г. Воронеж |
|
9 февраля 2021 г. |
Дело N А35-6932/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2021.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Капишниковой Т.И., |
судей |
Осиповой М.Б., |
|
Малиной Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елагиной Любови Антоновны на решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2020 по делу N А35-6932/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елагиной Любови Антоновны (ОГРНИП 312461113600026, ИНН 461700739013) к администрации Октябрьского района Курской области
о признании незаконным постановления от 08.07.2019 N 637 "Об отмене постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761
третьи лица: индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дорогавцева Надежда Васильевна (ОГРНИП: 312461113600015),
администрация Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области (ИНН: 4617001259, ОГРН: 1084600618272),
при участии в судебном заседании посредством ВКС при содействий Арбитражного суда Курской области:
от ИП Главы КФХ Елагиной Л. А.: Лукин А.М., представитель по доверенности от 18.09.2019 сроком на 5 лет; Елагина Л.А., лично паспорт РФ;
от администрации Октябрьского района Курской области: Сорокина Л.А., представитель по доверенности от 08.09.2020 N 01-33/3151 сроком на 1 год;
от ИП Главы КФХ Дорогавцевой Н.В.: Финашкин Ю.В., представитель по доверенности от 25.08.2018 сроком на 3 года,
от администрация Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области представители не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елагина Любовь Антоновна (далее - заявитель, Глава КФХ Елагина Л.А., апеллянт) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Октябрьского района Курской области (далее -ответчик, администрация Октябрьского района, Администрация) о признании незаконным постановления от 08.07.2019 N 637 "Об отмене постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения"(далее -постановление от 08.07.2019 N 637).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дорогавцева Надежда Васильевна (далее- Глава КФХ Дорогавцева Н.В., третье лицо 1) и администрация Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области (далее -администрация Филипповского сельсовета, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.06.2020 в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елагиной Любови Антоновны о признании незаконным постановления администрации Октябрьского района Курской области от 08.07.2019 N 637 "Об отмене постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения" оказано, постановление от 08.07.2019 N 637 признано соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Глава КФХ Елагина Л.А. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований и отмене постановления от 08.07.2019 N 637.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что оспариваемым постановлением Администрацией Октябрьского района Курской области было отменено ранее изданное постановление о предоставлении Главе К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка в аренду, на основании которого между сторонами заключен договор аренды земельного участка, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию.
Ссылаясь на судебную практику заявитель указывает, что после заключения договора аренды публично-правовые отношения по предоставлению земельного участка прекратились (административный акт был исполнен), и между сторонами возникли гражданские правоотношения по владению и пользованию земельным участком. В свою очередь оспариваемый правовой акт в итоге направлен на прекращение гражданских правоотношений, существующих между сторонами по аренде земельного участка. Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Из содержания исковых требований следует, что оспаривалось постановление администрации Октябрьского района Курской области от 08.07.2019 N 637 "Об отмене постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения". В обжалуемом решении, в нарушение ст.200 АПК РФ, судом дана оценка законности не только обжалуемому постановлению N637 от 08.07.2019, но и постановлению администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N761). Более того, судом установлено, что Постановление N761 не соответствует закону.
Заявитель считает, что делая данные выводы, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку, АПК РФ не предусматривает право арбитражного суда рассматривать дело за пределами исковых требований. Данное положение неизбежно вытекает из взаимосвязанных принципов арбитражного процесса (статьи 2, 6, 8, 9 АПК РФ). Кроме того, невозможность рассмотрения требований, которые не являются предметом иска прямо вытекает из ст. ст. 65, 67, 167, 168, 170 АПК РФ.
В то же время, судом не были приняты во внимание ни доводы заявителя относительно законности предоставления ей земельного участка, поскольку состоялось предварительное согласование, в отношении предоставленного земельного участка, ни доводы заинтересованного лица относительно того, что публикация в газете была дана ошибочно, а все поступившие заявления, кроме заявления КФХ Елагиной Л.А., не соответствовали требованиям, предъявляемым для такого рода заявлений.
В обоснование апелляционной жалобы Глава КФХ Елагина Л.А. представила доказательства фактического использования земельного участка и участия в программах "Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 гг" и получения гранта в рамках государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства по программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Курской области на 2013-2020 гг" : статистическую отчетность за 2016, 2017, 2018 годы, отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2017, 2018 гг., отчетность получателя гранта на 01.01.2019.
В письменном отзыве администрация Октябрьского района апелляционную жалобу признала, указав, что исходя из смысла ст.ст.407, 450, 452-453 ГК РФ, ст.46 ЗК РФ обязательства по договору не могут быть прекращены отменой правового акта, послужившего основанием для заключения договора аренды земельного участка. Гражданско- правовая сделка может быть прекращена в силу закона, решения суда либо волеизъявления обеих сторон.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
На момент издания оспариваемого ненормативного правового акта договор аренды земельного участка остается зарегистрированным в установленном порядке. Земельный участок продолжает использоваться арендатором по целевому назначению, поля были обработаны и засеяны зерновыми культурами.
Третье лицо 1- Глава КФХ Дорогавцева Н.В. указала, что 13.07.2018 в газете "Курская правда" N 84 (26290) администрацией Октябрьского района Курской области было опубликовано сообщение о наличии на территории Филипповского сельсовета свободного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в госсобственности, для передачи на праве аренды, площадью 2840000 кв.м, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район,Филипповский сельсовет. В нарушение требований пунктов 1, 3, 4, 6 статьи 39.18 ЗК РФ РФ, в извещении о наличии свободного земельного участка, размещенном в газете "Курская правда" от 13.07.2018, не указаны: цель предоставления земельного участка, способ подачи заявлений, дата окончания приема заявлений, кадастровый номер земельного участка.
Глава КФХ Дорогавцева Н.В. также указывает, что поскольку в соответствии с указанным объявлением в адрес ответчика были представлены 3 заявления (в том числе от Главы КФХ Дорогавцевой Н.В и ИП Главы КФХ Маштаковой Н.Д) подлежали применению нормы ст. 39.18 ЗК РФ.
Администрация Октябрьского района Курской области проигнорировала требования ЗК РФ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку в данном случае земельный участок с кадастровым номером 46:17:100805:7 должен был предоставлен только с конкурсных процедур. К такому выводу пришло Курское УФАС России, в Предупреждении N 14 от 06.06.2019 четко и определенно были указаны нарушения процедуры представления земельного участка из фонда перераспределения.
По мнению третьего лица 1, надлежащих доказательств обращения ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. в установленный пунктом 14 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ срок с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на наличие решения о предварительном согласовании представления указанного земельного участка в материалы дела не было представлено, и не могло быть предоставлено, поскольку таких документов нет. Следует воспринимать доводы заявителя как способ защиты, который не соответствует фактическим обстоятельствам. Постановление администрации Октябрьского района от 24.08.2018 N 761 о предоставлении ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7 не содержит сведений о наличии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как на основание его предоставления Елагиной Л.А.
При недействительности сделка не влечет юридических последствий, и недействительна с момента ее совершения (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Третье лицо-2 - администрация Филипповского сельсовета Октябрьского района в письменном отзыве указала, что довод заявителя апелляционной жалобы, что ИП К(Ф)Х Елагина Л.А. имела право на предоставление земельного участка, так как ранее земельный участок прошел процедуру предварительного согласования является несостоятельным. Данный довод ничтожен, так как предварительное согласование не было произведено Администрацией Филипповского сельсовета Октябрьского района, в связи с тем, что процедура предварительного согласования была нарушена, поскольку при организации предварительного согласования предоставления земельного участка ИП К(Ф)Х Елагина Л.А. в 2016 году не было размещено извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в газете "Курская Правда", а также не было размещено извещение на официальном сайте Муниципального образования Филипповский сельсовет, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".Предварительное согласование земельного участка ИП К(Ф)Х Елагина Л.А. не состоялось, поскольку нарушены императивные нормы земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в порядке самоконтроля было постановлением Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области от 06.03.2020 N 25 отменено постановление Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области от 13.07.2016 N50 "О предварительном согласовании предоставления на правах аренды земельного участка из фонда перераспределения площадью 284 0000 кв.м, расположенного по адресу:Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства (крупного рогатого скота) на территории Филипповского сельсовета (в редакции постановления от 21.12.2016 N97). При отмене вышеназванного Постановление было учтено, что данное Постановление исполнено не было, договор аренды сторонами не заключался, также проект договора и акт приема передачи не разрабатывались, таким образом, никаких правовых последствий для ИП К(Ф)Х Елагина Л.А., ни для иных лиц постановление Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области от 13.07.2016 N50 не имело, более того с даты его издания и до даты его отмены прошло более трех лет.
Дело слушалось 27.01.2021, в порядке ст.163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 03.02.2021.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 24.12.2012 между администрацией Октябрьского района Курской области (арендодатель) и ИП - Главой КФХ Елагиной Л.А. (арендатор) был заключен договор аренды N 105, в соответствии с которым ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. в аренду были предоставлены земельные участки для развития животноводства: земельный участок общей площадью 2850000 кв.м., и земельный участок общей площадью 200000 кв.м. Срок аренды установлен с 24.12.2012 по 24.11.2013.(т.1, л.д.89-93).
10.09.2013 между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и Главой КФХ Елагиной Л.А. заключено Соглашение о предоставлении субсидии в виде единовременной помощи на поддержку начинающих фермеров Курской области N 23. В соответствии с соглашением ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. предоставлялась субсидия в виде гранта в размере 1200000 руб., а также субсидии в виде единовременной помощи в размере 17097 руб. Срок действия указанного соглашения в соответствии с пунктом 4.3. определен на 5 лет.(т.1, л.д.25-41).
В письме от 10.12.2013 N 100, адресованном заявителю, администрация Октябрьского района, рассмотрев обращение Елагиной Л.А., и в связи получением ею гранта на основании соглашения N 23 от 10.09.2013 на развитие животноводства, на основании положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ, просила считать договор аренды N 105 от 24.12.2012 заключенным на неопределенный срок.(т.1, л.д.98)
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 05.08.2015 к договору аренды стороны договорились о правопреемстве прав и обязанностей по договору от арендодателя - администрации Октябрьского района к муниципальному образованию "Филипповский сельсовет". (т.1, л.д.99).
25.03.2016 между администрацией Филипповского сельсовета (арендодатель) и Главой КФХ Елагиной Л.А. (арендатор) подписано соглашение о расторжении договора аренды N 105 от 24.12.2012. По акту возврата земельного участка от 25.03.2016 земельный участок общей площадью 2850000 кв.м., состоящий из 7 контуров, возвращен арендодателю. (т.1, л.д.100-101).
03.06.2016 Глава КФХ Елагина Л.А. обратилась в администрацию Филипповского сельсовета с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно которому на основании статьи 39.15 ЗК РФ заявитель просила о предварительном согласовании предоставления земельного участка размером 2840000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства на территории Филипповского сельсовета (кадастровый номер 47:17:100805:6) в аренду (пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), приложив к заявлению схему расположения земельного участка и соглашение о предоставлении субсидии от 10.09.2013 N 23(т.1, л.д.102).
13.07.2016 администрацией Филипповского сельсовета по итогам рассмотрения заявления ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. на основании решения собрания депутатов Филипповского сельсовета принято постановление N 50 о предварительном согласовании предоставления ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. на правах аренды земельного участка из фонда перераспределения земель площадью 2840000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства (крупного рогатого скота) на территории Филипповского сельсовета. Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка. В качестве условия предоставления земельного участка указано проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка. (т.1, л.д.105-109).
Постановлением администрацией Филипповского сельсовета от 21.12.2016 N 97 в постановление от 13.07.2016 N 50 внесены изменения: в пункте 1 постановления слова "для сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства (крупного рогатого скота) на территории Филипповского сельсовета" заменены словами "для сельскохозяйственного использования"(т.1, л.д.112).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N 46-0-1-208/4218/2018-273 спорный земельный участок площадью 2840000 кв.м., место расположения: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет 12.01.2017, земельному участку присвоен кадастровый номер 46:17:100805:7(т.1, л.д.114-115).
22.06.2018 в администрацию Октябрьского района Курской области от ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. поступило заявление (вх. N 01-32/3353) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, общей площадью 2840000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного использования в аренду сроком на 49 лет. В заявлении ИП - Глава КФХ Елагина Л.А. указала на то, что она является участником программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Курской области на 2013-2020 гг."(т.1, л.д.116-117).
13.07.2018 в газете "Курская правда" N 84 (26290) администрацией Октябрьского района опубликовано сообщение о наличии на территории Филипповского сельсовета свободного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в госсобственности, для передачи на праве аренды, площадью 2840000 кв.м. с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет. Сообщено, что с заявками о предоставлении земельного участка на праве аренды заинтересованные лица могут обращаться в течение 30 календарных дней. (т.1, л.д.118-120).
19.07.2018 в администрацию Октябрьского района поступило заявление ИП Главы КФХ Маштаковой Н.Д. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 12840000 кв.м. в соответствии с объявлением в газете "Курская правда" 13.07.2018 N 84.(т.1, л.д.120)
02.08.2018 в администрацию Октябрьского района поступило заявление ИП - Главы КФХ Дорогавцевой Н.В. с просьбой выделить ей из фонда перераспределения 280 га, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, для развития отрасли животноводства. (т.1, л.д.121).
Письмами от 13.08.2018 N 01-33/3118 и N 01-33/3119 администрация Октябрьского района отказала ИП Главе КФХ Маштаковой Н.Д.и Главе КФХ Дорогавцевой Н.В. в рассмотрении их заявлений по мотиву подачи заявлений по неустановленной форме. (т.1, л.д.122-123).
Постановлением администрации Октябрьского района от 24.08.2018 N 761 по итогам рассмотрения заявления ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного использования с кадастровым номером 46:17:100805:7, находящийся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 2840000 кв.м. сроком на 49 лет. (т.1, л.д.22).
24.08.2018 между администрацией Октябрьского района (арендодатель) и ИП - Главой КФХ Елагиной Л.А. (арендатор) заключен договор аренды N 108 земельного участка, находящегося в государственной собственности, в соответствии с пунктами 1.1., 2.1. которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, общей площадью 2840000 кв.м., кадастровый номер 46:17:100805:7, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения, срок аренды - с 24.08.2018 по 24.08.2064. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 24.08.2018. Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 10.09.2018.(Т.1, Л.Д.125-132).
29.04.2019 в Курское УФАС России поступило обращение ИП - Главы КФХ Дорогавцевой Н.В. (исх. N 56 от. 25.04.2019) с жалобой на действия администрации Октябрьского района по заключению 24.08.2018 договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, без проведения торгов, содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По итогам рассмотрения обращения Курское УФАС России пришло к выводу, что администрацией Октябрьского района допущено грубое нарушение порядка предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7, установленного пунктом 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в связи с чем в адрес администрации Октябрьского района Курским УФАС было направлено предупреждение N 14 от 06.06.2019 о необходимости в срок до 19.07.2019 отменить постановление от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду главе КФХ Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного использования", предоставляющее ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности путем предоставления права пользования земельным участком с кадастровым номером 46:17:100805:7, общей площадью 284 0000 кв.м. в нарушение предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса РФ порядка. (т.1, л.д.17-20, 144-148)
Постановлением администрации Октябрьского района от 08.07.2019 N 637 постановление администрации Октябрьского района от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения" отменено (т.1, л.д.21).
16.07.2019 Глава КФХ Елагина Л.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции сделал вывод о соответствии действий ответчика требованиям ст.ст. 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"при вынесении постановления от 08.07.2019 N 637, а также принял во внимание отсутствие предусмотренных законом оснований для принятия администрацией Октябрьского района постановления от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения", поэтому оспариваемое постановление администрации Октябрьского района от 08.07.2019 N 637 соответствует нормам Земельного кодекса РФ и Закона N 101-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Статьей 4 Закона о конкуренции даны следующие понятия : конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также разумный срок их выполнения.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее- Положение).
Согласно пунктам 1, 5.3.1.1, 5.3.1.8, 5.3.2.9 Положения Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). ФАС России осуществляет контроль: за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах своей компетенции; за соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством; выдает (направляет): предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе "О защите конкуренции".
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Предупреждение УФАС по Курской области от 06.06.2019 N 14 содержало требование об отмене постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения", что и было сделано ответчиком при вынесении оспариваемого постановления. (т.1, л.д.17-21).
Поскольку предупреждение УФАС по Курской области от 06.06.2019 N 14 вступило в законную силу, в судебном порядке не оспорено и не отменено, оно является обязательным для исполнения.
На этом основании арбитражным судом не принят довод апеллянта о том, что возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О указано, что положение части 1 статьи 48 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 486-О-О).
На основании статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2).
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ определено, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются, в том числе информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
При этом то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
То есть, при наличии нескольких заявлений в соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
С учетом вышеизложенного, доводы заявителя и ответчика о том, что в связи с тем, что в администрацию Октябрьского района поступило только одно заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7 (от ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А.), нормы статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в таком случае не применяются, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Как установлено судом из материалов дела, 22.06.2018 в администрацию Октябрьского района от ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. поступило заявление (вх. N 01-32/3353) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7, в аренду сроком на 49 лет. При этом основание предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на соответствующую норму Земельного кодекса РФ или Закона N 101-ФЗ заявителем указано не было. В заявлении ИП - Глава КФХ Елагина Л.А. в качестве дополнения указала, что она является участником программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Курской области на 2013-2020 гг.".
13.07.2018 в газете "Курская правда" N 84 (26290) администрацией Октябрьского района опубликовано сообщение о наличии на территории Филипповского сельсовета свободного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в госсобственности, для передачи на праве аренды, площадью 2840000 кв.м. с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет. Сообщено, что с заявками о предоставлении земельного участка на праве аренды заинтересованные лица могут обращаться в течение 30 календарных дней.
Согласно пункту 6 статьи 6 Устава муниципального образования "Октябрьский район" Курской области муниципальные правовые акты, соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области, официальному опубликованию, публикуются Главой Октябрьского района Курской области в 7-дневный срок в газете "Районные вести", размещаются в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального района "Октябрьский район" Курской области (по адресу: http://oktiabr.rkursk.ru/), за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта РФ в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков. Вместе с тем, после получения 22.06.2018 заявления ИП - Главы КФХ Елагиной Л.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:100805:7 администрацией Октябрьского района, в нарушение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, не обеспечено опубликование соответствующего извещения в порядке пункта 6 статьи 6 Устава муниципального образования "Октябрьский район" Курской области, на официальном сайте администрации Октябрьского района, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как следует из пп.12 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральном законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Вместе с тем, в постановлении администрации Октябрьского района от 24.08.2018 N 761 ИП - Главе КФХ Елагиной Л.А. земельный участок с кадастровым номером 46:17:100805:7 предоставлен сроком на 49 лет.
При этом арбитражный апелляционный суд не дает оценку правомерности вынесения постановлений Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области 13.07.2016 N 50 "О предварительном согласовании предоставления на правах аренды земельного участка из фонда перераспределения площадью 284 0000 кв.м, расположенного по адресу:Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства (крупного рогатого скота) на территории Филипповского сельсовета" и от 06.03.2020 N 25 об отмене постановления Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области от 13.07.2016 N50 "О предварительном согласовании предоставления на правах аренды земельного участка из фонда перераспределения площадью 284 0000 кв.м, расположенного по адресу:Курская область, Октябрьский район, Филипповский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, развития молочного животноводства (крупного рогатого скота) на территории Филипповского сельсовета (в редакции постановления от 21.12.2016 N97), поскольку это является предметом спора в рамках дела N А35-3796/2020.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что в заявлении Главы КФХ Елагиной Л.А. от 22.06.2018 (т.1, л.д.116-117) отсутствовала ссылка на указанные нормативные акты и на наличие решения о предварительном согласовании вообще, а в постановлении администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения" отсутствуют указания на пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и на факт предварительного согласования, в том числе на наличие постановления Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области от 13.07.2016 N50. Такие ссылки отсутствуют и в договоре аренды земельного участка от 24.08.2018 N108.
Кроме того, как установил суд первой инстанции, на дату вынесения постановления администрации Октябрьского района Курской области от 24.08.2018 N 761 "О предоставлении в аренду К(Ф)Х Елагиной Л.А. земельного участка для сельскохозяйственного назначения" применительно к п.14 ст.39.15 ЗК РФ 2-х летний срок действия решения о предварительном согласовании прекратился.
Что касается заявления администрации Октябрьского района Курской области о признании требований заявления Главы КФХ Елагиной Л.А. и доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу ч.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Поскольку третьи лица настаивали на рассмотрении спора по существу, указывая, что действия администрации Октябрьского района Курской области нарушают права Главы КФХ Дорогавцевой Н.В и ИП Главы КФХ Маштаковой Н.Д., а также неопределенного круга лиц, признание иска нарушает публичные интересы, противоречит обязанностям ответчика, установленным императивными нормами закона, суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия заявления о признании иска.
Земельным кодексом Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства отнесены участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1). Крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные общества отнесены к числу лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (статья 78 ЗК РФ).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов с крестьянским (фермерским) хозяйством или сельскохозяйственной организацией в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ с гражданином и крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления деятельности хозяйства в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункты 15, 17 пункта 2 статьи 39.6). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено, если в отношении образованного земельного участка поступило заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона, если в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (пункты 11, 12, 13 статьи 39.16).
По смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства, при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Аналогичной правовой позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определение от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что спорный земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства, подлежал предоставлению в аренду на торгах, поскольку в администрацию поступило несколько заявлений от разных субъектов (глав КФХ). Участие заявителя в государственных программах поддержки сельского хозяйства при рассмотрении его заявления о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 49 лет не могло являться основанием для отхода от общего порядка предоставления земельных участков, установленного статьей 39.18 ЗК РФ, оспариваемое решение администрации соответствует нормам земельного законодательства, поскольку публичные процедуры, обеспечивающие конкурентный доступ заинтересованных лиц к предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения не соблюдены.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
В Федеральном законе N 131-ФЗ не определены основания и порядок отмены муниципальных правовых актов, поэтому соответствующее решение может приниматься органом местного самоуправления (должностным лицом) по своему усмотрению при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению указанных актов. Необходимым является условие о том, что отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985, от 29.04.2019 N 307-КГ18-21642, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2018 N Ф10-1882/2018 по делу N А09-10679/2016, от 16.12.2015 N Ф10-4596/2015 по делу N А35-10700/2014, Арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2019 N Ф06-48935/2019 по делу N А65-27277/2018 и др.
Поскольку Администрация в нарушение вышеуказанных требований земельного законодательства предоставила спорный земельный участок в аренду, она правомерно приняла обжалуемый ненормативный акт об отмене ранее изданного постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч.4 ст.270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2020 по делу N А35-6932/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6932/2019
Истец: КФХ Елагина Любовь Антоновна
Ответчик: Администрация Октябрьского района Курской области
Третье лицо: Администрация Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области, КФХ Глава Дорогавцева Н.В., Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд