город Чита |
|
7 февраля 2024 г. |
Дело N А19-19432/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2023 года по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "БЭК") (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774) к Администрации города Иркутска (далее - ответчик) (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о взыскании 714 974 рубля 50 копеек,
в отсутствие в судебном заседании лиц и их представителей, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным иском мотивируя следующим. Истец является единой теплоснабжающей организации в г. Иркутске, на предложение истца о заключении договора по поставке тепловой энергии ответчик ответил отказом, в связи с отсутствием в бюджете статьи расходов по оплате потерь энергоресурса, вместе с тем истец обеспечивал поставку тепловой энергии и предъявил ответчику к оплате стоимость потерь в тепловых сетях за июнь 2023 года в сумме 696 663 рубля 85 копеек, о чем в адрес Администрации направлены товарная накладная от 31.06.2023 N 16498 и счет-фактура от 30.06.2023 N 35355-16006, оплата произведена не была, в связи с чем, предъявляют ко взысканию с указанную сумму и законную неустойку в размере 18 310 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области 14 ноября 2023 года иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано в счет основного долга 696 663 рубля 85 копеек; в счет неустойки 18 310 рублей 65 копеек, а также неустойка на сумму основного долга в размере 696 663 рублей 85 копеек с 05.10.2023 по день фактической оплаты в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении"; и 2000 рублей расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой указывает на отсутствие обязанности по оплате стоимости тепловых потерь, возникающих в тепловых сетях, поскольку Администрация не обладает статусом профессионального участника рынка, указывает, что обязанность по оплате потерь возникающих в тепловых сетях лежит на конечных потребителях, при этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии по тепловым сетям должны быть включены органом регулирования в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую истцом конечным потребителям; на Администрацию возможно возложение бремя возмещения только сверхнормативных потерь со ссылкой на выводы суда, указанных в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2020 по делу А50- 9088/2019; выражает несогласие с расчетом потерь в тепловых сетях по фактическим температурам воздуха и грунта; указывает на обоснованность своей позиции в совокупности с выводами Арбитражного суда ВСО по делам А19-11583/2022, А19-7200/2022, А19-18508/2022.Просят решение суда отменить.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу, судом первой инстанции исследовались все обстоятельства и представленные доказательства, им была дана соответствующая оценка, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в пределах изложенных в ней доводов (абз.3 п. 27 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Байкальская энергетическая компания" (единая теплоснабжающая организация) в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 ноября 2020 года N 997 наделено статусом единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности 1- 13, указанных в схеме теплоснабжения города Иркутска до 2033 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.09.2019 N1008.
Сооружения коммунального хозяйства - теплосети, с кадастровыми номерами 38:36:000022:48287 и 38:36:000000:11030, расположенные в г. Иркутске, в/г 114, являются собственностью муниципального образования г. Иркутска (запись о праве собственности от 07.08.2020 N 38:36:000022:48287-38/116/2020-3 и от 10.08.2020 N 38:36:000000:11030-38/123/2020-3).
В соответствии с письмом Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска от 11.10.2021 N 405-719-10231/21 организация, осуществляющая эксплуатацию поименованных тепловых сетей, не определена; тепловые сети находятся в муниципальной казне г. Иркутска.
ООО "БЭК" направило в адрес Администрации г. Иркутска муниципальный контракт теплоснабжения N 16006, действие которого распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.12.2020, в соответствии с пунктом 1.1 которого единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель (сетевую воду) (далее - тепловую энергию) до точки (точек) поставки в количестве, установленном сторонами в соответствии с приложением N1 к контракту, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В ответ на указанное обращение о заключении муниципального контракта теплоснабжения (поставки) Потребителя тепловой энергии в горячей воде N 16006, Администрация г. Иркутска в письме от 11.05.2022 N 405-70-д-1750/22 сообщила об отсутствии возможности заключения данного договора по причине отсутствия в бюджете муниципального образования целевой статьи на оплату потерь в сетях теплоснабжения.
Согласно доводам истца, в июне 2023 года он продолжал подавать абонентам тепловую энергию, через сети, находящиеся в собственности Администрации, в которых образовывались потери тепловой энергии, ответчику предъявлена к оплате стоимость потерь в тепловых сетях в сумме 696 663 рубля 85 копеек, о чем в адрес ответчика направлены товарная накладная от 31.06.2023 N 16498 и счет-фактура от 30.06.2023 N 35355-16006, оплата стоимости потерь тепловой энергии не произведена, в связи с чем, в порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 11.07.2023 N 0000069661 с требованием произвести оплату задолженности в течение трех дней с даты получения данной претензии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений гл.30 (§6) ГК РФ, норм федеральных законов от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О Теплоснабжении", от 06.1.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, приказа Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", приказом Госстроя России от 01.10.2001 N 225 "Об утверждении Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (МДК 4-03-2001), наличия у Администрации г. Иркутска предусмотренной законом обязанности оплатить стоимость потерь тепловой энергии как собственника сетей; отсутствия доказательств оплаты задолженности и как следствие правомерности требования о взыскании неустойки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"., пункт 12 статьи 2 которого определяет передачу тепловой энергии, теплоносителя как совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Процесс передачи тепловой энергии, состоящий в перемещении перегретого теплоносителя по инженерным сетям от источника теплоты до точки поставки конечного потребителя, неизбежно сопряжен с потерей части ресурса, как вследствие рассеивания тепловой энергии в пространстве (естественного остывания теплоносителя), так и по причине утраты (например, вследствие утечек) самого теплоносителя. Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определены субъекты, обязанные оплачивать потери в теплосетях (пункт 5 статьи 13, пункт 11 статьи 15, пункт 6 статьи 17), которыми являются теплоснабжающие и теплосетевые организации, собственники или иные законные владельцы тепловых сетей.
Согласно абзацу 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, пункту 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные, следовательно, правоотношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем, не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении, пунктом 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 808) установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении.
По смыслу частей 5, 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении передачу по тепловым сетям тепловой энергии потребителям вправе осуществлять как собственники таких сетей, так и иные законные владельцы тепловых сетей, оплата услуг которых осуществляется в соответствии с установленным тарифом. При этом собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу. Пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, установлено, что потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей. Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций. Администрацией г. Иркутска решение о передаче тепловых сетей в распоряжение сетевой организации не принято, эксплуатирующая организация не определена, что подтверждается письмом Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска от 08.11.2021 N 405-719-10231/21.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что сооружения коммунального хозяйства - теплосети, с кадастровыми номерами 38:36:000022:48287 (протяженность 1643 м) и 38:36:000000:11030 (протяженность 2363 м), расположенные в г. Иркутске, в/г 114, являются собственностью муниципального образования г. Иркутска (запись о праве собственности от 07.08.2020 N 38:36:000022:48287- 38/116/2020-3 и от 10.08.2020 N 38:36:000000:11030-38/123/2020-3)(выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 10.08.2020, то учитывая вышеизложенное суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению потерь энергоресурса должна быть возложена на ответчика, в том числе с учетом статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
По общему правилу, расходы на оплату технологических потерь тепловой энергии учитываются при установлении тарифа на тепловую энергию в размере, необходимом для компенсации только нормативных потерь (часть 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзац первый пункта 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункт 12 Методических указаний N 760-э, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 N 87-АПГ171), а поскольку указанные в иске тепловые сети Администрацией истцу не обслуживание не передавались, следовательно, у регулирующего органа отсутствует обязанность по включению потерь по тепловым сетям в составе тарифа на тепловую энергию, реализуемую истцом конечным потребителям.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, Администрацией размер и порядок расчета взыскиваемых потерь рассчитанных истцом не оспорен, контррасчет не представлен, не представлены и доказательства возмещения потерь в тепловых сетях, как не представлены и доказательства передачи данных тепловых сетей в эксплуатацию тепловой организации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2023 года по делу N А19-19342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
А.Е.Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19342/2023
Истец: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация города Иркутска