацию все документы необходимые для осуществления государственной регистрации.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В целях осуществления учетных действий заявителем представлено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29.10.2019 N 43091, в соответствии с которым в отношении земельного участка с местоположением: г. Москва, проезд Перовский, вл. 3 с кадастровым номером 77:04:0001016:6203 сроком на два года устанавливается сервитут.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Исходя их указанных норм, сервитут, который устанавливается сроком менее чем три года, не подлежит государственной регистрации и не подлежит государственному кадастровому учету.
Анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов") позволяет сделать вывод, что законодатель разделяет понятия "сервитут" и "публичный сервитут", и, поскольку ЗК РФ не установлено иное, публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН, часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. (В этой связи пункт 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению.)
Так, согласно пункту 8 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Аналогичная норма содержится ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ) сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой 4 Закона N 43-ФЗ), считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.
При этом в соответствии со статьей 7 Закона N 218-ФЗ сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ ЕГРН (состав вносимых в названный реестр сведений о публичном сервитуте определен частью 6 статьи 10 Закона N 218- ФЗ).
Так в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте: 1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения); 2) описание местоположения границ публичного сервитута; 3) цель установления публичного сервитута; 4) срок публичного сервитута; 5) обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае, если публичный сервитут установлен для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации; 6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
При этом согласно пункту 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута, которым, как предусмотрено пунктом 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждаются такие границы публичного сервитута, направить копию такого решения в орган регистрации прав.
В силу прямого указания ч. 8 и 14 ст. 17 Закона N 43-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, не требуется.
Сервитут, установленный в соответствии с главой 4 Закона N 43-ФЗ, не подлежит государственной регистрации в ЕГРН.
На основании пункта 21 части 1, части 15.1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541 (далее - Требования).
Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства публичный сервитут не подлежит государственной регистрации, сведения о соответствующей части земельного участка не вносятся в кадастр недвижимости.
Сведения о местоположении границ публичного сервитута для внесения в реестр сведений о границах публичного сервитута в адрес Управления не поступали.
Судом отмечено, что согласно п. 2 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; Таким образом, в рассматриваемом случае речь идет именно о публичном сервитуте.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 218-ФЗ в межевом плане указываются сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка.
Однако, межевой план на часть земельного участка общей площадью 214 кв. м, подготовленный в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, заявителем в Управление Росрееста по Москве не представлен.
С учетом изложенного, требование заявителя о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 27.03.2020 N 77-0-1-71/3121/2020-2476 о приостановлении внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленном на основании распоряжения Департамента от 29.10.2019 N 43091 сервитуте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: проезд Перовский д. 3 с кадастровым номером 77:04:0001016:6203 является необоснованным.
В соответствии со ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого уведомления.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения отсутствуют, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2020 г. по делу N А40-106917/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106917/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "МОСИНЖПРОЕКТ", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА", ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - ЦЕНТР"